Музыкально-экологическое развлечение "Красавица народная – березка белоствольная" для детей 6–7 лет

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель урока. Порождать любовь и уважение к природе через музыкальные произведения, инсценировки, развивать наблюдательность, эмоционально-чувственную сферу, расширять опыт прямого общения с природой, поддерживать атмосферу радости, энтузиазма, растить “экологически мыслящее” поколение людей.

Задачи.

  1. Привлечь внимание детей и взрослых к проблеме сохранения лесных богатств родного края.
  2. Стимулировать детей к участию в решении экологических проблем, развивать стремление к сохранению природных богатств.
  3. Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.
  4. Продолжать развивать творческие способности дошкольников.

Действующие лица:

Взрослые роли:

Ведущая.
Волк – папа ребёнка.
Берёзка – мама ребёнка.

Детские роли:

Птичка Чижик.
Паучок.
Муравей.
Ёжик.
Козлик.
Тля.
Божьи Коровки.
Капельки.

Атрибуты:

Берёзовый лист.
Гриб.
Орех.
Кленовый лист.
Мелкие прутики на каждого ребёнка.
Знак “Осторожно, муравейник!”.
Бинт, лист подорожника.
Козлик.
Кочан капусты.
Метёлки.
Цветные платочки, атласные ленточки.
Черенок берёзы.
Лопата.
Ведро воды, маленькие ведёрки для детей.
Мостик.

Предварительная работа с детьми:

Разучивание песен, стихов, танцев. Наблюдения за жизнью насекомых, птиц.

Просмотр видео клипа “Во поле берёзка стояла”. Просмотр презентации “Красавица народная – берёзка белоствольная”. Оформление выставки поделок из природного материала совместно с родителями.

Работа с родителями: беседа о большой значимости экологического воспитания, разучивание с родителями песни “Берегите природу”, Ю. Слонова, работа над ролями, консультация на тему “Как изготовить костюм к развлечению”.

Оформление зала: на центральной стене изображение солнышка, птиц, цветов, насекомых. Справа от центральной стены пень, на нём шапочка ежа, рядом лист подорожника и бинт. С другой стороны зала, на пеньке шапочка паучка, корзинка, жёлудь, кленовый лист, гриб, мелкие прутики для постройки муравейника. Возле зрителей можно разместить мостик, на нём шапочка волка, рядом берёза. Участок, где посадят берёзу, украшен гирляндами шарами.

Ход праздника

Под музыку П. И Чайковского дети заходят в зал и встают полукругом.

Ведущая.

Сегодня в зале собрались любители природы.
Встречают с восхищением любое время года.

Ребёнок. Природу любим, бережём, о ней мы песенки поём!

“Природы радостные лица”, А. Варламова.

“Влетает берёзовый листок”

Ведущая.

Кто же нам письмо прислал? И о чём здесь написал?
С какого дерева листок? Откуда прилететь он мог?

Ребёнок.

С берёзки улетел листок, принёс его нам ветерок.
Только странные следы на листочке нам видны.
Точки чёрные на нём и следы зубов кругом.

Ведущая. Что с ним случилось, как нам узнать?

Все.  Нужно нам в лес поскорее попасть!

Ребёнок.

Путешествовать мы рады,
Только нам подумать надо,
Как к берёзке мы пойдём,
Мы ж дорогу не найдём!

Ребёнок.

Птиц лесных давайте спросим,
Проводить нас в лес попросим.

zЛетит Чижик-Пыжик”

Ребёнок.

Вот лесную птичку вижу, познакомьтесь, это Чижик!
– Расскажи нам, где бывал? Ты берёзку не видал?

Чижик. Расскажу вам, где летал, у кого в гостях бывал!

Песня “Чижик-Пыжик”, муз. Пинегина (дети садятся на стульчики)

Чижик.

Вы, ребята, просто чудо, говорю вам честно.
И на празднике у вас очень интересно.
В лес зелёный вы идите, берёзку в тех краях ищите!
Вам путь покажет старичок – шестиногий паучок.
Он живёт на паутинке, знает все в лесу тропинки.

“Чижик улетает” (паучок садится на пенёк и спит)

Ведущая.

Паучок!
Почему же он молчит? Видно очень крепко спит.
Ну-ка, хлопнем, подружней, пусть проснётся поскорей!

Дети.  Паучок, старичок, расскажи, наш путь далёк? (Паучок встал, потянулся)

Паучок.

Это кто в лесу гуляет? Это кто мне спать мешает?
Вы не белки, не зайчатки…

Дети.  Мы из садика ребятки!

Паучок.  Вы ребята из детсада, а в лесу-то, что вам надо?

Ведущая.  Берёзку ищем мы, она очень, очень нам нужна!

Паучок.

Берёзку вы найдёте, дети, мы её, конечно встретим.
Но сначала всем вам нужно отгадать загадки дружно.
Отгадки дружно говорите, и на полянке их найдите!

Дети отгадывают загадки, находят отгадку на полянке и кладут в корзинку.

1. Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?
Ножки есть, но нет сапожек, шляпка есть – нет головы. (Гриб)

2.В колыбельке подвесной летом житель спит лесной.
Осень пёстрая придёт – на зубок он попадёт. (Орех)

3.Летом вырастает, от солнца нас спасает.
Осенью кружится, на землю ложится. (Лист)

4. Шестиногий старичок в уголке сплёл гамачок.
Приглашает мошку погостить немножко.
Кто же этот старичок?

Все.  Паучок! Паучок!

Хоровод “Паучок”, К. Костин (не садятся)

Ведущая.  Мы играли, веселились и, наверно, заблудились.

Паучок.

Ничего, не беда, вы, ребята, хоть куда!
И поэтому я вам небольшой советик дам:
Коль заблудитесь в лесу – нужно крикнуть всем:

Все. “Ау!”

Игра “Кто зовёт?”, Т. Ломовой.

Паучок.

Вот теперь спокоен я, вам в лесу не заблудиться!
До свидания, друзья, нам пора уже проститься!
По тропинке вы идите – берёзку в тех краях ищите.

Песня “Тропинка-торопинка”, А. Пинегин. (Дети идут змейкой и садятся)

Ведущая.

На тропинке муравей – обойдём его скорей.
Муравей, куда идёшь, и что в лапках ты несёшь?

Муравей.  Я несу дощечки в дом, дверку нужно сделать в нём.

Песня “Муравей”, А. Абелян.

Ребёнок.

Муравьишка, муравьишка,
Расскажи, где твой домишко?

Муравей.

Возле пня, под старой ёлкой, где горой лежат иголки.
Мальчик по лесу ходил, в муравейник наступил.
Крыша сломана и дверь, в доме жить нельзя теперь!

Ведущая.  Домик твой сломал мальчишка?

Дети.  Мы поможем муравьишке!

Песня “Ни кого не обижай”, Н. Тимофеевой.

(Дети складывают палочки горкой возле пенька)

Муравей.

Вот спасибо вам, детишки, помогли вы муравьишке!
В доме есть окно и дверь, не страшна зима теперь!

Ведущая. Ребята, чтобы больше никто нечаянно не наступил на муравейник, давайте поставим вот такой знак:

“ОСТОРОЖНО, МУРАВЕЙНИК!” (ставят знак)

Ведущая.

Ой, ребята, тише, тише, кто-то плачет, я же слышу.
Здесь, под ёлкой ёж сидит, ножка у него болит.

Ребёнок. Что случилось, милый ёжик, может, мы тебе поможем?

Ёжик.

Яблочки я собирал, поскользнулся и упал.
Даже встать я не могу!

Ребёнок.

Ёж, тебе я помогу,
Подорожник приложу.
Лапку крепко завяжу. (Завязывает)
Подорожник лечит славно.
Он среди лечебных трав
Самый главный! Это скажет вам любой ветеринар!

Ёжик.

Да, подорожник творит чудеса,
Богаты лекарствами наши леса.
Не болит нога моя, помогли вы, мне друзья! (Ёжик снимает бинт)

Ребёнок.

Ёжик, Ёжик, не забудь, коль беда случится
В лес зелёный загляни травами лечиться.

Все. Ёжик, ёжик, попляши, очень просят малыши!

Хоровод “Ёжик”, К. Костина.

Ёжик. Вы поёте очень дружно, а в лесу-то, что вам нужно?

Ведущая.

Берёзку ищем мы, она
Очень, очень нам нужна!

Ёжик. Через мостик перейдёте, там берёзку и найдёте!

Инсценировка песни “Через мост”, А. Филиппенко.

Козлик.

Я козёл, ме-ке-ке, я гуляю на лужке.
Острые ножки, быстрые ножки,
Язык полотняный, хвост конопляный. Ме-е-е!
Мне пора, как раз, обедать,
С берёзы листиков отведать.

Ребёнок.

Козлик, ты не торопись, в круг широкий становись.
Угостим тебя капустой, будет угощенье вкусным.

“Как у нас – то козёл”, русская народная песня.

Ребёнок.

Вот тебе капуста, попробуй, очень вкусно!
А берёзку ты не трогай, и иди своей дорогой!
По тропинке ты шагай, нас, ребяток вспоминай!

“Козлик уходит”

Ведущая. На полянку мы пришли и берёзоньку нашли.

Берёзка.

Я деревце российское, я деревце-краса!
Собою украшаю я зелёные леса.
В лесу далёко виден мой белый нежный стан.
С зелёною каймою мой летний сарафан.
И символом российским недаром я зовусь.
Меня увидишь только – и сразу вспомнишь Русь.
Проще не найти вопроса, как зовут меня?

Дети. Берёза!

Ведущая.

А что такое дерево? Как оно живёт?
Кто все части дерева верно назовёт?

1 ребёнок.

Есть у дерева крепкие корни
Глубоко схоронились в земле,
Чтобы дерево крепко стояло,
Чтоб от ветра оно не упало,
Чтобы ветви питаться могли.

2 ребёнок.

Есть ствол, а на стволе кора.
От солнца в жару ствол укроет кора.
Ну, а если сильный мороз –
Ствол защитит, чтобы он не замёрз!

3 ребёнок.

Словно руки, там и тут
Ветви от ствола растут!

4 ребёнок.

Толстых веток, тонких веток,
Может, сразу миллион!
Листики растут на ветках
Шелестят со всех сторон!

5 ребёнок.

Полезные вещества в воде растворяются,
Ими – то дерево и питается.
Корешками их берёт,
Листьям пищу отдаёт!

Ведущая. Посмотрите-ка, ребятки, на берёзку тля летит и усами шевелит!

“Летит тля”

1 тля.

Мы известные вредители, листоеды и грабители.
На берёзку мы летим, все листочки съесть хотим!

2 тля.

Целый день, с утра до вечера мы жуём, нам делать нечего!
Будет сытным наш обед, принесём немало бед!

Ведущая. Ребята, скорее вспоминайте, кто в природе поедает тлю?

Дети. Божьи Коровки!

Ведущая. Правильно! Давайте, скорее, позовём Божьих Коровок, и они прогонят тлю!

Божья Коровка.

Мы помощники природы и хорошие друзья.
На земле без насекомых обойтись никак нельзя!

Божья Коровка.

Берегите, не давите, если встретите в лесу.
Насекомые природе много пользы принесут!

“Танец Божьих Коровок”, Л. Раздобариной

Божья Коровка.

Если трудный час пришёл – дадим вредителям отпор!
Ну-ка, тля, уходи, и берёзке не вреди!

“Божьи Коровки выметают тлю метёлками.

Берёзка. Вот спасибо вам, друзья, защитили вы меня.

Слышатся раскаты грома, появляется тучка.

Туча.

Я туча грозовая, я грозная такая
Дождь на вас я напущу! Всех ребяток намочу!

Дети. Туча, ты нас не пугай, поскорее улетай!

Песня “Виноватая тучка”, Д. Тухманов.

Берёзка.

Без дождей нам жить нельзя, нам вода нужна, друзья.
Тучку вы не прогоняйте, дождик дружно зазывайте!

Дети.

Дождик, дождик, пуще, дадим тебе гущи,
Дадим тебе ложку, хлебай понемножку!

Эффект “Шум дождя”

Ведущая.

Вот и капли – капитошки застучали по дорожке,
Тучки собираются,

Все. Дождик начинается!

Танец “Весёлый дождик”, К. Костина

Берёзка.

Вот спасибо, освежили крону пышную мою.
Я такой весёлый дождик от души благодарю!

Дождик.

У дождя своя работа – нужно землю напоить.
Без дождей всему живому на планете трудно жить!

Ребёнок.

Дождику мы тоже рады – подарил он нам прохладу.
Воздух чист и очень свеж, заблестел, умылся лес!

Ребёнок.

Мы к тебе, берёзка, с подарками пришли,
Яркие платочки на праздник принесли.

Хоровод “Вокруг берёзки”, музыка М. Парцхаладзе. (Дети украшают берёзку)

Берёзка.

Вот спасибо вам, друзья, развеселили вы меня.
Я же здесь расту одна, нет подружек у меня.

Ведущая.

Черенок посадим в землю – и польём его водой.
И берёзка, всем на радость, вырастет пускай весной!

1 ребёнок.

Будем с лесом мы дружить, жить так интересней.
Каждой пчёлкой дорожить, каждой птичьей песней.

2 ребёнок.

А природу полюбить – ничего нет проще,
Надо только побродить ранним утром в роще.

Песня “Берегите природу”, Ю. Слонова. (Дети выходят на участок)

Лесовик.

Здравствуйте!
Дети, я – Лесовичок, я в лесу не новичок.
Лес люблю и уважаю, про него всё, всё я знаю!
А вы зачем сюда пришли?

Дети. Хотим берёзку посадить.

Лесовик. Хорошее дело! А что вы знаете о берёзе?

1.Ребёнок. Берёза – символ нашей Родины – России.

2.Ребёнок. Это светолюбивое дерево, растёт очень быстро.

3.Ребёнок. За 25 лет берёза достигает высоты пятиэтажного дома.

4.Ребёнок. Берёзка славится лечебной силой. Берёзовые почки, берёзовый сок целебны.

Лесовик. Давайте, прикоснемся к живой берёзке. Она обнимет вас своими ветвями, дохнет своим зеленым духом и, пока будут светиться прекрасным светом берёзовые листочки, все будет замечательно, потому что это дерево – сама жизнь. Чувствуете, как прибавляются у вас силы, легче дышится, поднимается настроение!

Ребята, а место для посадки черенка вы выбрали? Каким оно должно быть?

Дети. Место должно быть солнечным, вдали от взрослых деревьев.

Выбирают место, папы копают ямку, сажают черенок, дети поливают из маленьких ведёрок.

Хоровод “Посадили мы берёзку”– русская народная песня

Дети хором. Ты, берёзка, не скучай, поскорее подрастай!

Лесовичок. Молодцы, и взрослые, и дети – доброе дело сделали – берёзу посадили. Ухаживайте за ним, поливайте, берегите. А мне пора в мой любимый лес. Жду вас в гости. До свидания.

Праздник заканчивается, из фотографий оформляется газета “Посадили мы берёзку у ворот, поливали и рыхлили – пусть растёт!”, и выставка детских рисунков.

Список литературы

  1. Н. Луконина, Л. Чадова. Утренники в детском саду. М., “АЙРИС ПРЕСС” 2003.
  2. М. А. Давыдова. Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников. М., “ВАКО” 2007.
  3. Е. Г. Ледяйкина, Л. А. Топникова. Праздники для современных малышей. Ярославль. Академия развития. 2004.
  4. Т. Н. Липатникова. Мы совсем уже большие. Ярославль. Академия развития. 2006.

Аудиоматериал

  1. Классика в эстрадных обработках: П. И. Чайковский: Аудиокассета.– Россия: Группа Джем, 1999.
  2. Мераб Парцхаладзе. Звёздочки в саду: Аудиокассета.– М.: ВЕСТЬ-ТДА 2003.
  3. Сказки для самых маленьких: Аудиокассета. – ООО “РОСМЕН-Аудио” 2004.
  4. К. Костин. Звонкие голоса: Аудиокассета.– М.: ВЕСТЬ-ТДА , 2005.
  5. К. Костин. Лимонадный дождик: Аудиокассета.– М.: ВЕСТЬ-ТДА , 2005.
  6. Весёлые танцы: Аудиокассета.– М.:“Музпром-МО”, 2003.