История гобоя

Разделы: Музыка


Гобой - очень древний инструмент, относящийся к группе деревянных духовых инструментов. Слово гобой (ит. oboe) происходит от французского "haubois" (haus- высокий, громкий, bois-дерево), что означает высокий деревянный духовой инструмент. Характерный тембр инструмента напоминает звучание народных инструментов, например зурны или пастушьего рожка. Не случайно гобой часто использовался композиторами для создания национального колорита и для изображения восточного пейзажа.

Изготавливается гобой из особых пород чёрного дерева и из пластических масс. Состоит он из трёх частей: верхнего колена, нижнего колена и раструба. В верхнее колено вставляется трость, состоящая из двух камышовых пластинок, навязанных на металлический штифт. Трость является генератором звука. В стенках деревянного ствола гобоя высверлено 24-25 игровых отверстий, которые закрываются и открываются при помощи клапанного механизма.

Гобой - один из самых древних инструментов. Одним из первых нам известных инструментов этого типа нужно назвать серебряную парную свирель, которую нашли в гробнице шумерского царя, жившего 4600 лет назад в древнем городе Ур, в дельте реки Евфрат (Ирак). Предков гобоя можно обнаружить в Древней Греции (авлос), у римлян (тибия). Много общего с гобоем имеют восточные национальные инструменты: египетский замо, персидская зурна, индийские инструменты нагасаран и стоу, узбекский сурнай.

Современный гобой появился во Франции во второй половине XVII века. Первыми гобоистами были придворные музыканты Людовика XIV Жан Оттерер и Мишель Филидор. Они же были и мастерами-создателями французских инструментов (гобоев). Было очень много блестящих гобоистов-исполнителей. Один из них, имя, которого до нас дошло, - Фишер (1733-1800 г.г.)- создал десять концертов для гобоя. Со второй половины XVII века гобой начинают широко применять композиторы разных стран Европы: Ж.Б. Люлли, Г. Пёрселл, А. Вивальди, Г.Ф.Телеман. В творчестве И.С.Баха и Г.Ф.Генделя гобой достиг наибольшей выразительности. Во времена Баха стали употребляться также разновидности гобоя: английский рожок (звучит на квинту ниже гобоя) и гобой'амур (звучит на малую терцию ниже гобоя). Широко использовал в своих произведениях гобой В.А.Моцарт. Он как бы стёр грань в виртуозных возможностях между флейтой и гобоем. Много нового и своеобразного внёс в трактовку гобоя превосходный мастер оркестра Г.Берлиоз.

В России гобой известен с начала XVIII века, его широко использовали в своих симфонических и оперных произведениях М.Глинка, А.Доргомыжский, П.Чайковский, Н.Римский-Корсаков и другие композиторы.

Остановимся более подробно на истории гобоя.

Ещё в условиях первобытного общества сформировались 3 разновидности современных духовых инструментов: флейтовые, язычковые и мундштучные. Эти три типа отличались (и отличаются) принципом звукообразования. У флейтовых струя воздуха, рассекаемая острым краем стенки ствола, создаёт колебания заключённого в нём воздушного столба. У язычковых колебания воздушного столба в стволе инструмента создаются в результате вибрации упругой подвижной пластинки (трость), возбуждаемой силой воздуха. И, наконец, у третьего типа инструментов колебания воздушного столба возбуждаются лишь напряжением губ играющего. К первому относятся современные флейты, ко второму - гобои, кларнеты и фаготы, к третьему - валторны, трубы, тромбоны.

Духовые инструменты с двойной тростью, к которым принадлежит гобой, появились очень давно. Древнейший, известный науке инструмент этого типа - серебряная парная свирель, найденная в гробнице шумерского царя, жившего 4600 лет тому назад в древнем городе Ур в дельте реки Евфрат (Ирак). Инструменты такой же конструкции, но сделанные из тростника, были широко известны в Древнем Египте. Древнему прообразу гобоя в Месопотамии поручались грустные, печальные мелодии, так как его называли "свирелью скорби". В древней Палестине был известен язычковый инструмент с опорой для губ, раструбом и коническим стволом, бытующий в настоящее время у арабов, под названием замр, а также халиль- цилиндрического сверления с резким звуком. Он был парным, то есть состоял из двух стволов, на одном из которых исполнялась мелодия, а на другом - сопровождающий её бурдон. Халиль не использовался в храмовой музыке, был исключительно народным инструментом. Его резкий звук казался подходящим для выражения большой радости или сильного горя.

В древнем Китае существовали следующие инструменты гобойного типа: сона и гуань. Их звучание было более резким, чем у флейт, и поэтому они использовались реже. Оба этих инструмента иностранного происхождения и проникли в Китай уже в течение нашей эры. Гуань - деревянная (иногда тростниковая, бамбуковая или даже оловянная) цилиндрическая трубка с двойной камышовой тростью и восемью-девятью игровыми отверстиями (7 на передней и 1-2 на задней стенке ствола). Сона имела конический ствол с восемью игровыми отверстиями, металлический раструб, двойную камышовую или бамбуковую трость с латунным штифтом, вставляемую в верхний канал ствола.

Значительно ближе были к гобою древнегреческие авлосы (в Риме их называли тибиями), широко распространённые в VI-V веках до н.э., V веке н.э. в странах окружающих средиземное море. Авлосы имели 2 короткие цилиндрической или слегка конической формы трубки, каждая с 3-4 игровыми отверстиями довольно длинным мундштуком, куда вставлялась открытая трость. Они имели длину от 275 до 575 мм. Трость не зажималась губами исполнителя, а полностью находилась во рту. Диапазон авлоса был приблизительно от ре первой октавы до ре третьей. Эти инструменты изготовлялись пяти разных размеров, и каждый авлос имел своё, и особое значение. Самый малый применялся для обучения и на похоронах, второй, на пирах и праздниках, третий сопровождал сценические представления, четвёртый служил для исполнения ном на пифийских играх (номы - сольные произведения для авлоса), пятый, самый длинный по размеру, использовался в культовой музыке в храмах. Лучшие авлеты (исполнители на авлосах) пользовались почётом и уважением. До нас дошли имена фригийцев Хиаграса и Олимпуса, победителя пифийских игр 596 года до н.э., Сакадаса и фиванского атлета Антигенида, создавшего свой новый стиль исполнения. Позже в Александрии появились авлосы с одинарным стволом - моноавлосы.

Искусство игры на авлосе носило название "авлетика", а пение под аккомпанемент - "авлодия". Авлодия применялась преимущественно в военных походах и при гимнастических упражнениях, а также использовалась в древнегреческой трагедии, где хоры сопровождались авлосом. В последнем случае авлет именовался "хоравлом" (от слов "хор" и "авлос"). Авлодия была менее популярна, чем кифародия (пение под аккомпанемент кифары). Выдающееся значение, - по-видимому, под влиянием инструментальной культуры Азии - приобрёл в Греции жанр инструментального соло на авлосе, получивший название авлетики. Причиной успеха авлетики превзошедшей в этом отношении кифаристику (сольное исполнение на кифаре), вероятно, следует считать победу на музыкальных состязаниях пифийских игр в 586 году до н.э. авлета Сакада из Аргоса. Исполненный им так называемый "пифийский ном" получил всеобщее признание и использовался в качестве торжественной сольной пьесы в течение почти трёх веков. Это произведение, содержанием которого является борьба Аполлона с Пифоном и победа Аполлона, представляет собой древнейший из известных нам образцов программной инструментальной музыки. Некоторое распространение получили в Греции также и инструментальные ансамбли: дуэт двух авлетов (синавлия), представлявший собой варьированное изложение одним из авлетов темы, исполняемой другим (гетерофония), а также дуэт авлоса и кифары - сопоставление протяжных, длящихся звуков авлоса с короткими, быстро затихающими подголосками кифары. Последний вид музицирования встречался, главным образом, в частности, в семейном кругу.

В последнем веке до нашей эры авлос был усовершенствован. Число игровых отверстий увеличилось до 15-и, некоторые из них закрывались специальными вращающимися кольцами. Это существенно облегчило процесс игры - стали возможны переходы в любые лады. Функции кифары и авлоса строго ограничивались: кифара сопровождала лирическую и эпическую поэзию, авлос - дионисийские действа, представления трагедий, гимнастические упражнения и военные походы.

В Древнем Риме было широко распространено исполнительство на авлосе, получившем латинское название "тибия". Вошли в моду публичные выступления на этом инструменте. Эти сольные выступления проходили с большой пышностью. Эти концерты отличались стремлением к ярким звучностям, виртуозным эффектам. С этим, по всей видимости, связано видоизменение авлоса в начале I века н.э. Они выразились в некоторой реконструкции системы игровых отверстий и утяжелением медной оправы. В результате авлос получил новые виртуозные возможности и огромную силу звука.

Нужно сказать, что ни авлос, ни тибия не вышли за рамки древней средиземноморской культуры и прекратили своё существование вместе с ней. Генеалогия европейского гобоя восходит к двум средневековым типам восточного гобойного семейства. Персидско-индийская зурна - основоположник народных инструментов гобойного типа в Восточной Европе. Завершением этого типа явилась народная французская мюзетта, с её изящным удлинённым корпусом и грушевидным раструбом, повлиявшая, по-видимому, на конструкцию гобоя д'амур. Другое направление приводит к арабскому замру, чей короткий, плотный, резко-конический ствол, число и расположение игровых отверстий буквально повторяются в средневековых западноевропейских (например, итальянских) гобойных инструментах. Насколько можно судить, они более всего соответствовали особенностям современных гобоев.

В средние века существовало семейство инструментов гобойного типа. Инструментов в этом семействе было 7. Сопрановый инструмент назывался шальмель, откуда и произошло французское - шалюмо, итальянское - циамелла, английское - шаум, немецкое - шальмей. Инструменты от альта до баритона назывались поммеры, а басовые - бомбарды и бомбардоне (контрабас). Эти инструменты вытачивались из целого куска дерева, имели довольно широкий конический канал, воронкообразный раструб и 7-8 игровых отверстий, дающих диатонический звукоряд. В основании раструба высверливались дополнительно до 5-и отверстий, назначение которых состояло в уточнении строя инструмента. Разновидности регистров - альтовые, теноровые, басовые - имели от двух до пяти клапанов, соответствующих отверстиям, недоступным для пальцев. Звук извлекался через широкую двойную трость, насажанную на широкую латунную трубку. Трубка, в свою очередь, вставлялась в деревянную чашечку, которая служила опорой для губ музыканта. Этот сложный мундштук назывался "пируэттом". В отличие от восточных язычковых инструментов типа замра и зурны, где трость свободно колебалась в полости рта и звук оказывался неуправляемым, здесь исполнитель мог до известной степени сжимать губами трость, но всё же настоящее управление амбушюром было ограниченным, этому препятствовала опорная чашечка. Поммеры и бомбарды, из-за их больших размеров, имели длинные металлические изогнутые трубочки, на них насаживались трости: у поммеров - вместе с пируэттом, у бомбард пируэтта не было. Клапаны для защиты от повреждений покрывались ажурным чехлом - "фонтанеллой". В XIV-XV веках все эти инструменты составляли основу небольших оркестровых ансамблей, куда входили также волынки, тромбоны и трубы. Их называли "громкой музыкой". Такие ансамбли обычно играли на пирах, на свадьбах, охотничьих праздниках, а также в парках вельмож и королей. В XVI-XVII веках ансамбли шальмеев, поммеров и бомбард превратились в городские оркестры, формировавшиеся преимущественно из городской стражи. Среди инструментов гобойного семейства, бытовавших в эпоху средних веков, следует назвать также крумгорн, вошедший в практику, очевидно, в начале второго тысячелетия. Существовало 5 разновидностей крумгорна -- малый, дискантовый, альтово-теноровый, басовый и большой басовый.

Современный гобой возник во Франции в 1655-1657 г.г. Об этом свидетельствуют рукописи Рейнделя Холма(1688), где дан рисунок инструмента под названием "французский гобой", а также работа доктора Джона Тальбота (1698). Французским гобой назывался тогда и в Шотландии. Впервые гобои нашли применение в 1657 г. в балете Ж.Б.Люлли "Большой Амур" и в 1671 г. в балете "Помона" Р.Камбера. Первыми гобоистами были музыканты придворного оркестра Людовика XIV - Жан Оттерер Мишель Филидор - представители двух музыкальных династий. Именно они были не только первыми исполнителями на гобое, но и инструментальными мастерами. Им принадлежит честь создания нового инструмента - гобоя. Но есть и другое мнение: гобой возник в начале XVII в. И впервые был применён, предположительно, при исполнении одной из католических литургий Орация Беневоли в Зальцбурге в 1628 г. Есть также мнение, что гобой возник в XVI в. Истина, очевидно, лежит где-то посередине. Во второй половине XVI в. действительно можно обнаружить попытки усовершенствования шальмея - на итальянских изображениях 1566 г. он имеет один клапан. Однако изменения такого рода не носили принципиального характера. Преториус (создатель трактата описывающего музыкальные инструменты на 1618 г.) при описании семейства шальмеев-поммеров-бомбард уже использует термин "гобой" (в итальянской, французской и английской транскрипциях), но в изобразительных материалах показывает типичный ранний шальмей без клапана и защитного устройства, с характерной чашеобразной пластинкой для упора губ. В 1637 г. Мерсенн(один из теоретиков XVII в., разработавший, в частности, теорию натурального звукоряда духовых инструментов) даёт подробное графическое изображение и описание эволюции шальмея (Chalemie) в первоначальную форму гобоя (grands Haut-bois), показывая несколько её разновидностей. Примечательно, что Кирхер (профессор естественных наук при Вюрцбургском Университете, учёный-иезуит) в более позднем труде, изданном в Риме в 1650 г., ничем ещё не обнаруживает своего знакомства с новым инструментом. Стало быть, следует считать наиболее вероятным, что гобой развивался в период между 1610 и 1640 годами во Франции, скорее всего, в результате коллективных усилий многих мастеров и исполнителей, направленных на улучшение старинного шальмея, резкость, монотонность и неуправляемость которого противоречили требованиям развивавшейся оперной и камерной музыки. Не исключено, что Оттерер и Филидор несколько позже также внесли свою лепту в это дело.

Гобой появился в результате реконструкции старинного шальмея. Был удалён пируэтт. Это позволило выработать совершенное управление тростью, тем самым создалась перспектива для выразительного исполнения. Гобоист приобрёл возможность, сжимая губами трость, регулировать интонацию и управлять динамикой звука. Заметно уже стала трость(9,5-10,00 мм, против 12,5 мм у шальмея). Одновременно была сужена и мензура инструмента, благодаря чему звучание приобрело большую устойчивость, гибкость и выразительность Раструб из воронкообразного превратился в узкий, конический, иногда колокообразный. Уменьшился диаметр отверстий, что в сочетании с изменением мензуры улучшило и звучание верхнего регистра. Ствол стал составным из трёх колен (заимствовано у волынок того времени, изготовлявшихся теми же мастерами). Стыки нужно было делать более прочными, утолщёнными. Это дало повод и возможность снабдить их токарными украшениями в стиле барокко. Изготовление раздельно трёх колен значительно облегчило процесс подстройки инструмента. Шальмеи клапанов не имели. Первые гобои сначала получили один клапан для нижнего до, а вскоре появился и второй - для нижнего ре диез. Последний делали двойным, для левой и правой руки. Это свидетельствует о том, что в то время положение рук на инструменте часто бывало разным: сверху располагалась то правая, то левая рука. Третье и четвёртое отверстия к концу XVII века делались парными, для извлечения соль диез и фа. Основная аппликатура была вилочная. В итоге был создан качественно новый инструмент, способный звучать в оркестре и участвовать в камерной музыке.

Из разновидностей гобоя в XVII в. известны альтовый и теноровый гобои. Первый из них возник в результате усовершенствования альтового поммера и получил название "охотничий гобой" Он представлял собой увеличенную копию основного инструмента и звучал на малую терцию ниже него (in A). "Теноровый гобой" - также увеличенная, но ещё в большем масштабе, копия основного инструмента. Отличался от последнего лишь слегка изогнутой трубкой, соединяющей трость с каналом ствола. Звучал октавой ниже гобоя. На ранних изображениях показан со старинным луковицеобразным раструбом, предвосхитившим по форме раструб английского рожка. Впервые упоминается в 1665 г. Появился как нововведение в военных оркестрах Людовика XIV. Чтобы усилить гармонию в условиях уличного музицирования, на парадах, Люлли и другие композиторы в маршах и приветствиях использовали теноровый гобой для поддержки басового голоса. За рамками военных оркестров наиболее яркие партии тенорового гобоя - в "Диоклетиане" Пёрселла (1690) и "Похоронах королевы Марии" Пезибля (1694).

С 1680 г. в немецких военных оркестрах появился ещё один инструмент гобойного семейства - "немецкий шальмей". Его не следует путать с родоначальником гобоя. Прямой инструмент изящной формы, длиной около 24 дюймов (более 60 см), имел 6 игровых отверстий. Основной тон (и наиболее низкая нота) - до первой октавы. Звук у этого инструмента был несколько нежней, чем у старого шальмея. Группа из трёх немецких шальмеев (двух дискантовых и тенорового) и кортоля в роли басового голоса использовалась в немецкой военной музыке до 1720 г., когда в полковых оркестрах Германии были приняты гобои.

Появившийся в конце XVII в. тип двухклапанного гобоя ( с дублированным клапаном "es") не претерпел значительных конструктивных изменений в XVIIв. Период до 1750 г. характерен, в свою очередь, раскрытием этого инструмента в сфере творчества. В произведениях Вивальди, Баха он получает невиданную многогранность и глубину интерпретации. По свидетельству современников, гобой в это время, не уступая нежностью тембра продольной флейте, располагал недоступным для неё многообразием выразительных оттенков. В XVII в. стали появляться концертные и камерные произведения для гобоя: сонаты Ж.Б.Лойе, ария с сопровождением гобоя и соната Г.Пёрселла. Вскоре после появления гобоев стал обновляться и состав военных оркестров, шальмеи и поммеры заменились сопрановыми и теноровыми гобоями и фаготами.

В начале 1720-х годов в Германии появилась новая разновидность гобоя - гобой д'амур, звучащий на малую терцию ниже обычного гобоя. Это любимый инструмент Баха, он очень часто использовал его в своих произведениях. Со смертью Баха гобой д'амур был забыт. Лишь в XIX в. в связи с желанием музыкантов восстановить подлинное звучание баховского оркестра гобой д'амур был возрождён. Новый инструмент с современной совершенной механикой был создан известным бельгийским инструментоведом Виктором Михольном (1841-1924). Современный гобой д'амур включали в свои партитуры композиторы XIX-XX в.в., например, К.Дебюсси - в "Весеннем хороводе, М. Равель - в "Балеро", Р.Штраус в "Домашней симфонии", С.Василенко - в балете "Лола". В 1720-1730 г.г. из соединения корпуса изогнутого альтового гобоя с грушевидным раструбом гобоя д'амур возник английский рожок, другой родственник гобоя. Название, скорее всего, связано с внешним сходством серповидного варианта с английским охотничьим рогом.

С XVIII в. связан период высшего расцвета гобоя Для него как концертирующего и камерного инструмента много пишут самые выдающиеся композиторы того времени: И,С.Бах, Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л. Ван Бетховен. Появляются гобоисты-виртуозы, пользующиеся большим успехом. Но сам инструмент, как это ни странно, почти не изменился против того, каким он был к концу XVII в. К серединеXVIII в.был утрачен дублирующий клапан для нижнего dis. Видимо, положение рук на инструменте окончательно определилось. Попытки улучшить механизм клапанов предпринимались Г.Гофманом и И.Кванцем, но, очевидно, эти усовершенствования гобоисты отвергли, возможно, по причине консерватизма.

Современники высоко ценили новый инструмент. Так, например, немецкий композитор и теоретик И.Маттезон считал, что гобой среди других инструментов ближе всего стоит к человеческому голосу.

Уже давно установилось и очень распространилось среди музыковедов убеждение в том, что гобой XVIII в. отличался чрезмерной громкостью и резкостью звучания. Широкое применение гобоев в оркестре, и притом в большом количестве, объяснялось вкусами композиторов в период от Люлли до Генделя. Убеждение это основывалось на книге Марена мааре "Всеобщая гармония". Однако книга эта была издана в Париже в 1636 г., когда гобоя ещё не существовало, а вместо него употреблялись шальмеи и поммеры, с их действительно пронзительными звуками. В это же время известный музыкант, флейтист И.Кванц советовал гобоистам-оркестрантам совсем иное: не опускать инструменты вниз, засовывая раструбы под нотные пульты, а поднимать повыше, чтобы гобои не заглушались другими музыкантами оркестра. Он считал, что для уравновешивания звучания оркестра при 8-и скрипках надо иметь 2 гобоя, а при 12-и скрипках - 5 гобоев. О том же свидетельствует и тот факт, что гобои и скрипки играли в произведениях И.С.Баха в унисон, но при переходе к piano скрипки замолкали и играли одни гобои.

Наконец, широкомензурный гобой XVIII-XIX в.в. не так хорошо "несёт" звук, как современный узкомензурный. Никак нельзя забыть и того, что в XVII и XVIII вв.в. представление о громкости звучания оркестра было совсем иное, чем теперь. Оркестр XVIII в. в целом для нас звучал бы очень тихо, тем более отдельные его инструменты. Характерный пример: для Гёте звучание пятой симфонии Бетховена, при скромном тогда составе оркестров, казался таким непереносимо громким, что уходя с концерта он сказал: "Это безумие! Можно было думать, что рухнет дом".

Итак, мы просмотрели всю историю гобоя. Сейчас гобой - это чаще всего солирующий инструмент и один из самых выразительных инструментов в любом оркестре. Он используется в симфоническом оркестре, духовом оркестре, в оркестре народных инструментов и даже в джазе. Римский-Корсаков писал: "Гобой простодушно-весёлый в мажоре и трогательно-печальный в миноре". Музыку XXI в. невозможно представить себе без тембра гобоя. Диапазон его использования очень велик, а тембр и красота звука неповторимы.