Мероприятие разработано для учащихся 4–7 классов. Его можно провести на классных часах, на группе продленного дня. Продолжительность мероприятия 45–60 мин.
Оборудование: проектор, экран; презентация; репродукция картины М.А.Врубеля “Царевна Лебедь”, карта звездного неба (с выделенными на ней цветными полосками образы птиц в созвездиях); звуковые файлы: П.И.Чайковский “Лебединое озеро” (отрывок), голоса птиц в природе; слайды и видеофайлы с птицами; изготовленные значки “Юный орнитолог” (3 шт.); выставка детских рисунков.
Цель. Создание условий для формирования собственного жизненного опыта учащихся по взаимодействию с окружающим миром, а также формирование познавательного интереса к биологии
Задачи.
- Показать разнообразное значение птиц в природе и их значение для человека.
- Развитие кругозора учащихся, стимулирование к поиску дополнительной информации.
- Развитие межпредметных связей.
- Развитие творческих задатков школьников.
- Воспитание бережного отношения к окружающему миру.
Ход мероприятия
Ведущий. Миллионы лет назад, в юрском периоде мезозойской эры, от древних рептилий археоптериксов произошли птицы, (Презентация. Слайд) и доселе мрачный мир, населенный лишь динозаврами, огласило птичье пение (Звуковой файл “Голоса птиц”). А еще через миллионы лет зашагал по планете человек, способный оценить это пение. Поднял человек голову вверх, посмотрел в голубое небо, а в небе жаворонок! Поет, заливается, трепещет крылышками. Посмотрел человек в сторону, а там орел парит свободно, легко! (Сопровождаются фрагментами видео из ВВС “Птицы”.)
Ежегодно 1-го апреля весь мир отмечает Международный день птиц. В этот день в 1906 году была подписана Международная конвенция об охране птиц. Сегодня мы поближе познакомимся с миром пернатых.
– Скажите, какая наука изучает птиц? (Орнитология, слайд.)
– Так вот, самые знающие птиц ученики, а также наиболее активные, получат
значок “Юный орнитолог”.
– Весной пробуждается природа, и птицы первыми напоминают нам об этом.
1-й учащийся.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
2-й учащийся.
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари.
3-й учащийся.
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
4-й учащийся.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Ведущий. Многие поэты описывали в своих стихотворениях птиц или использовали их образы. (Чтение стихотворения А.Прокофьева “Соловьи”.)
– Ребята, а какие вы еще знаете стихотворения о птицах? (Учащиеся читают несколько стихотворений.)
1-й учащийся.
Открылась бездна, звезд полна;
звездам числа нет, бездне – дна,
– Что это? (Небо.) (Слайд, карта звездного неба.)
Ведущий. Благодаря поэтическому отношению человека ко всему, что его окружает, птицы вознеслись на небо. Есть на небе созвездия Райской птицы, Журавля, Павлина и Феникса, но мы не можем видеть их: все они расположены в Южном полушарии. Зато на нашем родном небе Северного полушария парят созвездия Лебедя и Орла, они хорошо видны погожими летними ночами. (Слайд с созвездиями.)
2-й учащийся. Интересна легенда, которая вознесла орла на небо. Помните миф о Прометее? Однажды Зевс разгневался на людей и лишил их огня. Но титан Прометей похитил огонь и вернул его людям. Разгневанный Зевс велел приковать Прометея к скале и пробить ему грудь копьем. Огромный орел ежедневно прилетал клевать печень титана, которая за ночь отрастала вновь. Страшные муки Прометея длились тысячелетия, пока Геракл не убил орла и не освободил титана.
3-й учащийся. Орел – сильная птица, с острым клювом и когтями, символ могущества и власти. (Слайд с изображением орла.)
– Какие государства поместили орла на своем гербе? (Россия, Польша,
Германия и др. – слайд.)
– А какая птица на гербе нашего района? (Утка, слайд.)
– А где у нас разводят орлов и соколов? (В Карасукском питомнике.)
– Каких птиц нашего района вы еще знаете? (Гуси, утки, чибисы, синицы,
снегири, сороки и др. – слайд.)
– Угадайте по пению, это голоса каких птиц? (Звуковой файл “Голоса птиц в
природе”.)
4-й учащийся. Вернемся вновь к звездному небу. По нему, вытянув шею и широко раскинув крылья, “летит” вдоль Млечного Пути созвездие Лебедя. Созвездие Лебедя большое. Как же лебедь “взлетел” на небо? У этолийского царя была дочь Леда. Плененный дивной красотой ее, Зевс явился однажды купавшейся в реке Леде в образе лебедя. Древние греки считали, что созвездие Лебедь и есть сам Зевс Громовержец: скрываясь от ревности своей жены Геры, летит он в облике лебедя на свидание к красавице Леде.
Ведущий. Ребята, посмотрите на картину Михаила Александровича Врубеля “Царевна Лебедь”. (Репродукция картины и слайды.)
– Как вы думаете, какое произведение подтолкнуло художника написать эту
картину? (“Сказка о царе Салтане”.)
– Кто автор этой сказки? (А. С. Пушкин, слайд.)
5-й учащийся. В образе Царевны Лебеди Врубель изобразил свою жену, певицу Надежду Ивановну Забелу. Когда художник впервые услышал ее голос, ему показалось, что это голос его души. Образ Царевны Лебеди прекрасен своей одухотворенностью: бледное тонкое лицо с большими глазами полно задумчивости, нежной грусти. (Слайд – портрет Н.И.Забелы.)
Ведущий. (Комментирует выставку рисунков ребят.)
– Обратите внимание на нашу выставку. На ней представлены работы ребят, которые изображали птиц. Многие нарисовали тех птиц, которых они видели, а некоторые нарисовали и тех, которых хотели бы увидеть.
Ведущий. Не только художники, но и композиторы использовали образ птиц в своих произведениях.
(Звучит отрывок из балета “Лебединое озеро” П.И.Чайковского.)
6-й учащийся. Вслушайтесь в эти чудные звуки. “Лебединое озеро” – первый написанный П.И.Чайковским балет. Как прекрасна музыка, как точно передает она гордую красоту птицы.
– Ребята, а какие еще сказки, в которых говорится о лебедях вы знаете? (“Дикие лебеди”, “Гуси-лебеди” др.)
Ведущий. Многие назвали сказку Ганса Христиана Андерсена “Дикие лебеди”. Вспомните, как летят лебеди в теплые края. Это называется сезонной миграцией птиц. В пути им приходится многое терпеть: они страдают от голода и холода. Но все равно летят. (Слайд косяк лебедей)
3-й учащийся. А сейчас мы вам споем песенку о нашей деревенской птичке, без которой мы бы не смогли обойтись. Отгадайте, кто это?
Маленький мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей – слайд.)
(Исполнение хором песенки Б.Сафонова, А.Глаголева “Воробей-воробушек”.)
Ведущий. Многое вы знаете о птицах, но многое вам и не известно. Вот, например:
1-й учащийся. А знаете ли вы, что...
Колибри едят до 60 раз в сутки. Эти птички – самые маленькие на Земле. Они питаются нектаром, и перелетая с цветка на цветок, машут крыльями со скоростью 80 раз в секунду. (Слайд – колибри.)
Самая большая птица – североафриканский страус обитает между Нигером и Суданом. Рост самца – 2 м 74 см, вес – 156,6 кг. Он самый быстрый бегун в мире, развивает скорость до 120 км/ч, прыжки его до 8 м. (Слайд – страус.)
Наибольшая высота, на которой могут летать птицы – 8230 м. именно на этой высоте пилот гражданского самолета обнаружил 30 лебедей-крикунов. (Слайд – лебеди.)
Самые зрячие птицы: золотистый орел может видеть на расстоянии 3,2км зайца, а сапсан замечает голубя на расстоянии более 8км. (Слайд – орел.)
Ведущий. Пробуждается природа, наполняются живительным соком деревья – всюду жизнь! Так и хочется сказать, что птицы на крыльях весну принесли!
2-й учащийся.
Все на улицу скорей –
Надо торопиться!
Из-за гор, из-за морей
Прилетели птицы.
После зимней тишины,
После стужи зимней
Наши гости в честь весны
Распевают гимны.
– Каких птиц называют вестниками весны? (Грачей, скворцов, жаворонков.)
Ведущий. Человек любуется птицами. Он пишет о них стихи, песни, картины. А зачем человеку птицы?
– Могут ли птицы жить без человека?
– А человек без птиц?
– Почему?
– Совершенно верно, но, к сожалению очень много видов птиц уже уничтожено,
многие занесены в Красную книгу. (Показ слайдов с птицами, которых уже не
существует.) Поэтому мы должны заботится о птицах, которые нас окружают.
– Что мы можем для них сделать? (Кормушки, домики, подкармливать и т.д.)
– А теперь послушайте внимательно рассказ В.Астафьева “Зачем я убил
коростеля?” и ответьте, почему человек, проживший довольно долгую жизнь,
прошедший войну, всю жизнь сожалел о содеянном в детстве проступке?
(Прослушивание записи рассказа.)
– Так вот, ребята, прежде, чем совершать какие-то поступки, особенно
связанные с живыми существами, подумайте, а стоит ли ваша минутная слабость
загубленной понапрасну жизни? Не будите ли вы раскаиваться об этом после?
5-й учащийся.
Пускай всегда такой обычай
В моей останется стране-
Встречать любовно стаи птичьи,
Всем сердцем радуясь весне.
Ведущий. А теперь пришла пора подвести итоги. Наше жюри оценило ваше участие в празднике и лучшие знатоки птиц, а также активные участники награждаются знаками “Юный орнитолог”.
(Все участники хором.)
Берегите птиц – они часть живой природы!
Для разработки мероприятия были использованы журналы “Биология”, ресурсы сети Интернет.