Как одно из средств, повышающих интерес детей к чтению, в нашей школе проводятся разработанные мной литературные олимпиады. Они проходят в третьих и четвертых классах в течение всего учебного года. Материалы олимпиады для третьих классов были представлены в журнале «Начальная школа» (№3, 2006г.). Предлагаю вашему вниманию литературный турнир для учащихся четвертых классов.
В течение года проводится 4 тура по 4 книгам: Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»; А. Волков «Семь подземных королей»; Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе»; А. Линдргрен «Рони, дочь разбойника».
Каждый тур состоит из отборочной и конкурсной игры. В отборочной игре принимают участие все ученики. Из участников, набравших большее количество баллов, формируется команда (5-7 человек) для конкурсной игры по этой же книге среди 4-х классов (задания рассчитаны на два класса). Остальные ребята принимают участие как болельщики. Для них также есть задания. Первая игра проводится по классам, вторая – совместно.
В отборочной игре за каждый ответ выставляются баллы по системе: правильный ответ – 1 балл, неполный, неточный – 0,5 балла, неправильный ответ – 0 баллов.
В конкурсной игре две команды 4-х классов соревнуются между собой. Им предлагают задания 3-х уровней и 2 блока творческих заданий.
На 1 уровне – самые простые вопросы, на 2 и 3 они усложняются. Вопросы помещаются в конвертах на доске. Конверты пронумерованы, и команды по очереди выбирают и отвечают на вопросы.
Примерная схема размещения заданий
Если команда не смогла ответить или дала неверный ответ, вопрос передается болельщикам, а затем команде соперников.
Выбрав все задания 1 уровня, и, получив свои баллы, команды переходят на следующий уровень.
По итогам игры команд и болельщиков выдаются дипломы 1 и 2 степеней.
Литературный турнир для учащихся 4-х классов
1 ТУР: Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома»
2 ТУР: Александр Волков «Семь подземных королей»
3 ТУР: Николай Носов «Незнайка в Солнечном городе»
4 ТУР: Астрид Линдргрен «Рони, дочь разбойника»
1 тур. Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома»
Отборочная игра
- Что обещал Витя учительнице сделать летом? (Позаниматься по арифметике.)
- Почему Костя Шишкин пришел только на последний урок 1 сентября? (Он опоздал и попал в другой класс.)
- Что подарил Шишкин Вите и обещал его сестренке Лике? (Мышей.)
- Чем был недоволен Витя, когда Шишкин вернул ему тетрадь по русскому языку? (Клякса.)
- Как Ольга Николаевна узнала, кто нарисовал моряка на стене? (Все принесли рисунки, и у Глеба был моряк в альбоме.)
- За что Витя попал в стенгазету? (За подсказки.)
- Что обещали Витя и Костя в опровержении в газету? (Что будут учиться без «двоек», а Шишкин обещал, что и без «троек».)
- Во что играл Витя с Аликом? (В шахматы.)
Конкурсная игра
Для проведения игры:
- командам и болельщикам иметь цветные карандаши, фломастеры, краски (на выбор);
- организатору – бумагу для рисования.
1 уровень (каждый ответ оценивается в 5 баллов.)
- Какой предмет не любил Витя? (Арифметику.)
- Почему карикатуру на Витю убрали из газеты? (Написал опровержение.)
- Кем хотел стать Витя, когда вырастет? (Летчиком или путешественником.)
- Какой способ придумал Витя, чтобы не решать дома задачки? (Списывать.)
- Где Шишкин прятал Лобзика? (На чердаке.)
- Чем любил заниматься Витя Малеев? (Играть в футбол.)
2 уровень (10 баллов)
- Что случилось с Глебом Скамейкиным на юге? (У него сошла вся кожа.)
- Что делали мальчики, когда разбили стекло? (Учились жонглировать.)
- На что тратил все свободное время Костя Шишкин? (На животных.)
- Кем работает папа Вити? (Модельщиком.)
- О ком это: «Конечно, у него все получалось на скорую руку, кое-как, он ничего не выучивал как следует, но все-таки умудрялся получать как-то тройки, иногда даже четверки. Впрочем, это бывало редко. Больше всего он боялся русского языка и почти всегда выезжал на подсказке»? (Шишкин.)
- О ком это: «Лицо у него всегда спокойное, голос тихий и даже какой-то добрый, но я лично всегда побаиваюсь . . . , потому, что он очень большой. Ростом он с моего папу, только еще повыше, пиджак у него широкий, просторный, застегивается на три пуговицы, а на носу очки»? (Директор школы Игорь Александрович.)
3 уровень (15 баллов)
- Как разбирали слова по составу во времена учебы Вити? (Полеты.)
- Какое общественное поручение получили ребята? (Организовать классную библиотеку.)
- Почему Витя боялся рассказать Ольге Николаевне о Шишкине? (Чтобы не быть ябедой.)
- Из чего сделали шкуру «лошади» для выступления? (Из матраца, сена, мочала.)
- Какой способ придумал Шишкин, чтобы не получать на диктанте «двойку»? (Не ходить в школу.)
- При помощи чего учили Лобзика считать? (Сахар.)
Творческие задания
Творческие задания включают в себя 2 блока по 2 задания в каждом, т.е. по 1 заданию из блока для каждой команды. Пока команды выполняют задания, болельщикам дается своё задание.
1 блок
- Вспомнить задачу, которую для Лики смог решить Витя. Составить для команды-соперницы аналогичную. (Мальчик и девочка рвали в лесу орехи. Они сорвали всего 120 штук. Девочка сорвала в 2 раза больше мальчика. Сколько орехов было у мальчика и у девочки?) Если не вспомнят задачу, можно предложить команде ее текст.
- Вспомнить правило, на которое Ольга Николаевна задала Шишкину упражнение. Придумать 5 предложений со словами на это же правило. Записать для команды-соперницы предложения, пропустив в словах данную орфограмму. (Безударная гласная, проверяемая ударением.)
ЗАДАНИЕ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ:
Нарисовать «лошадь».
2 блок
- Догадайтесь: в какие годы происходят события в книге (конец 40-х – начало 50-х, т.к. отец Шишкина погиб на войне.)
- Догадайтесь: сколько девочек было в классе Вити, обоснуйте ответ. (Ни одной, т.к. все действующие лица – мальчики.) Обучение в то время было раздельным для мальчиков и девочек
ЗАДАНИЕ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ:
Какие бы правила для ребят своего класса вы составили, прочитав книгу Носова?
СУПЕРИГРА: (совместно для игроков и болельщиков)
- Написать и оформить (рисунок, схема и т.д.) 2 заметки о вашем классе в газету:
- О том, что является примером для других
- О том, чему не следует подражать
2 тур. Александр Волков «Семь подземных королей»
Отборочная игра
- Почему Гуррикап решил поселиться в уединении? (Надоели просьбы и благодарности людей.)
- На чем пахали люди в пещере по началу и потом? (На себе, на шестилапых.)
- Как измерялось время в подземном королевстве? (По песочным часам.)
- Почему Гудвина приняли за чародея? (Спустился с неба.)
- Сколько лет не умывалась Бастинда? (500)
- Кто принес послание от Страшилы в подземное царство? (Дуболомы.)
- Чем питались Элли и Фред в подземной пещере? (Сырой рыбой.)
- Что должна была сделать Элли, чтобы ее отпустили из страны рудокопов? (Вернуть усыпительную воду.)
- Как Элли вернулась домой? (На драконе.)
Конкурсная игра
Для проведения игры:
- командам иметь цветные карандаши, фломастеры, краски (на выбор);
- болельщикам – фломастеры 7 цветов, клей;
- организатору – 2 набора геометрических фигур, 4 листа бумаги.
1 уровень (каждый ответ оценивается в 5 баллов.)
- Почему Гуррикап не видел людей? (Он большой, а люди маленькие.)
- За что Бофиро попал в пещеру? (За то, что поднял руку на отца.)
- Чьи это лакомства: лягушки, пиявки, пауки? (Гигнемы)
- Как Руф Билан оказался в подземной стране? (Убегал от Дровосека.)
- Кто строил мост через волшебную реку? (Бобры и обезьяны.)
- Что сделало из Дуболомов хороших работников? (Новые лица.)
2 уровень (10 баллов)
- Почему, на ваш взгляд, Бофиро и его люди покорно стали жить под землей? (Считали, что заслужили наказание.)
- Что обнаружили дети на стенах пещеры, и как им это потом помогло? (Бриллианты. Они снижали действие усыпительной воды.)
- О ком это: «Не то, чтобы он был ленив или глуп, а просто ему не везло в жизни. За какое бы дело он не брался, у него ничего не получалось»? (Гудвин.)
- О ком это? «Пещера ему не нравилась. Он подозрительно нюхал воздух и ворчал»? (Тотошка.)
Каждой команде по 1 простому вопросу и по1 вопросу «Кто это».
3 уровень (15 баллов)
- Что служило сырьем для светильников? Как их делали? (Шерсть шестилапых, вымачивали в воде, воду выпаривали, порошок смешивали с рыбьим клеем и намазывали деревянные шарики.)
- Что такое «7 хитрых замыслов»? (Усыпить конкурентов.)
- Как в подземной стране избавились от господ? (Усыпили и перевоспитали.)
- Что стало убежищем для Страшилы в стране рудокопов и почему?
- Что это: «Эта неизмеримая вышина, где клубились золотисто-розовые облака, эта грустная осенняя даль с лесистыми холмами и разбросанными между ними деревушками. Этот город, смутно видневшийся вдали…»? (Страна рудокопов.)
- Что это: «Над ними раскидывался свод. Тёмно-синий купол неба уходил в неизмеримую даль, и в этой дали светили мириады ярких точек – звезд»? (Волшебная страна.)
Каждой команде по 2 простых вопроса и по 1 вопросу «Что это».
Творческие задания
Творческие задания включают в себя 2 блока по 2 задания в каждом, т.е. по 1 заданию из блока для каждой команды. Пока команды выполняют задания, болельщикам дается своё задание.
1 блок
- Нарисовать пещеру, которую люди увидели впервые (ровная поверхность, кое-где холмы, поросшие лесом, в середине круглое озеро).
- Нарисовать драконов и шестилапых.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ:
Командам болельщиков выдается одинаковый набор геометрических фигур белого цвета, фломастеры 7 цветов, клей, листы бумаги. (Количество фигур рассчитано на «постройку» семи башен.)
Сконструировать замок 7 королей (7 башен, 7 цветов радуги).
2 блок
- Придумать свой проект светильника.
- Придумать проект использования пещеры рудокопов.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ:
Придумать для соперников 3 вопроса по книге.
3 тур. Николай Носов «Незнайка в Солнечном городе»
Отборочная игра
- О чем говорили Незнайка и Кнопочка? (О сказках.)
- На чем работало автомобиль Незнайки? (На газводе.)
- Кто такой Автомобильный путешественник Незнам Незнамович? (Незнайка.)
- Срок самого большого наказания в Солнечном городе? (15 суток.)
- В каких коротышек превратились ослы? (В ветрогонов.)
- Как найти своего солнечного братца? (Поменяться рукавичками.)
- Как Незнайка потерял волшебную палочку? (Отобрала обезьяна, когда он ее дразнил.)
Конкурсная игра
Для проведения игры:
- командам иметь цветные карандаши, фломастеры, краски (на выбор);
- болельщикам – фломастеры или цветные карандаши;
- организатору – листы бумаги для творческих заданий.
1 уровень (каждый ответ оценивается в 5 баллов)
- Что надо сделать, чтобы появился волшебник? (3 хороших поступка подряд.)
- К чему привык Незнайка, пока делал хорошие поступки? (Умываться по утрам.)
- Когда волшебная палочка теряет свою силу? (3 плохих поступка подряд.)
- Чьи это правила: «Никогда не умываться, ничему не удивляться» (Пачкуле.)
- Кто прозвал Пачкулю Пестреньким? (Циркуль.)
- Почему город назывался Солнечным? (Хорошая погода и всегда светит солнце.)
2 уровень (10 баллов)
- При помощи чего в Солнечном городе разгоняют тучи? (Волшебный порошок.)
- Для чего у домов лежали коврики? (Чтобы по ним спускаться вниз по желобу.)
- Каких театров было особенно много в С. Городе? (Кукольных.)
- Сколько надо машин, чтобы вспахать все поля? (10)
- О ком это :«Они увлекались чтением до такой степени, что иногда даже не ходили в театр, кино, не слушали радио и не смотрели телевизора, а вместо этого сидели и читали какую-нибудь интересную книжку»? (Листик и Буковка.)
- О ком это? «Да такая, вроде тебя. Тоже все время упрекает меня. Говорит, что хочет, чтоб я был лучше.» (Совесть.)
Каждой команде по 1 простому вопросу и по1 вопросу «Кто это».
3 уровень (15 баллов)
- Для чего сеют одуванчики? (Корни – резина, стебли – волокна для тканей.)
- На чем ездили в С. Городе? (Автолошадки, спиралеходы, реактивнае роликовые труболеты, гусеничные велосипеды и мотоциклы.)
- В чем измеряется рост в Солнечном городе? (В ногтях.)
- Что использовалось для освещения улиц? (Светящиеся краски.)
- Кому не нужна волшебная палочка? (У кого ума достаточно.)
- Что изобрела Селедочка? (Ракету.)
- Что изобрела Фуксия? (Зимнее солнце.)
- Как волшебник решил вылечить ветрогонов? (Напишет, что они берут пример с обычных ослов.)
- Какое изобретение с фабрики телевизоров и радиоприемников сейчас появилось у нас? (Жидкокристаллическая панель.)
- Кому принадлежат слова: «Сейчас вам будет крышка»? (Шахматному автомату Крышке.)
Творческие задания
Творческие задания включают в себя 2 блока. В первом блоке по 1 заданию для каждой команды, во втором блоке одно и то же задание для каждой команды. Пока команды выполняют задания, болельщикам дается своё задание.
1 блок
- Нарисовать архитектурный заповедник.
- Нарисовать Веселый городок.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ:
Нарисовать жителя Солнечного города в натуральную величину (около 9 см).
2 блок
Придумать приключения Незнайки в стране рудокопов.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ:
Придумать, что бы вы сделали, если бы у вас была волшебная палочка?
4 тур. Астрид Линдргрен «Рони, дочь разбойника»
Отборочная игра
- Что случилось с замком в ночь, когда родилась Рони? (В него ударила молния, и он раскололся пополам.)
- Под какую песню засыпала Рони? (Под «волчью».)
- Когда родился Бирк? (В ту же ночь, что и Рони.)
- Где Рони познакомилась с Бирком? (У пропасти.)
- Что принес Рони малыш Клип в Медвежью пещеру? (Хлеб, соль.)
- Где провели зиму Бирк и Рони? (У себя дома.)
- Кто победил в «Медвежьих боях»? (Маттис, отец Рони.)
Конкурсная игра
Для проведения игры:
- командам иметь цветные карандаши, фломастеры, краски (на выбор);
- болельщикам – фломастеры или цветные карандаши;
- организатору – листы бумаги для творческих заданий.
1 уровень (каждый ответ оценивается в 5 баллов)
- Кого встретила Рони, когда первый раз пошла в лес? (Серых гномов.)
- Кто поселился в Северной башне? (Разбойники Борки.)
- Чем Рони занималась зимой в подземелье? (Разбирала завал.)
- Из-за чего поссорились Рони и Бирк в Медвежьей пещере? (Нож.)
2 уровень (10 баллов)
- Когда серые гномы становятся опасными? (Когда их боятся.)
- Кто занял Медвежью пещеру, когда Рони и Бирк ходили в лес? (Серые гномы.)
- О ком это: «…был явно очень сильный, тут ничего не скажешь. Ростом, правда, не вышел, зато какой широкоплечий и крепкий! Его рыжие волосы торчали во все стороны»? (Борка.)
- О ком это: «Его гладкие рыжие волосы были подобны шлему из красной меди. Горделивая посадка головы, длинная шея, прямые плечи…»? (Бирк)
Каждой команде по 1 простому вопросу и по1 вопросу «Кто это».
3 уровень (15 баллов)
- Какие существа жили в лесу? (Тюхи, друды, серые гномы, черные тролли.)
- Что надо делать раньше, чем закукует кукушка? (Вытаскивать сеть.)
- Что такое Водопадная жаба? (Валун.)
- В чем поклялся Бирк на пиру после Медвежьих боев? (Что не будет разбойником.)
- Какой секрет Рони рассказал Лысый Пер? (О серебряной горе.)
- Когда Рони назвала Бирка братом? (Когда он помог ей выбраться из домика тюхов, в который она провалилась.)
Творческие задания
Творческие задания включают в себя 2 блока. В первом блоке по 1 заданию для каждой команды, во втором блоке одно и то же задание для каждой команды. Пока команды выполняют задания, болельщикам дается своё задание.
1 блок
- Нарисовать друду.
- Нарисовать серого гнома.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ:
Нарисовать замок Маттиса после грозы.
2 блок
Составить приглашение на пир в замок, «перевести» его на язык тюхов. (к каждому слову в конце добавляется «ханцы»)
ЗАДАНИЕ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ:
Придумать, как будут жить Рони и Бирк, когда вырастут?