ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МИНИ-ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
1.1. Интеллектуальная мини-олимпиада – это форма
интеллектуального соревнования старших
дошкольников, позволяющая выявить не только
определенные знания детей, но и умение применять
их в новых нестандартных ситуациях, требующих
творческого мышления.
1.2. Основной целью мини-олимпиады является
повышение рейтинга дошкольного образования в
плане подготовки детей к обучению в школе.
1.3. ЗАДАЧИ МИНИ-ОЛИМПИАДЫ:
1.3.1.Создание условий для реализации
способностей, склонностей и интересов старших
дошкольников.
1.3.2.Развитие познавательной активности детей.
1.3.3.Формирование творческого воображения, как
направления интеллектуального и
художественно-эстетического личностного
развития дошкольников.
1.3.4.Развитие коммуникативности, как одного из
необходимых условий успешности учебной
деятельности.
1.3.5.Интеллектуалная мини-олимпиада включает
задания по речевому развитию ребенка, развитию
представлений о человеке в истории и культуре,
элементарных математических представлений,
экологической культуры детей и элементарных
естественно-научных представлений, а также по
другим критериям в соответствии с «Временными
(примерными) требованиями к содержанию и методам
воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном
образовательном учреждении».
2. РУКОВОДСТВО И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МИНИ-ОЛИМПИАДЫ:
2.1.Определение порядка и срока проведения
мини-олимпиады.
2.2.Подготовка конкурсных заданий и критериев их
оценки.
2.3.Утверждение жюри.
2.4.Утверждение состава участников
мини-олимпиады.
Примечание: В мини-олимпиаде принимают
участие команды детей 5-7 лет. Состав команды – не
более 6-7 человек.
2.5.Разработка сценария проведения
мини-олимпиады.
2.6.Анализ и обобщение итогов мини-олимпиады.
3. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МИНИ-ОЛИМПИАДЫ:
3.1. Мини-олимпиада проводится в виде командного
первенства.
3.2. Требование к участникам мини-олимпиады.
3.3. За каждой командой закрепляется воспитатель
(или специалист), который осуществляет
подготовку и сопровождение команды.
3.4. Команда должна иметь название, девиз, эмблему,
единую форму одежды.
3.5. Команда готовит визитную карточку на 2-3 минуты
(в любой форме, обоснование названия своей
команды).
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.
4.1. Итоги подводятся по окончании мини-олимпиады. Команды-победители (1-е, 2-е, 3-е места) награждаются Почетными грамотами и поощрительными призами.
СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МИНИ-ОЛИМПИАДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ МБДОУ д/с № 4 «БЕРЕЗКА» п.г.т. АКТЮБИНСКИЙ АЗНАКЕВСКОГО РАЙОНА.
(Звучит музыка)
ВЕДУЩИЙ: Сегодня Мы открываем Интеллектуальную олимпиаду для дошкольников. Олимпиада – это соревнование не только самых спортивных, но и самых умных! Они проводятся уже много лет.
С Древней Греции, с Эллады
Взял пример и новый век,
Возродил олимпиады
Современный человек.
И для тех, кто в мире знаний
Ум, смышленость показал –
Олимпийские медали,
Олимпийский пьедестал.
(Слово предоставляется зав. д/с №4 «Березка». Выступление и напутственные слова.)
– Дорогие ребята! Дорогие гости! Мы рады Вас приветствовать в нашем уютном детском саду «Березка». И хотя Вам придется сегодня пройти много нелегких, но интересных испытаний (чтобы показать свою смекалку и знания), мы желаем Вам пройти их с радостью и улыбкой!
ВЕДУЩИЙ: А сейчас самый главный
момент. Право зажечь наш олимпийский огонь
предоставляется победительнице в конкурсе
«Очаровательный малыш» и выпускнице нашего
учреждения Камиловой Эльвине – учащейся 1 класса
МСОШ №1 п.г.т. Актюбинский.
Сегодня в нашей олимпиаде участвуют две лучшие
команды МДОУ д/с № 4 «Березка» и лучшая команда
МБОУСОШ №1 п.г.т. Актюбинский. Предоставляем
слово следующим командам:
– Подготовительная к школе группа «А» № 4
«Березка» (визитная карточка)
– Подготовительная к школе группа «Б» № 4
«Березка» (визитная карточка)
– Начальный 1-й класс МСОШ № 1 (визитная карточка)
(Звучит музыка. На зонтике «прилетает» Мэри Поппинс.)
МЭРИ ПОППИНС:
В сказки я открою двери.
Все узнали Поппинс Мэри?
И для взрослых и детей
Я всегда полна идей!
Чтоб могли Вы развиваться,
С любой трудностью справляться,
К вам на помощь я спешу,
В страну знаний приглашу!
Дошколята, подтянитесь,
Все смотрите на меня.
(Дети встают)
Повторим со мною вместе
Клятвы добрые слова:
Клянемся дружными
ДЕТИ: Клянемся!
И слезы горькие не лить.
ДЕТИ: Клянемся!
С улыбкой трудности встречать.
ДЕТИ: Клянемся!
Все смело преодолевать.
ДЕТИ: Клянемся!
Вам сейчас ключи вручаю
И секрет свой открываю:
Сами сможете теперь
Подобрать к ключу вы дверь!
ВЕДУЩИЙ: Прошу всех капитанов подойти, получить ключи и подобрать подходящие к ним двери.
(капитаны выполняют задание. На полу разложены листы бумаги, на которых нарисованы отверстия разных форм. Необходимо к ним подобрать ключ – должна подойти резьба. На обратной стороне листа – задание команде)
МЕРИ ПОППИНС: Теперь у каждой команды есть свой путевой лист, который поможет Вам найти станции знаний. Доброго Вам пути! До встречи!
ВЕДУЩИЙ: Здесь собрались самые умные, веселые и находчивые. Жюри будет справедливо оценивать конкурсы. Наивысшая оценка конкурсов 5 баллов. Начинаем наш конкурс.
1 СТАНЦИЯ: «Разминка» – задают по 3 вопроса каждой команде.
– Какое дерево боится ветра и всегда дрожит?
– Какое сейчас время года?
– Какую птицу называют лесным доктором?
– Где зимняя квартира медведя?
– Кто быстрее плавает: цыпленок или утенок?
– Какой сейчас месяц?
– В каком месяце дети идут в школу?
– Сколько времен года ты знаешь?
– Как называется домик для птиц, сделанный
руками человека?
2 СТАНЦИЯ: «Вообразилия» – развитие творческого воображения и мышления.
Оборудование: геометрические фигуры 7
цветов, 3-х размеров и 5 форм.
Задание: Построить из геометрических фигур
для персонажей сказки Г. Х. Андерсена «Снежная
королева» и рассказать, для кого построен дом и
почему он такой формы.
Время выполнения – 5-7 мин.
Оценка – 5 баллов
3 СТАНЦИЯ: «Посчитай-ка» – развитие элементарных математических представлений и логического мышления.
Задание: предложить детям решить задачи.
Время выполнения – 3 мин.
Оценка – 5 баллов
1 команда:
На веревке завязали шесть узлов, – на сколько
частей эти узлы разделили веревку? (7)
Во дворе гуляли куры и собаки. Мальчик посчитал
их лапы. Получилось 10 лап. Сколько кур и сколько
собак во дворе? (2 собаки и 1 курица, или 1 собака
и 3 курицы)
2 команда:
Курица весит на одной ноге 2 кг. Сколько будет
весить курица на 2-х ногах? (Столько же).
Шла бабка в Москву, навстречу ей 3 старика, а у
стариков по – мешку, а в каждом мешке – по коту,
сколько всего шло в Москву? (Одна бабка, все
остальные шли в обратную сторону).
3 команда:
Представьте, что вы капитан космического
корабля. В вашем подчинении команда из 6-ти
человек. Каждому члену экипажа 6 лет. Сколько лет
капитану космического корабля? (Столько,
сколько и вам. Ведь вы капитан корабля)
Что надо сделать, чтобы 4 парня остались в
одном сапоге? (Снять у каждого по одному
сапогу).
4 СТАНЦИЯ: «Сказочная» – развитие памяти и воображения, речи, умение перевоплощаться и концентрировать внимание.
Загадки сказочных героев – стр.108 книга
«Умные загадки»
Время выполнения – 5 мин.
Оценка – 5 баллов
5 СТАНЦИЯ: «Эрудит» – развитие кругозора и эрудиции.
Задание: предложить детям как можно
быстрее ответить на вопросы – при этом могут
выражать свое мнение все члены команды.
Время выполнения – 4 мин.
Оценка – 5 баллов
- В какое время года бывает ледоход? (Весной)
- В какое время года бывает вьюга? (Зимой)
- Что делают из муки? (Хлеб)
- Что делают из глины? (Посуду)
- Что делают из песка? (Стекло)
- Что делают из молока? (Творог, кефир)
- Москва – это город или страна? (Город)
- В какой стране вы живете? (В России)
- Какие страны вы еще знаете?
- Сколько лет Победы мы праздновали 9 Мая в 2010 году? (65)
- Сколько нот в музыке? (7)
- Песок сыплют, а воду … (льют)
- Котлеты жарят, а суп … (варят)
- Стол накрывают, а постель … (застилают)
- Стул можно сломать, а чашку … (разбить)
- Сено косят, а волосы… (стригут)
- Назовите первый месяц осени? (Сентябрь)
- Назовите последний месяц весны? (Май)
- Какое время года наступает после зимы? (Весна)
- Толстокожее животное, которое вытащил из болта Айболит? (Бегемот)
- Где живет маленький кенгуру? (У мамы в сумке)
- Сколько человек тянули репку? (3 человека, а остальные животные)
- Кто из животных вторым прибежал к теремку? (Лягушка)
- Кто сломал теремок? (Медведь)
6 СТАНЦИЯ: «Конкурс капитанов» – прочитать детские загадки и выбрать ответ – рисунок, поставив крестик в правом нижнем углу.
Конструирование загадок – стр.121. книга
«Умные загадки»
Время выполнения – 5 мин.
Оценка – 5 баллов
ВЕДУЩИЙ: Молодцы! Вы неплохо потрудились. А теперь предоставляем слово нашему жюри.
(Выступление жюри, побеждают команды, набравшие большое количество баллов. Награждение победителей.)
ВЕДУЩИЙ: Наша олимпиада закрывается. Право потушить олимпийский огонь предоставляется нашим победителям.
Список использованной литературы:
1. В.В.Петрусинский «Игры для интенсивного
обучения». М., 1991
2. Р.Е.Черенкова «Лучшие задачки для детей от
3-х до 6 лет». Развиваем логику и мышление.
3. Е.В.Колесникова «Математика для
дошкольников»
4. Л.П.Петерсон, Н.П.Холина «Раз ступенька, два
ступенька»
5. И.Л.Юрковская «Математика для самых
маленьких»
6. Ю.В.Гурин «500 загадок для будущего
первоклассника. Математика».
7. М.А. Зиганов «Учимся читать и считать»
8. Г.С.Михайлова «Как подготовить ребенка к
школе: Упражнения и задачи, игры, тесты»
9. В.Л. Леви «Азбука здравомыслия». М., 2004.
10. Л.Е. Стрельцова «Литература и фантазия» –
книга для воспитателей детского сада и
родителей.
11. В.И. Базязин «Мудрость тысячелетий» –
энциклопедия