Цели урока: образовательная – углубить знания учащихся о строении Солнечной системы, наглядно проиллюстрировать различие планет по размерам (что является причиной деления планет на планеты земной группы и планет-гигантов) и расположение планет от Солнца (что является причиной деления планет на внутренние и внешние), дать краткую характеристику физических условий на этих планетах, развивающая – умение учащихся сравнивать, делать выводы, объяснять физические явления, воспитательная – умение работать самостоятельно и в коллективе, формировать познавательный интерес в изучении астрономии.
Ход урока
Учитель:
О строении Солнечной системы вы получали знания на уроках природоведения, географии, сегодня мы поговорим о больших планетах Солнечной системы и попробуем найти основание или причину деления их на планеты земного типа и планеты-гиганты. Давайте обратимся к таблице:
Название планет |
Экваториальный диаметр |
Среднее расстояние от Солнца |
Количество спутников |
Сидери-ческий период |
Средняя плотность |
||
км |
в диаметрах Земли |
млн. км |
а. е. |
годы |
1000 кг/м3 |
||
Меркурий | 4900 |
0,38 |
58 |
0,387 |
- |
0,24 |
5,5 |
Венера | 12100 |
0,95 |
108 |
0,723 |
- |
0,61 |
5,2 |
Земля | 12756 |
1,00 |
150 |
1,000 |
1 |
1,00 |
5,5 |
Марс | 6800 |
0,53 |
228 |
1,524 |
2 |
1,88 |
3,9 |
Юпитер | 142000 |
11,2 |
778 |
5,203 |
63 |
11,86 |
1,3 |
Сатурн | 120000 |
9,5 |
1426 |
9,539 |
62 |
29,46 |
0,7 |
Уран | 50000 |
3,9 |
2869 |
19,18 |
27 |
84,02 |
1,4 |
Нептун | 50000 |
3,9 |
4496 |
30,06 |
13 |
164,8 |
1,6 |
Плутон | 2800 |
0,2 |
5900 |
39,44 |
1 |
247,7 |
2,0 |
Сначала обратим внимание на расположение планет от Солнца, единственной звезды в Солнечной системе: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Чтобы сравнить размеры планет, попробуем ввести масштаб. Есть ли у вас какие-нибудь предложения?
В результате обсуждения приходим к выводу: нарисуем круг в клеточке тетрадного листа – это будет Земля, а далее используя второй столбец таблицы, нарисуем все остальные планеты в выбранном масштабе.. Итак, примерно полклеточки в диаметре – Меркурий и Марс, в одну клеточку в диаметре – Венера, 11 клеточек в диаметре – Юпитер, 9,5 клеточек – Сатурн, по 4 клеточки – Уран и Нептун. Почти точкой будет нарисован Плутон. Проанализируем.
Ваши предложения? После обсуждения делаем вывод: очень похожи по размерам Меркурий, Венера, Земля, Марс. Это планеты земного типа.
Гораздо большие по размерам Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Это планеты – гиганты. Надо заметить, что самая большая планета в Солнечной системе – Юпитер. Сейчас Плутон не относят не к планетам земного типа, ни к планетам– гигантам. Астрономы предлагают отнести эту планету к астероидам. Надо отметить, если бы нам пришлось в нашем масштабе нарисовать Солнце, то нам пришлось бы нарисовать круг в 109 клеток. Вот во сколько раз Солнце больше по диаметру Земли!
Сопоставляя количество спутников, среднюю плотность планет дадим общую характеристику этим группам планет. После обсуждения приходим к выводу. Планеты земной группы небольшие по размерам и массе, имеют высокую среднюю плотность, они имеют твердую поверхность и состоят из тяжелых химических элементов, имеют атмосферы, кроме Меркурия, имеют малое количество естественных спутников, медленно по сравнению с планетами – гигантами вращаются вокруг собственной оси.
Планеты – гиганты обладают значительными размерами, малой средней плотностью, (состоят из газов и соответственно не имеют твердой поверхности), быстрым вращением вокруг собственной оси, протяженными атмосферами, огромным количеством спутников. Планеты – гиганты окружены кольцами, состоящими из мелких твердых частиц.
Теперь проанализируем расположение планет. Введем масштаб. Какие будут предложения? Пусть 1 а.е. будет равна 1 см или 2 тетрадным клеткам и начинаем отмечать по таблице с самого левого края тетради расположение планет. На 4 мм от Солнца располагаем Меркурий, на 7 мм от Солнца – Венера, на 1 см – Земля и т.д. Все планеты, траектория которых находится внутри земной, называются внутренними, за пределами – внешними. Делаем вывод, какие планеты относятся к внутренним, а какие к внешним?
К внутренним – Меркурий, Венера, к внешним – Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
А теперь посмотрим как выглядят планеты Солнечной системы (презентация к уроку) и выполним тест для закрепления материала.
Ответы к тесту:
Слайд № 13. Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
Слайд № 14. Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Земля, Венера, Марс, Меркурий.
Слайд № 15. Ответ № 2.
Слайд № 16. Ответ № 2.
Слайд № 17. Ответ № 3.
Слайд № 18. Ответ № 1.
Слайд № 19. Ответ № 1.
Слайд № 20. Венера, Меркурий, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
Домашнее задание: § 119. Найти ответ на вопрос: почему на Венере температура выше, чем на Меркурии, не смотря на то, что Венера находится дальше от Солнца?