Развитие творческих способностей посредством нетрадиционной техники рисования

Разделы: Работа с дошкольниками


Дети становятся одаренными не столько потому, что им больше, чем другим, дала природа, сколько потому, что они в большей мере сумели реализовать себя”.

О.А. Куревина (доцент, кфн)

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость традиционно занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.

Как показывает практика, традиционные формы и методы  изобразительной деятельности дошкольников оказывают сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных детей.     Есть дети, которые рисуют и видят то, что они нарисовали, а есть такие, которые рисуют и видят даже то, что не нарисовано.    Поэтому необходимо познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками, которые позволяют показать новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.

В период работы по данной теме, собранный мною экспериментальный материал перерос в методическую разработку по изодеятельности “Изображение пейзажной живописи посредством нетрадиционной техники рисования”. Задумывая создать методическую разработку по ИЗО деятельности, первое, на что было обращено моё внимание, это то, что занятия должны быть не обычными, а обязательно развивающими творческие и изобретательские способности детей. Это занятия по знакомству с различными техниками, нестандартными приемами в ИЗО, работа с разнообразным материалом, потому что дети по своей природе исследователи и экспериментаторы.

Направление методической разработки “Волшебный мир красок” - это поиск новых путей в организации работы по изобразительной деятельности и развитию творческих возможностей детей. И рассчитана на четырёхлетнее обучение с 3 до 7 лет, в 3 этапа.

1 этап включает в себя основы художественных восприятий, развитие ощущений и представлений детей.

2 этап включает в себя основы художественных представлений, выражение в рисунке восприятия мира: слов, музыки, цвета.

3 этап включает в себя основы художественного, творческого мышления и знаний, создание образа средствами музыки, цвета, рисунка.

Задачи, которые я ставлю перед собой, направлены на гармоничное развитие ребёнка:

  • Создание положительного эмоционального отношения у детей к своей продуктивно – художественной деятельности.
  • Формирование всесторонне развитой личности через развивающее обучение (Развитие мыслительной деятельности; Мелкой моторики кистей и пальцев рук; художественного творчества).
  • Создание необходимых условий для самореализации творческого потенциала.
  • Приобщение детей к истокам мировой культуры через ознакомление детей с произведениями изобразительного искусства (Обогащение эстетического и чувственного опыта; Развитие потребности узнавать и понимать природу и живопись).

Важное значение придаётся формированию у детей эстетического отношения к произведениям искусства, отражающим и жизненные явления. Познание ребёнком произведений искусства проходит как через эмоциональное восприятие им художественного образа, так и через осознание, познание способов его воплощения.

Для того, чтобы развить ребёнка как творческую личность, добиться эмоционального раскрепощения и большей способности откликаться на красоту природы, особое внимание уделяется пейзажной живописи, глубокому знакомству детей с пейзажным рисованием нетрадиционными способами.

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях:

  • Умение свободно общаться, отстаивать свою точку зрения при рассматривании и анализе работ и картин;
  • Способность отображать в рисунках эмоции и чувства через сочетание цветов;
  • Передача художественного образа, представление о действительности через рисунок, цвет, форму, движение и мимику;
  • Использование схем и символов, моделей;
  • Восприятие цвета, формы, величины, пространства;
  • Рассматривание картин через рамки, цветное стекло, “вхождение в картину”, сравнение картин с действительностью, “что я слышу, что я чувствую в картине”, приём синтеза и анализа;
  • Рисование под музыку, после прослушивания музыки, поэтических произведений
  • Умение видеть прекрасное внутри и вокруг себя, в окружающем нас мире.

Хочется немного сказать о самих занятиях. Вместо скучных бесед, лекций и нотаций, каждое занятие – это путешествие, рассказывающее о дальних стран ах, загадочных мирах, о добре и зле, о красоте природы.

Используя нетрадиционную технику в работе, дети познают выразительные возможности изображения. Что также приводит к положительному эмоциональному отношению к занятиям по изобразительной деятельности. Удовлетворение потребности детей в познании нового, интересного активизирует творческую активность.

Я включила в учебный процесс самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, зубную щётку, ватную палочку, нитки, перья и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции.

И дети, с удовольствием отправляясь в путешествия, знакомятся с различными изобразительными техниками (например: монотипия, рисование набрызгом, трафарет, пальчиковая живопись, кляксография , выдувание, щетинная кисть. и т.д.). А так же узнают много нового, необычного. Такие занятия развивают творческие способности, активизируют скрытый талант, заставляют думать, изобретать, фантазировать.

Например, прием “абрис руки”, при котором  ребёнок обводит ладонь и превращает её в какой либо образ или предмет. Использование нетрадиционной техники и разного изоматериала придает объем рисунку и необычность изображаемого объекта.

Интересно и таинственно выглядит детский рисунок, если сверху закрыть его одним слоем упаковочной сетки или плёнки. А затем прорисовать образ или предмет, то будет казаться, эффект витража или мозаики.

А как нарисовать пушистых зайчиков и медвежат, кошек и собак? Возьмите щетинную, сухую кисть, наберите гуашь прижмите её к нарисованному контуру тычком или мазком. Когда вы оторвете щетинную кисть от листа, то получится отпечаток: объемный, пушистый или колючий. Это же можно проделать губкой.

В понимании многих клякса ассоциируется с неряшливостью, неаккуратностью. Но педагог может сделать кляксу обучающим, развивающим средством в художественно-творческой деятельности детей. Если сложить лист пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то получатся необычные, причудливые узоры. Можно  рассмотреть в них животных, насекомых, деревья, цветы, и т.д.

Знакомя с пейзажем, можно показать красоту природы не только традиционными способами рисования, но и рисуя деревья кулачком, ладошкой, разбрызгивая капли краски зубной щёткой, губкой, на мятой бумаге, на бархатной бумаге, сминая бумагу, скручивая её, смачивая бумагу водой.

Очень интересна техника рисования, которая имеет сложное название – монотипия (моно – один, тип – отпечаток). Эта техника несколько схожа по исполнению с кляксографией, но вместо клякс на одну половину листа красками наносится изображение отдельных объектов будущего пейзажа, расположенного около водоема. После этого лист складывается по линии сгиба и проглаживается, чтобы получился отпечаток на другой половине. Это заставляет детей продумывать композицию рисунка, выделять дальний и ближний план пейзажа.

Оказывается, бархатная бумага таит в себе огромные возможности для рисования. Рисунки на бархатной бумаге получаются объемные, переход одной краски в другую  - без четких границ, более мягкий. Попробуйте нарисовать горы,  и вы в этом убедитесь сами.

Гуляя с детьми на участке детского сада, можно собрать листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру, окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают. Получается аккуратный цветной отпечаток растения.

Какие незабываемые узоры и орнаменты получаются с помощью пробки. Из неё легко можно вырезать нужные детали. А гроздья спелой рябины... Их можно рисовать пальцами: раз,  чуть ниже  - еще раз, чуть ниже -  еще. Теперь тонкой кисточкой дорисуем веточки, листочки и   натюрморт готов.

Если у детей есть опыт рисования пальчиком, то можно предложить им рисовать ватными палочками. Для этого ватную палочку достаточно опустить в краску и ударить кончиком палочки по листу сверху вниз. На листе останется   четкий отпечаток. Ритмично нанося тычок, можно нарисовать падающий снег, букет сирени, ягодки.

В своем докладе я раскрыла некоторые подходы в развитии творческих способностей дошкольников посредством занятий художественно-изобразительной деятельностью.

Если ребёнок старается выразить своё отношение или сообщить какое-либо действие, факт, придать философскую глубину, понимает больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления, то мы, несомненно, считаем его одарённым.

 Разнообразные нетрадиционные способы рисования учат детей выражать свое творческое начало и свое собственное “Я” через воплощение своих идей при создании необычных рисунков.

Результатом моей работы в этом направлении стало активное участие детей как внутри сада, так и в городских, региональных конкурсах и выставках детского творчества.

Трудно  определить степень творческой одарённости, ведь искусство всё условно, и какая именно степень наивности в искусстве допустима, никто ещё не определил. И здесь важно помочь ребенку сделать первые шаги по ступенькам творчества, но еще важней не опоздать – не упустить моменты рождения ГЕНИЯ.      

Используемая литература:

  1. Юркевич В.С.Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Кн. Для учителей и родителей. – М.:Просвещение, Учебная литература, 1996.
  2. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.
  3. И.Дьяченко Так ли важно рисование в жизни ребенка\\Дошкольное воспитание №8 2009.
  4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: “Издательство Скрипторий 2003”, 2007.