Цель урока: Познакомить учащихся с природными условиями тундры, проследить взаимосвязь между природой и хозяйством человека.
Задачи урока:
- Обучающие: Дать учащимся представление о влиянии природы на хозяйство на примере тундры.
- Развивающие: Развитие познавательных интересов учащихся и обращение их к дополнительной литературе по предмету.
- Воспитывающая: Экологические проблемы тундры, воспитание бережного отношения к природе.
Пособия: карта "Природные зоны России", картины "Тундра", учебник, атлас, раздаточный материал-буклет "Тундра", подготовленный учителем географии Майоровой Е.В.
Ход урока
I. Организация начала урока
II. Информация о домашнем задании
- параграф 33, новые слова урока, заполнить таблицу "Тундра"
III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала. Работа с буклетом
Фронтальный опрос.
- Что такое природная зона?
- Какой главный компонент природной зоны? Почему?
- Приведи примеры, как климат влияет на другие компоненты природы.
- Является ли тундра природным комплексом. Поясни свой ответ.
- Какие природные комплексы являются антропогенными? Почему?
Работа с картой природных зон.
- Чем объясняется наличие в России разных природных зон?
- Как климат влияет на использование природных зон в хозяйстве?
- Какая природная зона будет больше использоваться человеком - тундра или арктические пустыни? Почему?
IV. Индивидуальный опрос учащихся
Использование Арктики человеком.
V. Усвоение нового материала
Объяснение учителя по плану:
- Географическое положение тундры.
- Природные особенности тундры.
- Растения и животные.
- Влияние природы на хозяйство.
Сообщения учащихся.
- Народы севера. Приложение 1
- Тундра сегодня. Приложение 2
Беседа с учащимися
А. Чем занимались коренные народы Севера?
Б. Как изменилась хозяйственное освоение тундры сегодня?
В. Почему рядом с крупными северными городами развито полярное земледелие?
Г. Расскажи об экологических проблемах тундры.
VI. Первичное закрепление полученных знаний
Самостоятельное заполнение таблицы "Тундра"
Географическое положение | Климат | Растения | Животные | Использование |