Цель: Обучение правильному употреблению неизменяемых существительных в речи.
Задачи:
- Активизировать знания по данной теме.
- Развивать аналитическое мышление.
- Воспитывать любовь к русскому языку.
Ход урока
Оргмомент
- Посмотрите, какой сегодня прекрасный день! Представьте своего любимого животного. Посмотрите на него ласково. Улыбнитесь от всей души. Надеюсь, что такое хорошее настроение сохранится до конца урока.
- Давайте, скорее, приступим к работе, пусть интересным будет урок!
- Отгадайте, какое животное нравится мне: оно обитает в тропическом тепловом поясе, его можно встретить только на материке Австралия, оно хорошо прыгает и даже боксирует.
- Это кенгуру. (на доске открывается картинка животного).
- Кенгуру поможет нам открывать тайны русского языка.
Сообщение темы и цели урока
- В сумке у кенгуру слова: кенгуру, фламинго, шимпанзе, пеликан, страус.
- Что объединяет их? Разделите на 2 группы.
- Что общего у слов этой группы? (неизменяемые)
- Сформулируйте тему урока, для чего изучаем ее?
Объяснение нового материала
- Почему эти слова неизменяемые? Ксюша поработала в библиотеке со словарем. Давайте послушаем, что она узнала. (сообщение ученицы). Сделайте вывод. (слова иностранного происхождения)
- Давайте посмотрим, как они ведут себя на "своей территории". Вы тоже изучаете иностранный язык. Вспомним одно стихотворение:
A dog went to town to by a frog.
What? A dog with a frog?
A frog for a dog?
Who ever saw a dog with a frog?
- Назовите имена существительные. Меняется ли их форма?
- Значит, когда слова-иностранцы попадают к нам , они ведут себя так же - не изменяются.
Закрепление
- Поупражняемся употреблять неизменяемые существительные в речи. Откройте тетради, запишите число, классная работа, упражнение 116.(составление словосочетаний с неизменяемыми именами существительными)
Физминутка
- Если весело тебе, то делай так:
- Продолжим нашу работу. В сумке у кенгуру транскрипция некоторых слов. Какую ошибку можно допустить при написании несклоняемых имен существительных? ([т'ирэ], [кафэ], [купэ])
- Запишите эти слова правильно. Проверьте. (перевернуть карточки)
- Еще можно ошибиться при определении рода. Его нужно просто знать или обращаться к словарю.
- Составьте словосочетания прилагательное + существительное со словами кенгуру, фламинго, какаду, шимпанзе. А если речь идет о множественном числе, что произойдет с прилагательным и существительным?
- В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с неизменяемыми именами существительными. Чтобы понять, о чем нам хотят сообщить, надо знать значение слова.
- Посмотрите на доску (на доске написаны слова: кашне, эскимо, ралли, драже, желе, пенальти, плиссе, ситро, пальто). Какие слова вам непонятны? (толкование слов по словарю).
- Разделите данные слова на 3 группы. Объясните свое решение. Посмотрите, как сделала я. (1 группа: кашне, плиссе, пальто; 2 группа: желе, ситро, драже, эскимо; 3 группа: пенальти, ралли) По какому принципу?
Домашнее задание
- Чтобы вы хорошо запомнили неизменяемые имена существительные, мы с кенгуру приготовили для вас памятки и вложили в учебники. Они помогут вам выполнить домашнее задание - написать фэнтэзи о кенгуру (фэнтэзи - сказка, фантастика, приключения).
Памятка
Колибри, кенгуру, шоссе,
фламинго, пони шимпанзе,
какао, кофе, домино,
Алоэ, радио, кино,
Такси, метро, купе, пальто,
Кашне, кафе, трюмо, манто,
И какаду, драже, пари,
И интервью, рагу, жюри,
И пианино, и фойе,
Пюре, бюро и ателье -
Ты все слова запоминай, но никогда их не склоняй!
Итог
- Сегодня весь урок мы говорили о неизменяемых
именах существительных. Подведите итог, опираясь
на таблицу:
Я знаю :
Рефлексия
- Найдите у себя в учебнике кенгуренка. Если урок был для вас полезен, нарисуйте ему улыбку.
- Спасибо за работу. Урок окончен.
Список литературы
- Вартаньян Э. Рождение слова Детская литература, М., 1970
- Волина В. Учимся играя "Новая школа", М., 1994
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка М., 1997
- Я познаю мир Русский язык АСТ, М., 1997