Цель урока: закрепление знаний о сказочных героях в музыке (на примере детских песен); формирование знаний о сказочных образах в музыке (на примере произведения П.И. Чайковского “Щелкунчик”).
Задачи:
а) закрепить знания о сказочных героях на
примере детских песен; формировать знания о
сказочных образах на примере произведения П. И.
Чайковского “Щелкунчик”;
б) развивать вокально-хоровые навыки
выразительного пения, корригировать слуховое
восприятие;
в) воспитывать эстетические чувства.
Музыкальный материал:
– вокально-хоровые упражнения: “Котенок”, “Вновь солнышко смеется”, “Заяц Егорка”;
– “Неприятность эту мы переживем” – муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта;
– “Песня друзей” – из м/ф “Бременские музыканты”, муз. Г. Гладкова, сл.Ю. Энтина;
– “В гостях у сказки” – муз. Е.Птичкина;
– Марш. Из балета “Щелкунчик”. Музыка П. И. Чайковского;
– Марш деревянных солдатиков. Из “Детского альбома”. Музыка П. И. Чайковского;
– видеосюжет балета “Щелкунчик”.
Оборудование:
– портрет П. И. Чайковского;
– синтезатор;
– музыкальный центр;
– DVD– караоке;
– наглядные пособия (изображения сказочных героев);
– дидактический материал для игры.
Ход урока
Организационный этап урока (слайд 1).
Вход под музыку “Марш деревянных солдатиков” (приложение 1).
Музыкальное приветствие:
Уч.– Здравствуйте, ребята, рада видеть вас!
Об.– Здравствуйте, учитель, добрый день, наш класс!
Распевание
Исполняются вокально-хоровые упражнения:
а) “Котенок” – на напевное протяжное звучание (слайд 2, рисунок 1);
Рисунок 1. “Котенок”
б) “Вновь солнышко смеется” – на пение слигованных звуков, на легкость звучания (слайд 3, рисунок 2);
Рисунок 2. “Вновь солнышко смеется”
в) “Заяц Егорка”– на развитие четкости дикции (слайд 4, рисунок 3).
Рисунок 3. “Заяц Егорка”
Закрепление
Уч. – Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в гости к сказочным персонажам. Ведь вы любите сказки? (ответы обучающихся)
Уч. – Назовите своих любимых сказочных героев. (ответы обучающихся)
Уч. – Но на музыкальных занятиях сказки необычны, так как их герои говорят на музыкальном языке – они поют или играют на музыкальных инструментах.
Включается инструментальная фонограмма “В гостях у сказки” (приложение 2).
Уч. (на фоне музыки): Вспомните, как называется эта сказка: давным-давно на белом свете жили глупые короли и прекрасные принцессы, страшные лесные разбойники и веселые бродячие артисты – Трубадуры. Трубадуры бродили по дорогам, пели песни и устраивали представления, которые народ очень любил. Однажды утром на дороге, ведущей в королевский замок, появился осел, запряженный в ярко окрашенную повозку. В повозке сидел веселый Трубадур, вместе с ним ехали его верные друзья: пес, кот и петух. Все они – и пес, и кот, и петух и даже осел были бродячими артистами.
– вы узнали эту сказку? (ответы обучающихся)
(звучит фрагмент “Песни друзей” (приложение 3)
Уч. – Давайте и мы с вами споем эту песню
Песня исполняется коллективно (приложение 4)
Словесная оценка исполнения.
Уч. – Как мы видим, героями музыкальных сказок бывают и люди, и животные. А какую песню исполнял этот сказочный герой?
Показывается изображение кота Леопольда (слайд 5)
Обучающиеся называют песни: “Если добрый ты”, “Неприятность эту мы переживем”
Уч. – Давайте исполним песню “Неприятность эту мы переживем”, а солистами будут (выбираются из наиболее чисто поющих воспитанников (приложение 5)
Словесная оценка исполнения
Уч. – Но музыка может рассказывать сказки и без слов – только звуками. И на прошлом уроке мы познакомились с таким произведением. Это “Баба-Яга” композитора П. И. Чайковского. Вспомните, какую Бабу-Ягу изобразил композитор? (ответы обучающихся)
– А как рассказывает музыка о Бабе-Яге? (ответы обучающихся с помощью учителя)
Словесная оценка наиболее правильно ответивших воспитанников.
Уч. – И, прежде чем мы будем дальше знакомиться со сказочными героями в музыке П. И. Чайковского, мы с вами немного отдохнем.
Физминутка. Ритмическая разминка (музыкальное сопровождение “Марш деревянных солдатиков” (приложение 1.)
– хлопки на счет: 1-2-3-4, 1-2-3-4
– повороты головы: на 1-2– направо,
на 3-4 – прямо,
на 1-2– налево,
на 3-4– прямо
– маршевый шаг: на 1-2-3-4, 1-2-3-4
– прыжки (руки на пояс): на 1-2-3-4, 1-2-3-4
Этап изучения нового
Уч. – П. И. Чайковский написал много произведений для детей. И сегодня мы познакомимся еще с одним его таким произведением – балетом “Щелкунчик”, в основе которого лежит сказка немецкого писателя Э. Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”. Послушайте загадку и постарайтесь отгадать, о ком идет речь?
“Сначала жил я в сказке, что Гофман написал.
Затем стал музыкальным – уже в балет попал.
Среди других игрушек я был не слишком мил:
Уродлив, непригляден, огромный рот, мундир…
И для забавы ради колол орехи я.
Врагами были мыши – солдатики друзья”.
Ответы обучающихся
Уч. – А как это все показано в балете? Балет начинается новогоднего праздника в доме, где живет девочка Маша. К ней на праздник пришло много друзей и все они веселятся возле елки.
Звучит “Марш” (приложение 6).
– этот марш похож на обычную маршевую музыку: в нем четкий ритм, слышна барабанная дробь. Вместе с тем этот марш имеет отличие: он детский, шутливый, легкий, сказочный. Композитор использует высокие звуки – как будто звучат звонкие детские голоса. Музыка звучит задорно, она полна счастья и веселья. Посмотрите фрагмент этого праздника.
Включается видеозапись балета “Щелкунчик” .
Уч. – Какой марш по характеру? (ответы)
– Почему этот марш считают сказочным и детским? (ответы)
Обобщение
Уч. – А сейчас мы с вами проведем игру – соревнование. Разделимся на две команды: команда “Бабы-Яги” и команда “Щелкунчика”. Каждой команде нужно выбрать из предложенных вариантов те, которые относятся к названию вашего произведения.
Каждая команда выбирает варианты ответов (приложение 7).
Побеждает команда, которая первой выбрала все свои карточки с подходящими вариантами ответов.
Итог урока
Уч. – Итак, подведем итоги игры. Проверим правильность выбранных вариантов.
Поздравление победившей команде
– сегодня мы с вами говорили о сказочных сюжетах в музыке. Назовите музыкальные сказки, которые вы запомнили (ответы)
– Всегда ли музыкальные сказки бывают со словами? (ответы)
Словесная оценка обучающихся
– В конце нашего урока я хочу вам сказать, что любовь к музыке превращает нас в прекрасных принцев и принцесс, которые слышат и любят сказочную красоту окружающих нас звуков. Наш урок закончен, всем спасибо, до свидания.
Выход под музыку “Песня друзей” (инструментальная фонограмма (приложение 4).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бугаева, З. Н. Веселые уроки музыки в школе и дома [Текст] / З. Н. Бугаева. – М. : ООО “Издательство АСТ”; Донецк : Сталкер, 2002. – 383 с.
- Карцева, С. А. Музыкальная фонотека в школе (I – III кл.) [Текст] / С. А. Карцева. – М. : Просвещение, 2000. – 144 с.
- Лёвина, С. А. Физкультминутки [Текст] / С. А. Лёвина, С. И. Тукачёва. – Волгоград : Учитель, 2008. – 67 с.
- Радынова, О. П. Музыкальное развитие детей [Текст] : учебное пособие. В 2-х ч. Ч. 2. / О. П. Радынова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 400 с.
- Фадин, В. В. Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов [Текст] / В. В. Фадин. – Волгоград : Учитель, 2005. – 99 с.
- Кравченко, С. Ю. Интегрированный урок в 1 классе [Электронный ресурс] : открытый урок // МОУ СОШ №89, Сочи, 2009г. – Режим доступа: http://www.urok.1sept.ru