Окружающий мир. Развитие растения из семени. Я – исследователь

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Определить условия прорастания и развития растения из семени в результате практической работы.
  2. Научить учащихся различными методами решать проблему или получать новое знание (опыты, поиск информации, компьютер, энциклопедия и др. источники) и практически применять полученные знания и опыт в жизни.
  3. Развивать учебно-познавательный интерес; воспитывать любознательность, потребность в новых знаниях, пытливость ума.
  4. Воспитывать любовь к своей земле, ценностное отношение к жизни людей, растений, животных; воспитывать в себе успешного ученика, укреплять понятие образца «хорошего ученика».

Оборудование:

  1. Учебник, тетрадь.
  2. Схема-рисунок «Развитие растения из семени». (Смотри приложение к уроку)
  3. Тест «Развитие растения из семени».
  4. Оборудование для практической работы (семена фасоли, проросшие семена фасоли, салфетки, стаканчики для опытов и т. д. )
  5. Таблицы, карточки, рисунки с изображением поэтапного развития растения из семени.
  6. Видеофильм «Времена года», «Весна», «Апрель».
  7. Аудиозапись музыки для релаксации «Музыка дождя», «Звуки леса».

Ход урока

I. Организационный момент

Включение детей в деятельность. Выделение содержательной области. Организация самоопределения ученика относительно известной нормы деятельности на уроке.

II. Актуализация знаний

1) актуализация ЗУН, достаточных для «открытия нового знания»

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар.
(планета Земля)

Вопросы учителя:

Почему на Земле есть жизнь? (Сложились особые условия: вода, почва, воздух.)

– Что произошло бы на Земле, если бы она летела вокруг Солнца на другой орбите? (Более удалённые от Солнца небесные тела получают слишком мало солнечного тепла, они сильно охлаждены, а на тех, которые ближе к Солнцу – слишком жарко для живых существ.)

– Какое главное условие возникновения и развития жизни на Земле? (У Земли есть воздушная и водная оболочки. Воздух и вода стали главными условиями возникновения и развития жизни на Земле.)

– В чём нуждается всё живое на Земле? (В тепле, свете, воде и воздухе.)

– Как называется наука, которая изучает живую природу? (Биология – «БИОС» – жизнь, «ЛОГОС» – учение.)

– Как появилась наука о растениях – ботаника? (Древние люди, собирая растения, накапливали знания о них.)

III. Постановка проблемы

ВЕСНА – это солнце,
ВЕСНА – это радость,
Весна – это жизнь.
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня…
Улеглись в полях метели
В свои белые постели.
И ВЕСНА идёт повсюду,
Гонит зиму со двора.
(Г. Ладонщикова)

ПРОСМОТР ФИЛЬМА «Пробуждение природы от зимнего сна», «Проталины».

ЗАГАДКА:

Дышит, растёт,
А ходить не может.
(Растение)

IV. «Отрытие детьми нового знания»

1) включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы.

Мы решили, что будет понятнее, если самим понаблюдать, что происходит с семенем в разных условиях, и определить все условия прорастания и развития растения из семени. (Метод – практическая исследовательская работа).

2) Решение детьми проблемы с помощью выбранного метода.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

  • «Условия прорастания растения из семени»,
  • «Условия развития растения из семени»

Цель: определить, при каких условиях семя прорастает, а при каких – нет. (Рабочая тетрадь, с. 34, №76, 77.)

Таблица №76. Наблюдения велись в течение 5 дней. Таблица заполнялась ежедневно.

  1. Семя в сухой салфетке – не проросло, без изменений.
  2. Семена во влажной салфетке и в тепле – набухли, появился корешок.
  3. Семена в стакане с водой – набухли, не проросли.
  4. Семена в холодильнике во влажной тряпочке (немного набухли, не проросли)

Таблица №77. Наблюдения велись больше 2 недель. Таблица заполнялась на уроках «Окружающий мир», наблюдения велись ежедневно.

  1. Семя с корешком посадили в почву в стаканчики. Почва всегда влажная.
  2. Появился росток на 3 день, росток пробивается сквозь оболочку и растёт вверх.
  3. Растение сбрасывает оболочку семени.
  4. На новом растении появляются первые листочки.
  5. Выросшее растение в шкафу – жёлтое, хилое.

Учащиеся рассказывают о личных опытах, наблюдениях, показывают рисунки, фотографии, проросшие растения.

3) Фиксирование нового алгоритма понятия («открытие» нового знания)

Заполнение схемы – рисунка учащимися индивидуально и учителем на доске.

ВЫВОД: Для прорастания и развития растения из семени необходимы ВЛАГА, ТЕПЛО, ВОЗДУХ,СВЕТ, МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА.

ЗАГАДКИ

  1. Я из крошки-бочки вылез,
    Корешки пустил и вырос. (Росток)

  2. Он без рук,
    Он без ног,
    Из земли пробиться смог. (Росток)

  3. Раскололся тесный домик на две половинки,
    И посыпались в ладони бусинки – дробинки.
    (Семена гороха, фасоли, бобов, акации, сурепки, редиса, репы …)

КАК ПРОРАСТАЮТ СЕМЕНА

В каждом семечке внутри прочной внешней оболочки находится крошечный зародыш растения. Чтобы оно выросло, каждое семя содержит запас питательных веществ. Самое главное, что необходимо для прорастания зародыша, – это вода и тепло. Поэтому молодой побег всегда направляется к солнечному свету. А корешок прорастает вниз, в почву.

Рост семени начинается так: вода проникает внутрь оболочки семени, и он набухает. Первым сквозь оболочку пробивается корешок и начинает расти вниз. Затем вверх пробивается росток. Корешок обрастает тонкими, похожими на волоски отростками, которые тянут из почвы воду и минеральные вещества. После того, как росток пробьётся к поверхности почвы, на нём появляются зелёные листочки.

V. Первичное закрепление. КЛУБ Почемучек

«Я – исследователь».

  1. Самостоятельное решение детьми типовых заданий.
  2. Проговаривание способа решения проблемы в громкой речи.

1) Защита исследовательской работы «Как растут растения и почему растут вверх?» –

ИСТОЧНИКИ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ (КНИГА, КОМПЬЮТЕР, ВЗРОСЛЫЕ, ЭНЦИКЛОПЕДИЯ И ДР.)

2) Защита исследовательской работы «Помело. Что это за растение? Как его вырастить?» –

(Растение выращено из семени помело, плод цитрусовых растений – помело).

VI. Создание ситуации успеха

Дополнительно:

Тест «Развитие растения из семени» (Возможно провести тестирование на след. уроке)

1) Самостоятельное решение детьми типовых заданий.

Самопроверка.

2) Создание ситуации (У девочки погиб побег мандарина, забыла поливать);

Самооценка. Дети довольны работой.

– Что понравилось больше всего?

– Теперь дети смогут правильно посадить рассаду цветов на уроке технологии для школьной клумбы.

VII. Итог занятия

  1. Сегодня мы были исследователями, добились успеха, правильно сделали выводы. (Необходимые условия для прорастания и развития растения – вода, тепло, свет, кислород, минеральные вещества).
  2. Кто какие темы проектов защищал?

Как решали проблему поиска информации? Какие методы исследования использовали? Кто помогал? (Радость успеха, удовольствие от проделанной работы)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

– Рассказать родителям о проделанной работе; о выводах на уроке по теме; о том, что понравилось, что ты теперь сможешь сам посадить любое растение.

– На следующем уроке мы снова поговорим о растениях – о раннецветущих растениях. Поищите материал к этому уроку.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Урок добра.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА: «Значение растений и животных в жизни человека»

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.