Цели урока:
– сформировать у учащихся целостное
представление о государстве Финикия, показать
вклад финикийцев в мировую культуру;
– развивать умения и навыки работы с
историческими источниками, картой, хронологией,
понятиями; способствовать развитию умений
делать выводы, сравнивать, анализировать;
– воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: урок изучения нового материала по курсу “ История Древнего мира”
План:
- Местоположение и природные условия Финикии. Основные занятия жителей.
- Кораблестроение и мореплавание.
- Торговля. Изобретения финикийцев.
- Финикийский алфавит.
Ход урока
–
Постановка проблемы:Слайд № 1– 2
– Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в прошлое, в страну, которой уже нет на карте. Она носила красивое и вкусное название (какое?) – Финикия. Вы обратили внимание, что я поставила три точки после названия этой страны, что это означает? (Что мысль до конца не высказана)
– И я предлагаю вам побывать в уже привычной роли – ученых востоковедов и изучить подробно историю этой страны. И записать тему в конце урока, когда с этой страной познакомимся поближе.
1. Местоположение и природные условия Финикии. Основные занятия жителей.
Слайд № 3
– Любому путешественнику, отправляющемуся в путешествие, всегда интересно, где находится страна, куда он отправляется, какая там природа, климат.
– Что в этом нам поможет? (Карта, кстати, это слово финикийского происхождения)
Работа с картой:
- Где находилась Финикия? (На восточном побережье Средиземного моря. Вся Финикия располагалась на узком клочке земли длиной в две сотни километров.)
- Какой рельеф на территории этого государства? (Горы, возвышенности и низменности)
- А чем природные условия Финикии отличаются от Египта и Вавилонского царства? – (Нет рек)
- Какие крупные города существовали в Древней Финикии? (Библ, Сидон, Тир). Тир переводится с финикийского как "скала", Сидон – как "место рыбной ловли". А вот Библ (греки называли его "Библос") в переводе с греческого означает "книга".
- Какие государства расположены сегодня на территории Финикии? (Сирия, Турция, Ливан)
Слайд № 4
1) А на что влияют географическое положение и природа государства? (На занятия людей).
– Таблица "Природа Финикии и основные занятия ее жителей"
2) Чем могли заниматься жители Финикии, если их государство расположено на берегу моря? (Мореплавание, кораблестроение, торговля, рыболовство, ремесло).
3) В долинах (низменностях) чем могли заниматься жители? (Земледелием). Однако в Финикии земли были неплодородными – на них росли только неприхотливые деревья. Что могли выращивать финикийцы? (Финики, персики, виноград, оливки, торговля ими)
(Скотоводством) – мало места для пастбищ.
4) Что могут дать человеку горы? (Полезные ископаемые). Их в горах Финикии не было. (Лес) А вот леса было много, там растет уникальный материал – ливанский кедр. В связи с этим, чем могли заниматься жители Финикии? (Кораблестроение, торговля, ремесло)
Местоположение и природа Финикии | Занятия жителей |
1) Выход к морю (расположена на восточном побережье Средиземного моря, на пересечении торговых путей). | Мореплавание Торговля Кораблестроение Рыболовство Ремесло |
2) Низменности | Садоводство (финики, оливки, виноград,
персики) Торговля Ремесло |
3) Горы и возвышенности | Кораблестроение Торговля Ремесло |
2. Кораблестроение и мореплавание.
Слайд № 5
– Какие занятия повторяются чаще всего? (Кораблестроение, мореплавание и торговля). Это и были основные занятия финикийцев. Таким , вся жизнь финикийцев была связана с морем.
Слайд № 6
– Что было необходимо финикийцам для того, чтобы заниматься мореплаванием и торговлей? (корабли)
Познавательное задание.
– Древние финикийцы были выдающимися мореходами своего времени. Они строили разные типы кораблей – военные и торговые. Догадайтесь, где на слайде они изображены?
– Военные корабли назывались галерами. В носовой части (спереди) у них располагался таран, обитый медью. Галеры были длинными и узкими. Почему военные корабли имели именно такую форму? (Более быстроходные и маневренные).
Их скорость зависела от числа гребцов. Чаще всего гребцами были рабы, прикованные цепями к скамейкам. Почему галеры имели невысокие борта? (Это позволяло грести значительно быстрее).
С какой целью воины на галере развешивали вдоль бортов свои щиты? (Таким способом финикийцы закрывали бойницы корабля от врагов).
– Торговые суда были широкими (их называли "пузатыми") с полукруглыми бортами. Почему финикийские суда были широкими? (Чтобы на корабль поместилось больше товара).
На таких судах было мало гребцов, и шли эти корабли неспешно и только в дневное время. К носу корабля крепился большой сосуд из обожженной глины для хранения питьевой воды. Зачем на корабле нужен сосуд с водой, если вокруг море? (Финикийцы путешествовали по нескольку недель и месяцев).
Слайд № 7
– Ни один народ не объехал столько стран, сколько финикийцы.
– Что обозначает на карте кружок? (Город)
Термин (запись в тетради). Колония – поселение, основанное на чужой территории.
– Где основали свои колонии финикийцы? (на южном и западном побережье Средиземного моря)
Большая часть населения финикийцев жила за пределами своей страны, они не составляли единого государства. Но между Финикией и колониями сохранялись дружеские отношения.
– Самой крупной финикийской колонией был город Карфаген в Северной Африке. Во время своих плаваний в Испанию финикийцы регулярно заходили сюда, укрываясь от непогоды. Название “Карфаген” переводится как “новый город”.
Слайд № 8
– Хоть финикийцы и были торговцами, но многие люди их боялись. Дайте заглянем в порт одного из городов Древнего мира.
Работа с документом.
(По рассказу древнегреческого историка Геродота.)
Финикийцы прибыли в греческий город. Они выставили товары на продажу. На берег моря среди прочих женщин пришла и дочь местного царя Ио. Женщины поднялись на корабль и покупали товары. Тогда финикийцы по условному знаку набросились на женщин. Большинство их спаслось бегством. Ио же с несколькими другими они захватили и поспешно отплыли.
Вопросы:
1) Что перед нами? (Исторический источник, документ)
2) Почему в греческих городах боялись финикийцев? (Они разбойничали, похищали людей, продавали их в рабство)
3) Почему они так поступали. Как данные поступки их характеризуют? Какая слава могла распространиться о финикийцах?
Слайд № 9
Познавательное задание.
– Что бы это значило? (на слайде изображена контурная карта Африки и стрелки вокруг нее)
– Финикийские мореходы путешествовали не только по Средиземному морю. На своих кораблях они ходили даже вокруг Африки. Их корабли отплыли из порта в Красном море и лишь на третий год вошли в Средиземное море. Даже Геродот не поверил, что жители Финикии смогли обогнуть Африку.
3. Торговля. Изобретения финикийцев.
Слайд № 10
– Много путешествуя, финикийские купцы торговали со всеми странами Средиземноморья. Подумайте, а что могли предложить сами финикийские купцы? Работа с учебником стр.70,72. (Виноград, персики, оливковое масло, виноградное вино, финики, кедровый лес, рабов)
Слайд № 11
Познавательное задание.
– Финикийцы были не только кораблестроителями и мореплавателями. Они были изобретателями. Но все изобретения были так или иначе связаны с морем. Что изобрели финикийцы?
Рассказ учителя. Однажды финикийский корабль, вез груз соды. Он пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы их поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости.
– Догадайтесь, что открыли финикийцы? (Стекло)
Слайд № 12
– Финикийские ремесленники научились окрашивать шерстяные ткани особой пурпурной краской. А добывали ее из раковин моллюсков.
Название же Финикия этой стране дали греки. “Финикийцы” по – гречески означает “красноватые”, или, точнее, “красящие в багряный цвет”. Почему именно так греки называли финикийцев?
4. Финикийский алфавит.
Слайд № 13
– В Финикии придумали очень простую систему письма. Не было в ней таких значков, которые выражали бы целое слово или слог.
– Каждый значок соответствовал отдельному звуку и был буквой.
Поэтому и запомнить все значки было легче, чем сотни иероглифов,— их было всего 22.
– Но букв для гласных звуков финикийцы не изобрели. Нам пришлось бы не просто, если бы мы попытались писать по – финикийски, без гласных.
Попробуйте догадаться, что здесь написано?
КРФГН – Карфаген
ГРВ – Егоров (фамилии одноклассников)
ЙСБКВ – Айсабекова
ВНВ – Иванова
ВЧНК – Ивченко
Слайд № 14
– Присмотритесь (можно использовать зеркало): финикийские буквы чем-то напоминают буквы нашего алфавита.
(Финикийские буквы – зеркальное отражение букв нашего алфавита. Дело в том, что финикийцы писали справа налево, а греки, которые заимствовали их алфавит, изменили направление письма, а заодно "перевернули" и буквы. От финикийского и греческого алфавитов произошли все алфавиты в мире, в том числе и наша азбука.)
– Почему алфавит был нужен финикийцам? (Чтобы вести торговлю)
– Итоги урока. Решение проблемы.
Слайд № 15
А права я буду, если скажу, что финикийцы были лучшими мореплавателями Востока? Докажите это:
– природные условия Финикии;
– наличие хороших кораблей;
– расположение Финикии на перекрестке торговых
путей;
– основание колоний;
– развитие торговли и ремесла;
– изобретение алфавита помогало вести торговлю.
А теперь обратимся к теме нашего урока.
– Допишите название темы урока, как бы вы озаглавили наш урок, какое словосочетание придумали?
“Финикия – страна мореплавателей”.
Слайд № 16-17
Тест для закрепления (ответьте на вопросы и составьте график):
1. Что обозначает термин “колония”?
А) свободная территория; Б) поселение финикийцев в других странах; В) город – порт.
2. Что вывозили торговцы из Финикии?
А) бумагу и чай; Б) сахар и хлопок; В) строительный лес и стекло.
3. Финикийцы изобрели:
А) шахматы; Б) алфавит; В) компас.
4. Что в переводе с греческого означает “Финикия”?
А) страна пурпура; Б) страна у моря; В) страна, где растут финики.
Это финикийская буква “гимель” – первоначальное ее значение “верблюд”.
– Рефлексия: Что понравилось? Что не понравилось? Почему?
Домашнее задание:
- Подготовить § 15,
- Ответить на вопросы к § 15;
- Рабочая тетрадь – задание № 63.
Литература.
- Волков А.В. Загадки Финикии. – М., Вече, 2006.
- Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. – М., Просвещение, 2007
- Уколова В.И., Маринович Л.П. История древнего мира. – М., Просвещение, 2001.
- Интернет-ресурсы: www.google.ru, www.yandex.ru