Цель: Создание условий для развития художественно-творческих способностей у детей в бумагопластике.
Задачи:
- Развивать творческие способности в создании птиц.
- Вовлекать детей в коллективные формы изодеятельности.
- Учить согласовывать свои действия, договариваться друг с другом.
- Обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе осенью.
- Обогащать и активизировать словарь детей: пегая кобыла, холод вещает, телега, грудень, полузимник, зимники.
- Развивать фантазию, эстетический вкус, чувство ритма, аккуратность.
- Воспитывать положительное отношение к осени.
Связь с др.разделами: Ознакомление с окружающим, естественно-научн. представления, МУЗО, развитие речи.
Словарная работа: Грудень, полузимник, листопад; птицы-зимники.
Методические приемы: Вопросы к детям, рассматривание иллюстраций и репродукции картины И.Левитана «Золотая осень»,прослушивание грамзаписи «Осень» А.Вивальди, П.И.Чайковского «Осень» из цикла «Времена года»,чтение стихов и пословиц.
Предварительная работа: Наблюдения за изменениями в природе на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением птиц и осенних пейзажей, заучивание стихотворений, Дид. игра «Десять птичек-стайка». Слушание грамзаписи «Птицы в лесу».
Литература: О.А.Скоролупова « Осень», Е.К.Брыкина «Творчество детей в работе с разным материалом», Е.Трутнева «Стало вдруг светлее вдвое».
Ход занятия
Ребята, сегодня утром мне передали письмо. Оказывается, его нам написал лесовичок. Без вас я не стала вскрывать конверт и читать письмо. Хотите, прочтём его вместе.
Чтение письма. (Лесовичок не может понять, какое сейчас время года? На деревьях ещё есть разноцветные листья - это осень, а на земле снег- это зима. Лесовичок просит помочь ребят во всём разобраться).
Ну что, ребята, давайте попробуем помочь лесовичку. Сейчас я покажу вам его рисунки, они помогут определить тему нашего занятия. Но, почему-то они все разрезаны? Ребята, лесовичок решил с вами поиграть. Я попрошу вас подойти и взять по одному фрагменту. А теперь посмотрите на обратную сторону. Видите, «рубашки» у картинок разного цвета. Распределить ребят на команды по цветам «рубашек». Предложить составить из частей целое изображение.
Итак, ребята, внимательно посмотрите на получившиеся у вас картинки. Что у вас получилось? Правильно, осень и зимующие птицы. Если мы эти картинки соединим, то какая получится тема занятия? Да, ребята, мы будем говорить о поздней осени.
Какие осенние месяцы вы знаете?
Сейчас у нас какой идёт месяц?
Что вы можете сказать об этом месяце?
(Правильно - это холодный месяц, можно назвать месяцем встречи осени и зимы. Ноябрь- это самое тёмное время года.)
Мы с вами говорили, что люди в старину этот месяц называли по другому. А как? (Грудень, листопад, полузимник). Почему они его так называли? (Эти названия отражают признаки погоды. Грудень-это от груд замёрзшей земли)
Раньше люди наблюдали за изменениями в природе, и свои знания передали нам в виде пословиц. Какие поговорки и пословицы вы знаете?
- Ноябрь-полузимник: мужик с телегой прощается, в сани забирается.
- Ноябрь-ворота зимы, месяц молодого звонкого льда.
- Ноябрь на пегой кобыле ездит: то снег, то грязь.
- Синица к избе, зима на дворе.
- Синица пищит, зиму и холод вещает.
- Ребята, в наши дни эти пословицы тоже верны.
Назовите мне, пожалуйста, признаки поздней осени.
- Деревья стоят без листвы. Часто идёт дождь и первый снег. Дни стали короче, а ночи длиннее. Понижение температуры воздуха. Лужи покрываются льдом. Прилетают зимующие птицы.
Назовите мне птиц-зимников:
- Свиристель, щегол, сова, клёст, дятел, воробей, ворона, синица, снегирь, сойки, чечётки…
А кто знает загадки про зимующих птиц? (Дети друг другу загадывают загадки и отгадывают их.) А теперь отгадайте мою загадку:
«Немного зинька ест и пьёт,
а весело живёт». (Синица).
Давайте, вспомним стихи про эту птичку.
- «Синичка-воробью сестричка».
- «Скачет шустрая синичка…»
А сейчас мы превратимся в птичек-Синичкиных подружек.
Пальчиковая игра «Десять птичек-стайка».
Весёлые получились у нас птички. Мы сделаем для лесовичка синичек и отправим их в лес. Садитесь за рабочие столы.
Посмотрите внимательно на синичку. Вспомните все части тела.
Подумайте, какой они формы? Найдите квадрат бумаги нужного вам цвета (с одной стороны - жёлтого, с другой - синего). Методом оригами складываем птицу. (Можно сделать снегиря. Завернуть в квадрат гофрированной бумаги кусочек ваты и концы завязать нитью. Приклеить клюв и крылья - ваша птица готова). В конце занятия полюбоваться птичками.
Вечером мы вместе напишем письмо лесовичку и отправим ему этих красивых птичек.
Литература
- Под редакцией Л.А.Парамоновой Программа « Истоки»,
- Л.А.Парамонова- «Бумагопластика» .
- Журнал «Обруч» № 6, 2000г.
- «Обруч» №2, 1997г.
- О.А.Скоролупова « Занятия по теме «Осень».
- Н.В.Елкина, Т.И.Тарабарина «1000 Загадок»
- Г.И.Перевертень «Самоделки из разных материалов».