Цели:
- Учащиеся должны усвоить понятие обмена, его роли в экономике, понятие стоимости и цены товара, выявить особенности различных форм и способов обмена, торговли, охарактеризовать влияние рекламы на эффективность торговли.
- Формирование навыков работы в паре и группе, поиск информации в различных источниках, выявление причинно-следственных связей, характерных признаков понятий и явлений, развитие логического мышления.
- Способствовать освоению учащимися рациональной модели поведения в сфере обмена и потребления.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Оргмомент (проверка готовности учащихся к уроку, эмоциональный настрой)
2. Опрос домашнего задания:
А) Фронтальный, устный по вопросам:
1. Что такое экономика как наука?
2. Дайте определение экономики как хозяйства.
3. Назовите проявления экономики.
4. Что такое производство?
5. Что называют издержками производства? Что такое переменные и постоянные издержки? Приведите пример издержек вашего производства. (домашнее задание с предыдущего урока)
6. Назовите различные виды бизнеса.
7. В каких формах можно организовать бизнес?
8. Охарактеризуйте вид и форму бизнеса вашего предприятия. (домашнее задание с предыдущего урока)
Б) Индивидуальный, тестирование.(см. приложение 1)
3. Мотивация:
- Как ты относишься к поговорке "Не обманешь - не продашь?
- Всегда ли обмен бывает справедливым и равным?
- Кто выигрывает от торговли - продавец или покупатель?
4. Интерактивная часть:
Учащиеся делятся на пары (можно по партам). Каждой паре выдается карточка с наименованием товара. (см. приложение 2)
Задание: У вас есть товар. Вам нужно его обменять на другой товар. У вас есть 5 минут.
5. Обсуждение игры. Изучение нового материала.
Беседа по вопросам: У кого произошел обмен? Какой товар вы обменивали? Какой товар приобрели в результате обмена? Почему у вас произошел обмен? Что вы предприняли для этого? У кого не произошел обмен? Почему?
Вывод: у каждого товара есть потребительская и меновая стоимость, цена.
Работа с понятиями, учебник стр. 170-172: выпишите определения и приведите примеры из нашей игры. Как называется такой обмен, который у вас произошел? В чем его преимущества и недостатки?
Работа с учебником:
1. Прочитайте материал рубрики "Жил на свете человек" и ответьте на вопрос: Какую роль, по мнению А. Смита, в экономике играет обмен? Согласны ли вы с автором? Свой ответ аргументируйте.
2. Прочитайте пункт "Торговля и ее формы" и ответьте на вопросы:
- Зачем люди и страны торгуют?
- Какие формы торговли вы знаете?
- Почему торговлю считают источником богатства страны?
- Какую роль в торговле играет реклама?
- Учащиеся презентуют рекламу своего предприятия (предварительное домашнее задание по группам). Далее идет обсуждение:
- Какой вид рекламы был представлен?
- Какие способы и средства обращение к потребителям были использованы?
- Каковы достоинства рекламы?
- Что бы вы посоветовали своим одноклассникам, чтобы улучшить их рекламу?
6. Закрепление.
Учащиеся выполняют задания в рабочей тетради № 1, 2,3
7. Домашнее задание.
Параграф 16, ответить на вопросы 1-6 (проверь себя), в рабочей тетради - задания № 4,5,6,7,8
Индивидуальные задания - сообщение "История денег".