Интеллектуальная олимпиада с командой детей старшего дошкольного возраста и учащимися 1-го класса "Умники и умницы"

Разделы: Работа с дошкольниками

Ключевые слова: умники и умницы


ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МИНИ-ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1.1. Интеллектуальная мини-олимпиада – это форма интеллектуального соревнования старших дошкольников, позволяющая выявить не только определенные знания детей, но и умение применять их в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления.
1.2. Основной целью мини-олимпиады является повышение рейтинга дошкольного образования в плане подготовки детей к обучению в школе.

1.3. ЗАДАЧИ МИНИ-ОЛИМПИАДЫ:

1.3.1.Создание условий для реализации способностей, склонностей и интересов старших дошкольников.
1.3.2.Развитие познавательной активности детей.
1.3.3.Формирование творческого воображения, как направления интеллектуального и художественно-эстетического личностного развития дошкольников.
1.3.4.Развитие коммуникативности, как одного из необходимых условий успешности учебной деятельности.
1.3.5.Интеллектуалная мини-олимпиада включает задания по речевому развитию ребенка, развитию представлений о человеке в истории и культуре, элементарных математических представлений, экологической культуры детей и элементарных естественно-научных представлений, а также по другим критериям в соответствии с «Временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении».

2. РУКОВОДСТВО И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МИНИ-ОЛИМПИАДЫ:

2.1.Определение порядка и срока проведения мини-олимпиады.
2.2.Подготовка конкурсных заданий и критериев их оценки.
2.3.Утверждение жюри.
2.4.Утверждение состава участников мини-олимпиады.
Примечание: В мини-олимпиаде принимают участие команды детей 5-7 лет. Состав команды – не более 6-7 человек.
2.5.Разработка сценария проведения мини-олимпиады.
2.6.Анализ и обобщение итогов мини-олимпиады.

3. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МИНИ-ОЛИМПИАДЫ:

3.1. Мини-олимпиада проводится в виде командного первенства.
3.2. Требование к участникам мини-олимпиады.
3.3. За каждой командой закрепляется воспитатель (или специалист), который осуществляет подготовку и сопровождение команды.
3.4. Команда должна иметь название, девиз, эмблему, единую форму одежды.
3.5. Команда готовит визитную карточку на 2-3 минуты (в любой форме, обоснование названия своей команды).

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

4.1. Итоги подводятся по окончании мини-олимпиады. Команды-победители (1-е, 2-е, 3-е места) награждаются Почетными грамотами и поощрительными призами.

СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МИНИ-ОЛИМПИАДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ МБДОУ д/с № 4 «БЕРЕЗКА» п.г.т. АКТЮБИНСКИЙ АЗНАКЕВСКОГО РАЙОНА.

(Звучит музыка)

ВЕДУЩИЙ: Сегодня Мы открываем Интеллектуальную олимпиаду для дошкольников. Олимпиада – это соревнование не только самых спортивных, но и самых умных! Они проводятся уже много лет.

С Древней Греции, с Эллады
Взял пример и новый век,
Возродил олимпиады
Современный человек.
И для тех, кто в мире знаний
Ум, смышленость показал –
Олимпийские медали,
Олимпийский пьедестал.

(Слово предоставляется зав. д/с №4 «Березка». Выступление и напутственные слова.)

– Дорогие ребята! Дорогие гости! Мы рады Вас приветствовать в нашем уютном детском саду «Березка». И хотя Вам придется сегодня пройти много нелегких, но интересных испытаний (чтобы показать свою смекалку и знания), мы желаем Вам пройти их с радостью и улыбкой!

ВЕДУЩИЙ: А сейчас самый главный момент. Право зажечь наш олимпийский огонь предоставляется победительнице в конкурсе «Очаровательный малыш» и выпускнице нашего учреждения Камиловой Эльвине – учащейся 1 класса МСОШ №1 п.г.т. Актюбинский.
Сегодня в нашей олимпиаде участвуют две лучшие команды МДОУ д/с № 4 «Березка» и лучшая команда МБОУСОШ №1 п.г.т. Актюбинский. Предоставляем слово следующим командам:
– Подготовительная к школе группа «А» № 4 «Березка» (визитная карточка)
– Подготовительная к школе группа «Б» № 4 «Березка» (визитная карточка)
– Начальный 1-й класс МСОШ № 1 (визитная карточка)

(Звучит музыка. На зонтике «прилетает» Мэри Поппинс.)

МЭРИ ПОППИНС:

В сказки я открою двери.
Все узнали Поппинс Мэри?
И для взрослых и детей
Я всегда полна идей!
Чтоб могли Вы развиваться,
С любой трудностью справляться,
К вам на помощь я спешу,
В страну знаний приглашу!
Дошколята, подтянитесь,
Все смотрите на меня.

(Дети встают)

Повторим со мною вместе
Клятвы добрые слова:
Клянемся дружными

ДЕТИ: Клянемся!

И слезы горькие не лить.

ДЕТИ: Клянемся!

С улыбкой трудности встречать.

ДЕТИ: Клянемся!

Все смело преодолевать.

ДЕТИ: Клянемся!

Вам сейчас ключи вручаю
И секрет свой открываю:
Сами сможете теперь
Подобрать к ключу вы дверь!

ВЕДУЩИЙ: Прошу всех капитанов подойти, получить ключи и подобрать подходящие к ним двери.

(капитаны выполняют задание. На полу разложены листы бумаги, на которых нарисованы отверстия разных форм. Необходимо к ним подобрать ключ – должна подойти резьба. На обратной стороне листа – задание команде)

МЕРИ ПОППИНС: Теперь у каждой команды есть свой путевой лист, который поможет Вам найти станции знаний. Доброго Вам пути! До встречи!

ВЕДУЩИЙ: Здесь собрались самые умные, веселые и находчивые. Жюри будет справедливо оценивать конкурсы. Наивысшая оценка конкурсов 5 баллов. Начинаем наш конкурс.

1 СТАНЦИЯ: «Разминка» – задают по 3 вопроса каждой команде.

– Какое дерево боится ветра и всегда дрожит?
– Какое сейчас время года?
– Какую птицу называют лесным доктором?
– Где зимняя квартира медведя?
– Кто быстрее плавает: цыпленок или утенок?
– Какой сейчас месяц?
– В каком месяце дети идут в школу?
– Сколько времен года ты знаешь?
– Как называется домик для птиц, сделанный руками человека?

2 СТАНЦИЯ: «Вообразилия» – развитие творческого воображения и мышления.

Оборудование: геометрические фигуры 7 цветов, 3-х размеров и 5 форм.
Задание: Построить из геометрических фигур для персонажей сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева» и рассказать, для кого построен дом и почему он такой формы.
Время выполнения – 5-7 мин.
Оценка – 5 баллов

3 СТАНЦИЯ: «Посчитай-ка» – развитие элементарных математических представлений и логического мышления.

Задание: предложить детям решить задачи.
Время выполнения
– 3 мин.
Оценка – 5 баллов

1 команда:

На веревке завязали шесть узлов, – на сколько частей эти узлы разделили веревку? (7)
Во дворе гуляли куры и собаки. Мальчик посчитал их лапы. Получилось 10 лап. Сколько кур и сколько собак во дворе? (2 собаки и 1 курица, или 1 собака и 3 курицы)

2 команда:

Курица весит на одной ноге 2 кг. Сколько будет весить курица на 2-х ногах? (Столько же).
Шла бабка в Москву, навстречу ей 3 старика, а у стариков по – мешку, а в каждом мешке – по коту, сколько всего шло в Москву? (Одна бабка, все остальные шли в обратную сторону).

3 команда:

Представьте, что вы капитан космического корабля. В вашем подчинении команда из 6-ти человек. Каждому члену экипажа 6 лет. Сколько лет капитану космического корабля? (Столько, сколько и вам. Ведь вы капитан корабля)
Что надо сделать, чтобы 4 парня остались в одном сапоге? (Снять у каждого по одному сапогу).

4 СТАНЦИЯ: «Сказочная» – развитие памяти и воображения, речи, умение перевоплощаться и концентрировать внимание.

Загадки сказочных героев – стр.108 книга «Умные загадки»
Время выполнения
– 5 мин.
Оценка
– 5 баллов

5 СТАНЦИЯ: «Эрудит» – развитие кругозора и эрудиции.

Задание: предложить детям как можно быстрее ответить на вопросы – при этом могут выражать свое мнение все члены команды.
Время выполнения – 4 мин.
Оценка
– 5 баллов

  1. В какое время года бывает ледоход? (Весной)
  2. В какое время года бывает вьюга? (Зимой)
  3. Что делают из муки? (Хлеб)
  4. Что делают из глины? (Посуду)
  5. Что делают из песка? (Стекло)
  6. Что делают из молока? (Творог, кефир)
  7. Москва – это город или страна? (Город)
  8. В какой стране вы живете? (В России)
  9. Какие страны вы еще знаете?
  10. Сколько лет Победы мы праздновали 9 Мая в 2010 году? (65)
  11. Сколько нот в музыке? (7)
  12. Песок сыплют, а воду … (льют)
  13. Котлеты жарят, а суп … (варят)
  14. Стол накрывают, а постель … (застилают)
  15. Стул можно сломать, а чашку … (разбить)
  16. Сено косят, а волосы… (стригут)
  17. Назовите первый месяц осени? (Сентябрь)
  18. Назовите последний месяц весны? (Май)
  19. Какое время года наступает после зимы? (Весна)
  20. Толстокожее животное, которое вытащил из болта Айболит? (Бегемот)
  21. Где живет маленький кенгуру? (У мамы в сумке)
  22. Сколько человек тянули репку? (3 человека, а остальные животные)
  23. Кто из животных вторым прибежал к теремку? (Лягушка)
  24. Кто сломал теремок? (Медведь)

6 СТАНЦИЯ: «Конкурс капитанов» – прочитать детские загадки и выбрать ответ – рисунок, поставив крестик в правом нижнем углу.

Конструирование загадок – стр.121. книга «Умные загадки»
Время выполнения
– 5 мин.
Оценка – 5 баллов

ВЕДУЩИЙ: Молодцы! Вы неплохо потрудились. А теперь предоставляем слово нашему жюри.

(Выступление жюри, побеждают команды, набравшие большое количество баллов. Награждение победителей.)

ВЕДУЩИЙ: Наша олимпиада закрывается. Право потушить олимпийский огонь предоставляется нашим победителям.

Список использованной литературы:

1. В.В.Петрусинский «Игры для интенсивного обучения». М., 1991
2. Р.Е.Черенкова «Лучшие задачки для детей от 3-х до 6 лет». Развиваем логику и мышление.
3. Е.В.Колесникова «Математика для дошкольников»
4. Л.П.Петерсон, Н.П.Холина «Раз ступенька, два ступенька»
5. И.Л.Юрковская «Математика для самых маленьких»
6. Ю.В.Гурин «500 загадок для будущего первоклассника. Математика».
7. М.А. Зиганов «Учимся читать и считать»
8. Г.С.Михайлова «Как подготовить ребенка к школе: Упражнения и задачи, игры, тесты»
9. В.Л. Леви «Азбука здравомыслия». М., 2004.
10. Л.Е. Стрельцова «Литература и фантазия» – книга для воспитателей детского сада и родителей.
11. В.И. Базязин «Мудрость тысячелетий» – энциклопедия