Цели занятия:
- Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки обучающихся по изученной теме; проверить умения решать задачи по расчету контрольной цифры и расчету энергетической ценности товаров;
- Развивать умения самостоятельно мыслить, обобщать, делать выводы; применять знания на практике в нестандартных ситуациях; развивать интерес к предмету;
- Воспитывать чувства ответственности, взаимовыручки, активной жизненной позиции, прививать навыки коллективного труда.
Вид занятия: Урок-соревнование
Тип занятия: Систематизация и обобщение знаний, умений и навыков обучающихся.
Методы обучения:
– по источникам знаний: словесные, наглядные, практические;
– по организации познавательной деятельности: активные методы имитационные игровые (урок-соревнование).
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
КМО: вопросы для тура “Бокс”, плакатница, листы учета (4 штуки), оценочная ведомость, секундомер, кроссворды, натуральные образцы, упаковки с маркировками, перечень тем для рефератов, вырезки из газет и журналов, презентация.
Задача занятия: использовать полученные знания для обобщения и систематизации.
Подготовка к занятию:
- Формирование 3-х команд, выбор капитанов;
- Составление вопросов командами;
- Подготовка докладов на заданные темы;
- Изготовление инициативной группой листов учета для команд и оценочной ведомости для фиксирования результатов;
- Выбор судейской коллегии (1-2 человека) и оценка уровня сформированности ЗУН;
- Подготовка презентации к занятию.
Ход занятия
1.Введение в тему (приложение №1):
1.1 Сообщение целей и задач занятия.
1.2 Сообщение формы проведения занятия (прил.№2)
2.Программа товароведного многоборья (прил.№3):
– Готовность команд;
– Бокс;
– Плавание;
– Ориентирование;
– Шахматы;
– Альпинизм.
Приложение №1
Написать на доске тему занятия: “Пищевые жиры”, этапы соревнований и эпиграфы к занятию.
Товароведное многоборье:
- Готовность команд;
- Бокс;
- Плавание;
- Ориентирование;
- Шахматы;
- Альпинизм.
1. “Спорт – это борьба с самим с собой, с собственными слабостями, победа– победа над самим собой”. С.Говорухин.
2. “В голове моей тучи безумных идей – нет на свете преград для талантов”. В.Высоцкий.
Оценочная ведомость.
№ п/п |
Ф.И. | Готовность команд |
Бокс |
Плавание |
Ориентирование |
Шахматы |
Альпинизм |
Результат |
1 |
||||||||
2 |
||||||||
3 |
||||||||
4 |
||||||||
5 |
||||||||
1 |
||||||||
2 |
||||||||
3 |
||||||||
4 |
||||||||
5 |
||||||||
1 |
||||||||
2 |
||||||||
3 |
||||||||
4 |
||||||||
5 |
||||||||
– Сегодня мы завершаем изучение темы “Пищевые жиры”. Эта тема в курсе товароведения играет существенную роль. Сейчас мы повторим и обобщим знания по изученной теме, закрепим умения и навыки, приобретенные вами.
Занятие наше необычно по форме, проведем его в виде урока-соревнования.
Эпиграфы к занятию:
“Спорт – это борьба с самим с собой, с собственными слабостями, победа– победа над самим собой”. С.Говорухин.
“В голове моей тучи безумных идей – нет на свете преград для талантов”. В.Высоцкий.
Надеюсь, что вы хорошо подготовились к занятию. На этом занятии вам предстоит поделиться друг с другом знаниями так, чтобы полный запас успеха в кабинете оставался постоянным и лишь переходил от одного обучающегося к другому. Будьте внимательны и находчивы, активны и доброжелательны. Успеха вам!
А сейчас я хочу представить команды, их капитанов и судейскую коллегию.
Вы предварительно разбились на три команды:
1 команда: капитан – Линк А.
2 команда: капитан – Шевчук М.
3 команда: капитан – Кругликова А.
Судейская коллегия: Мясникова А.
Главный судья: Винокурова Н.А.
Судья и капитаны заполняют листы учета и
оценочную ведомость.
Этапы товароведного многоборья:
- Готовность команд;
- Бокс;
- Плавание;
- Ориентирование;
- Шахматы;
- Альпинизм.
Первый этап соревнований – готовность команд.
На этом этапе проверяются знания ассортимента пищевых жиров. Чья команда больше всех напишет и назовет наименований пищевых жиров, та и выиграет. Ставится от 1 до 3-х баллов.
На выполнение задания – 2 минуты.
Команды готовы, начали.
– Закончили выполнять задание, а теперь проверим, кто лучше всех знает ассортимент пищевых жиров. 1-я команда, зачитывайте один из ответов, а остальные команды зачеркивайте это слово, если оно есть в ваших ответах. Далее 2-я команда зачитывает свой ответ и т. д.
– А теперь, судья, сообщите результаты готовности команд.
– Следующий этап соревнований – БОКС.
На данном этапе команды задают друг другу вопросы (см. приложение), которые были подготовлены заранее по классификации, видам и требованиям к качеству пищевых жиров.
Задавать вопросы и отвечать на них один и тот же обучающийся не имеет права.
Но преимущество в ответе имеют обучающиеся команды, которые отвечают на задаваемый вопрос. Если же команда не справляется с ответом, тогда главный судья обращается за ответом к другой команде. Если же с заданием не справились ни одна из команд, то на вопрос отвечает та команда, которая задавала вопрос.
За каждый правильный ответ – 1 балл. На размышление дается 5 секунд.
Судья, выходите к оценочной ведомости и фиксируйте ответы по командам.
Первая команда, задавайте свой вопрос второй команде. А вторая команда слушает внимательно вопрос и отвечает.
– Далее, 2-я команда, задавайте свой вопрос и т.д.
– Закончили, давайте послушаем судью о результатах БОКСА. Пожалуйста.
А теперь перейдем к следующему этапу нашего многоборья – это ПЛАВАНИЕ.
– Тур включает в себя решение задач. Название его можно объяснить так: “Кто теорию хорошо знает и логически мыслит, тот и плывет уверенно, а кто плохие знания имеет, тот и плывет последним или до финала не доплывет – утонет”.
Каждому необходимо решить две задачи: одну по расчету контрольного числа, вторую – по расчету энергетической ценности товара. Номер задачи находится на упаковке товара, этот номер перенесите на листок и подпишите его.
Капитаны, раздайте товар. Решаем задачи – 4 минуты.
Все готовы, начали.
– Закончили, время вышло, капитаны, соберите работы и передайте судье на проверку.
Пока судья проверяет, я вам задам вопросы по задачам:
1-й команде – расскажите технологию расчета контрольной цифры по штрих-коду;
2-й команде – при сгорании 1г жира сколько выделяется ккал, при сгорании 1г белка – ______ ; при сгорании 1г углеводов – _______.
3-й команде – расскажите технологию расчета энергетической ценности товара.
– Пока судья проверяет работы мы перейдем к следующему этапу – ОРИЕНТИРОВАНИЕ.
– Каждой команде даются по 5 образцов растительных масел с номерами и каждый из вас должен определить для своего образца по внешнему виду, по цвету рафинированное или нерафинированное растительное масло и записать ответ на листочке.
За правильный ответ – 1 балл. На выполнение задания отводится 1 минута.
Команды, готовы, начали.
– Закончили выполнять задание. Судья, соберите ответы и проверьте.
Пока судья проверяет, ответим на вопрос, как вы охарактеризовали свой образец: 1-я команда, 2-я команда и 3-я команда.
– А теперь послушаем судью о результатах ОРИЕНТИРОВАНИЯ, а также предыдущего этапа соревнований – ПЛАВАНИЯ. Узнаем, кто самый лучший пловец или пловцы и чья команда оказалась впереди.
Следующий этап соревнований – ШАХМАТЫ.
– Цель этого тура решение кроссворда (см. приложение). Команда, которая быстрее и правильно разгадает кроссворд, выигрывает партию и под знаком вопроса прочтет название пищевого жира. Команде, решившей первой кроссворд и поднявшей руку, добавляется 1 балл.
Выполняется задание 4 минуты.
Капитаны, раздайте кроссворды.
Команды, готовы, начали.
– Закончили партию, капитаны, соберите ответы и сдайте судье. Пока судья проверяет, давайте ответим на вопросы кроссворда и посмотрим на табло правильные ответы. 1-я команда отвечает на 1-й вопрос, 2-я команда на 2-й и т.д. Пожалуйста.
– А теперь послушаем судью и узнаем, кто выиграл партию и оказался впереди.
Ну а далее мы перейдем к заключительному этапу наших соревнований – это АЛЬПИНИЗМ.
– Подобно альпинистам, которым для достижения цели (покорения горных вершин) приходится взбираться по крутым и отвесным склонам, опускаться в ущелья и пропасти, так и вам для повышения уровня знаний следовало найти интересную информацию по пищевым жирам из газет, журналов, рекламных проспектов и другого об истории возникновения, пищевых достоинствах, новинках и др. Чем больше будет собрано информации, тем больше баллов будет присуждено команде, а также индивидуально. Будет учитываться количество работ, качество и степень самостоятельности.
Судьи предварительно проверили ваши работы, оценили их и предложили выступить командам с лучшими работами – это работы капитанов.
Пожалуйста, первая команда и т.д.
– Молодцы! Все справились с этим этапом. Предоставляется слово судье, который расскажет о результатах АЛЬПИНИЗМА.
– Вот мы и вышли на финальную полосу.
Необходимо подвести итоги многоборья. Давайте дадим слово капитанам команд, которые проанализируют участие каждого члена своей команды, оценивая его вклад в общую копилку результатов. Ну а потом дадим слово судье, который подведет итоги всего многоборья.
– Пожалуйста, капитан первой команды, второй и третьей команды.
– А теперь послушаем судью.
Награждение команд медалями.
– Все справились, МОЛОДЦЫ!
Домашним заданием будет составление теста на 10 вопросов для 1-й команды по теме: “Растительные масла”, для 2-й команды – “Животные топленые жиры”, для 3-й по теме: “Маргарин”.
Спасибо за урок!