Цели:
- Образовательная: активизация словаря; формирование умения самостоятельно составлять рассказ по заданному началу;
- Коррекционно-развивающая: коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении;
- Воспитательная: воспитание мотивации к учению.
Ход урока
1. Организационный момент.
а) Дыхательная медитация.
Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка... Нежный аромат цветка... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.
б) Упражнение по коррекции зрительного восприятия: назвать предметы, изображенные на доске.
Учитель рисует на доске контуры растений, которые наложены друг на друга. Ученики смотрят 10 секунд на этот рисунок. Затем учитель закрывает изображение, и дети должны назвать предметы, которые они увидели. Упражнение повторяется 2-3 раза.
в) Подведение итога.
2. Актуализация опорных знаний.
а) Вводная беседа.
Учитель демонстрирует ряд картинок с изображениями хвойных деревьев:
— Назовите одним словом общие части у всех деревьев. (Корни, ствол, кора, ветки, листья-иголки...)
б) Введение в тему:
— Отгадайте загадку:
Ну и платье —
сплошь иголки!
Его носят вечно... (елки).
Сообщение темы, целей урока; запись темы в тетрадь.
— Я предлагаю отправиться в путешествие за новыми словами и знаниями. Кто готов — получит специальный пропуск в Страну слов (разноцветные конверты, в которых задания для учеников; цвет конверта символизирует сложность задания: например, в красном конверте находится «осколочная» картинка, разрезанная на 6 частей, ит.п.). Кто хочет путешествовать?..
в) Рассматривание двух картинок: ель, сосна (поочередно):
— Найдите среди трафаретов деревьев те, которые похожи на ель, сосну.
— Подберите из предложенных листьев те, которые подходят к ним (иголки).
— Подберите цвет коры, ветки, плоды (шишки).
— Послушайте, о чем я говорю; ответ запишите в тетрадях:
— Это дерево имеет очень высокий прямой ствол, не очень толстый, но очень прочный. Его использовали в строительстве кораблей... (Сосна.)
— Это зеленая, пушистая красавица хороша своими ветками, которые она широко раскидывает... (Ель.)
— Корни этого дерева, широко распластанные, глубоко залегают в земле и могут удержать дерево от сильных ураганов и ветров. Очень часто на морских побережьях, в песчаных дюнах высаживают эти растения. (Сосна.)
А теперь составьте предложение с вашими ответами.
Затем ученики «по цепочке» читают свои предложения. Самое красивое предложение учитель записывает на доске и в скобках указывает автора. Например: «Высокая сосна одиноко росла на берегу» (П. Иванов).
г) Подведение итога.
3. Физминутка.
Снежинки
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
4. Обобщение.
а) Составление «осколочных» картинок: ель — сосна. Каждому ученику дается конверт с двумя разрезанными картинками.
б) Подберите описание к каждому дереву, используя слова и словосочетания: высокий, тонкий; мощный ствол; ветви располагаются высоко; раскидистое; иголки длинные; крупные овальные шишки; зеленая красавица; пушистые ветки; тонкие короткие иголки; ствол широкий — узкий; молодое деревце; старое дерево; для праздника...
в) Работа с учебником, со Словариком.
5. Итог урока.
Дополнительный материал можно использовать на этапе «Актуализация опорных знаний».
Дополнительный материал.
Сосна и ель
Это было почти триста лет назад. Моряки на корабле, шедшем в Канаду, один за другим заболевали цингой. Выжили лишь те, кто стал пить настой сосновой хвои. А много лет спустя был открыт секрет этого чудодейственного настоя: оказалось, что он содержит в большом количестве ВИТАМИН С, необходимый человеку.
С давних пор люди оценили многие замечательные свойства сосны. Одно из них — стойкость и прочность. Недаром древние римляне называли ее «палас» — скала. Сосне действительно не страшны ни морозы, ни жара, ни ветры. Одного лишь боится сосна — темноты. Ей нужно много солнца и света. У сосны очень длинные корни, и благодаря им дерево добудет все, что ему нужно для жизни, даже из песчаной почвы, где мало влаги и питательных веществ.
А не замечал ли ты, что в сосновом бору легче дышится? Это еще одно интересное и полезное свойство сосны — способность очищать воздух от вредных БАКТЕРИЙ. Ученые установили, что в воздухе соснового леса в 10 раз меньше бактерий, чем, например, в березовом. Поэтому в сосновых борах устраивают лесные школы, пионерские лагеря, санатории.
Ель на сосну и похожа, и не похожа. Она меньше нее, менее вынослива, хвоинки располагаются иначе, шишки другой формы. И все-таки они близкие родственники — общих признаков у них немало. Но главный признак — хвоинки вместо листьев. Поэтому и название у них общее — хвойные деревья.
Никто никогда не видел ель или сосну без хвои (конечно, если дерево не засохло). Поэтому называют сосну и ель вечнозелеными растениями. И многие, наверное, думают, что иголки вырастают один раз — да так и остаются до самой смерти дерева. На самом же деле хвойные деревья в течение нескольких лет полностью «переодеваются»: вместо опавших хвоинок постепенно вырастают новые.
Хвойные деревья приносят немалую пользу: их смола и прочная древесина широко применяются в разных областях промышленности и хозяйства. А из хвои только одной сосны можно получить столько полезных ВИТАМИНОВ, что их хватит человеку на целый год. Очень богата витаминами и хвойная мука, которую зимой подсыпают в корм скоту.