Цели урока:
- Образовательная: углубить и закрепить знания учащихся по биологии.
- Развивающая : через занимательные задания развивать биологическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций.
- Воспитательная : воспитывать чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи, умение работать в коллективе, повышать интерес к учебным предметам.
Оборудование: компьютер, проектор.
Правила
- Игра состоит из 2 раундов. В начале каждого раунда объявляются темы и стоимость вопросов (количество баллов, которые можно получить при правильном ответе на вопрос). Одна из команд выбирает тему и стоимость вопроса, после чего ведущий зачитывает соответствующий вопрос. Время на обсуждение составляет 25 секунд. По истечении 25-ти секунд по сигналу команды записывают свой вариант в бланк ответа и отдают ведущему, при этом, если команда не уверена, то ответ можно вообще не сдавать. В одном раунде 6 тем и 4 различных стоимостей вопросов (т. е. всего 24 вопроса).
- Порядок, в котором команды выбирают вопросы, определяется ведущим перед началом раунда.
- В случае правильного ответа команда получает количество очков, равное стоимости вопроса. В случае неправильного ответа команда теряет количество очков, равное стоимости вопроса. Если команда вообще не дает ответа, то ничего не происходит.
Если команде достался “Кот в мешке”, она обязана передать его кому-то из соперников. Отвечать на такой вопрос может только та команда, которой подбросили “Кота”. Ведущий называет тему “Кота” (она, как правило, не совпадает с исходной темой выбранного вопроса), а получившая его команда выбирает стоимость, равную минимальной или максимальной в раунде (например, в первом раунде можно выбрать стоимость “Кота”, равную 100 или 700). Команда обязана отвечать на вопрос, молчание приравнивается к неверному ответу.
Вопрос от учителя 1000
Представители всех трех команд могут ответить на вопрос. Вопрос читает ведущий. Исходная стоимость вопроса удваивается, однако в случае неправильного ответа команда ничего не теряет. Тема самого вопроса заранее не объявляется.
Вопросы.
Темы вопросов: Зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный и вкусовой анализаторы, орган равновесия.
Зрительный анализатор.
В) Из чего состоит глаз?
Слуховой анализатор.
- На что подразделяется орган слуха?
- Что такое анализатор? (“Кот в мешке”)
- Каково значение среднего уха?
- Что представляет собой внутреннее ухо (лабиринт) ?
Орган равновесия.
- Где расположен вестибулярный аппарат?
- Как располагаются полукружные каналы и чем они заполнены?
- Как происходит раздражение рецепторов вестибулярного аппарата?
- Что такое отолиты? Каково их значение?
Тактильный анализатор.
- Что такое осязание?
- Может ли младенец почувствовать слабое прикосновение? А прикосновение горячим или острым предметом?
- Где находится высший центр тактильной чувствительности?
- Как информация от рецепторов поступает в мозг?
Обонятельный анализатор.
- Где расположены обонятельные рецепторные клетки?
- Сколько, примерно, существует обонятельных рецепторных клеток? Какова их особенность?
- Как возникает ощущение запаха?
- Какие шесть основных запахов выделяют в настоящее время?
Вкусовой анализатор.
- Что относится к периферическому отделу вкусового анализатора?
- Из чего состоит вкусовая почка?
- Какие четыре вкуса воспринимает язык, и где расположены рецепторы, отвечающие за каждый вкус?
- Какие рецепторы помимо вкусовых, участвуют в определении вкуса? Сколько лет живет рецептор?
Ответы.
Зрительный анализатор.
- Хрусталик.
- А)70%.
В) Из глазного яблока и вспомогательного аппарата. - Фиброзной, сосудистой, сетчатой.
- Рецепторный аппарат глаза представлен зрительной частью сетчатки, содержащей фоторецепторные клетки, а также и аксоны нейронов, образующих зрительный нерв.
Слуховой анализатор.
- Он подразделяется на наружное, среднее и внутреннее ухо.
- Система, обеспечивающая восприятие, доставку в мозг и анализ в нем какого-либо вида информации.
- Усиление механических колебаний и передача их перепонке овального окна.
- А) Преддверие.
В) Улитка (рецепторы).
С) Полукружные каналы.
Вестибулярный аппарат.
- В полукружных каналах и мешочках внутреннего уха.
- Каналы расположены в трех взаимно перпендикулярных плоскостях и заполнены полупрозрачной студенистой жидкостью.
- Рецепторы раздражаются при изменении положения или движения тела в любом направлении.
- Отолиты-кристаллики карбоната кальция, они давят на волоски нервных клеток, в результате клетки постоянно возбуждены и импульсы от них по вестибулярному нерву поступают в мозг. Вестибулярный аппарат постоянно информирует центральную нервную систему о положении тела в пространстве.
Тактильный анализатор.
- Это комплекс ощущений, возникающих при раздражении рецепторов кожи.
- Прикосновение горячим или острым предметом чувствует с первых дней жизни, а на слабое прикосновение реагирует через несколько.
- Высший центр тактильной чувствительности находится в области задней центральной извилины коры больших полушарий.
- Информация от рецепторов собирается в спинном мозге и по проводящим путям белого вещества поступает в ядра таламуса, а оттуда в высший центр тактильной чувствительности.
Обонятельный анализатор.
- В слизистой оболочке верхней части носовой полости.
- Их около 100 млн. , каждая клетка имеет тело и множество обонятельных волосков.
- Сигнал от волосков проходит к телу обонятельной клетки и дальше – в мозг, прямо на внутреннюю поверхность височных долей.
- Цветочный, фруктовый, зловонный, пряный, смолистый, запах гари.
Вкусовой анализатор.
- Вкусовые рецепторные клетки.
- Она имеет форму луковицы и состоит из опорных и базальных клеток.
- Кислое – бока языка ; соленое – и сладкое кончик языка; горькое– корень языка.
- Обонятельные, температурные, тактильные, а иногда даже болевые рецепторы. Они живут в среднем около 10 дней.
Вопрос от учителя 1000.
- Назовите все части анализатора.
Ответ.
- Периферический отдел (рецепторы).
- Проводниковый отдел (чувствительные нервы).
- Центральный отдел (специальные зоны коры больших полушарий).
Победителем игры объявляется тот, кто по итогам финального раунда набрал наибольшую сумму очков.