Цель урока: Сочинить песенки героев сказки “Теремок” на интонационной основе простых интервалов.
Задачи урока:
- Закрепление таких понятий, как тоника, метроритм, простые интервалы.
- Развитие слухового восприятия музыки, эмоциональное и образное исполнение песенок.
- Воспитание интереса к сочинению музыки.
Оборудование: Занятия проходят в кабинете по специальности, где есть два фортепиано, подставки для двух учеников, стулья, стол. Необходим компьютер с программой Mikrosoft Power Point.
Ход урока
Педагог: Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы познакомились с вами c героями, какой сказки?
Ученики: Сказки “Теремок”
Педагог: Мы сочинили слова каждому сказочному герою и записали к словам ритмический рисунок.
А сегодня мы попытаемся сочинить на слова музыку.
Знаете ли вы, как называют людей, которые пишут музыку?
(Слайд№ 1)
Ученики: Музыку сочиняют композиторы!
Педагог: У настоящих композиторов есть много правил, а нам с вами пока хватит только два. (Слайд№2).
Итак. Стоял в поле теремок. Кто бежит к теремку? (слайд№3)
Ученики: Мышка-Прима.
(Учитель играет импровизацию на выход мышки, а ученики изображают мышку)
Педагог: Какие стихи мы придумали мышке?
(Ученики читают стихи и хлопают ритм)
Педагог: Раз нашу мышку зовут Прима, значит, в её песенки будет одна нотка. Пусть это будет тоника, нотка “до”.
(Ученики играют песенку на ноте “до”)
Педагог: Молодцы! Зашла мышка в теремок и стала там жить.
А следом бежит…(слайд№4)
Ученики: Ёжик-Секунда (звучит импровизация на выход ёжика)
Педагог: Ёжик в хорошем настроении. Какую секунду будем использовать в сочинении?
Ученики: Большую секунду.
(Читают стихи ёжика, хлопают ритм, играют на нотах “до” и “ре”, заканчивают песенку на нотке “до”)
Педагог: А если ёжику грустно?
Ученики: Тогда секунда будет малая.
Педагог: Умницы! Зашёл ёжик в теремок и стал жить вместе с мышкой.
День прошёл, другой прошёл... Бежит зайка. Как его зовут?
(Слайд№5)
Ученики: Терция!
Педагог: Давайте сочиним песенку веселого зайки. Какую терцию будем использовать?
Ученики: Большую терцию “до” “ми”.
(Играют песенку зайки, заканчивают на тонику “до”)
Педагог: Зашёл зайка в теремок и остался там жить.
Прилетела к теремку ворона Кварта.
(Звучит мелодия на выход вороны)
Слайд№6
Какие нотки будут в песенки вороны?
Ученики: “до” “фа” (играют песенку на нотках “до” “фа”).
Педагог: Узнал про гостеприимный теремок мишка (слайд№7).
Давайте изобразим мишку
(Ученики изображают мишку в низком регистре)
Педагог: В нашей сказке мишка не будет разрушать теремок. Наш теремок просторный, так что в нём всем место найдётся, Чтобы закончить сказку, я предлагаю придумать героям общую песню на такие слова (слайд№8).
Домашнее задание: Слова общей песенки прохлопать, записать ритмический рисунок и придумать песенку, используя простые интервалы.