Пояснительная записка.
На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.
Дошкольное образовательное учреждение должно создать такие условия обучения и воспитания каждого индивида, при которых исчезла бы самая возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим, художественно-эстетическим, нравственным, физическим и эмоциональным развитием личности.
Хореографии обучают в дошкольных образовательных учреждениях крайне редко, в основном ограничиваясь введением занятий музыкально-ритмических движений, являющихся составной частью хореографического обучения. Ограниченно представлено и программно-методическое обеспечение этого предмета для дошкольного образования. Основной недостаток современных программ по музыкально-ритмическому воспитанию состоит в том, что они не предусматривают системы обучения детей раннего и среднего возраста и построены практически на бальной хореографии, не используя возможности народного и классического танцев. В этом мы видим актуальность нашего исследования.
Хореография – средство умственного, эстетического, нравственного и физического воспитания широкого профиля, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов. Возникают вопросы: “Как организовать хореографическую деятельность в детском саду, чтобы она была успешной? Какой программой пользоваться? Каковы особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии?” На эти и многие другие вопросы мы постарались ответить в своем исследовании.
Во введении обосновываются выбор темы исследования, ее актуальность на современном этапе развития образования, научная новизна исследования, его теоретическая и практическая значимость; формулируются цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования (Приложение1).
Первая глава “Теоретический анализ научной литературы в области обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии” посвящена теоретическому анализу научной литературы в области обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии (Приложение2). Рассматривая хореографию как культурно-исторический феномен, необходимо подчеркнуть, что она – древнейшее искусство, первое из тех, которыми овладел человек. Хореография – средство эстетического воспитания широкого профиля, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка, танец дает возможность физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения. В первой главе дана психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста; проведено теоретическое исследование уровня проявления координации, произвольности и эмоциональности у детей дошкольного возраста в работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов; описаны педагогические условия применения авторской программы обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии “Талант – восьмое чудо света”.
Анализ нормативно-правовой базы образования, программно-методического обеспечения предметов образовательной области “Искусство”, научной литературы позволяет сделать вывод, что дошкольное общеобразовательное учреждение, оставаясь центральным звеном в формировании и развитии эстетической культуры дошкольников, не полностью реализует дидактические возможности предметов образовательной области “Искусство” и практически не использует возможности хореографии в дошкольном образовании. Поэтому на современном этапе возникают попытки разработки программ по обучению детей дошкольного возраста искусству хореографии.
Во второй главе “Эмпирическое исследование уровня проявления координации, произвольности и эмоциональности” раскрываются организация, процедура и методы эмпирического исследования, приводится анализ и интерпретация полученных результатов (Приложение3, Приложение 4).
В ходе эмпирического исследования подтвердилась правомерность гипотезы исследования: средствами хореографического искусства можно повысить степень координации, произвольности и эмоциональности.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются методологически обеспеченной программой исследования, адекватностью логики и методов исследования его цели, задачам и предмету, воспроизводимостью результатов, полученных в ходе работы.
Хореография может и должна изучаться в дошкольном образовательном учреждении как предмет, расширяющий возможности гармонического развития личности, при условии, что:
- В содержании программ будут определены минимальный и оптимальный объем движений классического, народного, историко-бытового и бального танцев, которые смогут усвоить дошкольники на протяжении пяти лет обучения.
- Включенные в программу упражнения классического танца создадут основу для физического, эмоционального, художественно-эстетического развития дошкольников.
- Содержание программы, построенное по историческому принципу, поможет эмоционально-образному восприятию материала, изучаемого воспитанниками на занятиях общеобразовательного цикла, и созданию на его основе структуры миропонимания.
- Изучение образцов историко-бытового танца обеспечит интеграцию хореографии с такими предметами, как: литература, мировая художественная культура.
- Освоение хореографического материала, включенного в программу, не потребует наличия у воспитанников профессиональных данных при условии систематичности занятий.
В процессе работы над авторской программой “Талант – восьмое чудо света” и в процессе исследования сделана попытка теоретически и практически решить следующие задачи:
- Изучить уровень разработанности проблемы в хореографии, педагогике, педагогической психологии и в образовательной практике.
- Выявить развивающий потенциал предмета “Хореография”, его роль и место в системе воспитания и обучения дошкольников.
- Определить содержание и структуру предмета “Хореография” в дошкольном образовательном учреждении: минимальный и оптимальный объем движений классического танца, образцов народных, историко-бытовых и бальных танцев и порядок их изучения на разных ступенях обучения.
- Разработать программу по хореографии для дошкольного образовательного учреждении
- В ходе эмпирического исследования выявить степень влияния уроков хореографии на формирование координации, произвольности, эмоциональности.
На современном этапе в процессе реализации программы “Талант – восьмое чудо света” мы решаем следующие задачи:
- Дать детям представление об общих закономерностях отражения действительности в хореографическом искусстве, конкретно выражающихся в связи форм и линий движений с жизненным содержанием, смыслом, чувством и настроением музыки. Зная общее, дети сами смогут разобраться в том танцевальном материале, который может встретиться в их жизненной практике.
- Использовать специфические средства искусства танца для гармонизации развития воспитанников, расширения рамок культурного и исторического образования детей: углубление и расширение средствами историко-бытового танца познавательных возможностей воспитанников в области истории, географии, литературы, фольклора.
- Использовать этические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности; обучить танцевальному этикету и сформировать умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни.
- Обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций.
- Обеспечить формирование и сохранение правильной осанки ребенка, укрепление мышечного корсета средствами классического, народного и бального танцев, воспитать культуру движения.
- Увеличить период двигательной активности в учебном процессе, развить потребность двигательной активности как основы здорового образа жизни.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- Выявлено место предмета “Хореография” в системе воспитания и обучения дошкольников в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения.
- Определено минимальное (дающее общее физическое, музыкальное, эстетическое, нравственное развитие и способствующее оздоровлению ребенка) и оптимальное (позволяющее говорить о начале формирования танцевальной культуры) содержание предмета “Хореография” с 2 до 7 лет, которое могут освоить дети, не обладающие специальными хореографическими способностями.
- Выявлено развивающее влияние хореографии на формирование физических и личностных качеств, эмоциональной сферы учащихся; выявлен оздоравливающий эффект занятий танцами.
Теоретическая значимость: в исследовании дано обоснование необходимости введения хореографии в программу дошкольного общеобразовательного учреждения как предмета образовательной области “Искусство”. Сформулированы теоретические положения, изменяющие традиционное для образования представление о педагогических возможностях хореографии: 1) искусство хореографии – важный элемент мировой культуры, 2) искусство танца доступно для изучения любому ребенку независимо от его природных дарований и возраста, 3) в хореографии заложен огромный воспитательный и обучающий потенциал, практически не использующийся в дошкольном общеобразовательном учреждении.
Практическая значимость. Разработана программа предмета “Хореография” для дошкольного общеобразовательного учреждения с 2 до 7 лет, в которой определено оптимальное содержание учебного материала на каждой ступени обучения.
Седьмой год в нашем детском саду реализуется авторская программа дополнительного образования детей дошкольного возраста “Талант-восьмое чудо света”. Ежегодно более 80% воспитанников всех возрастных групп занимаются в студии хореографического искусства “Родничок” (руководитель – Опришко М.В.). Воспитанники знакомятся с основами танцевального искусства, получают необходимые знания, навыки, овладевают танцевальной техникой. Дети разучивают элементы классических, историко-бытовых, народных, бальных, спортивных и эстрадных танцев, хореографические композиции в этих жанрах.
При наблюдении за воспитанниками студии хореографического искусства в период реализации программы мы выявили, что:
- К концу периода обучения (5-ый год обучения) все воспитанники научились исполнять движения “в ансамбле”, заметно возросла ведущая роль и ответственность партнера, мальчики начали проявлять некоторые признаки мужского поведения: пропускать девочку вперед, уступать место. Девочки научились отвечать на приглашение к танцу вежливо, без выражения отрицательных эмоций. Дети стали соблюдать элементарные нормы этикета.
- Повысилась синхронность исполнения движений.
- По наблюдению воспитателей заметные изменения произошли в старшем дошкольном возрасте в межличностных отношениях детей: изменилось отношение к новеньким воспитанникам, меньше конфликтов стало происходить между девочками и мальчиками, появилась общая цель (постановка музыкального спектакля с танцевальными номерами), способствующая сплочению группы.
- Воспитанники стали меньше копировать друг друга – появилось больше самостоятельных решений; в движениях и позах стал проявляться характер музыки; позы стали выразительными.
- Воспитанники с удовольствием сочиняют комбинации из проученных движений, пытаются добавить к знакомым движениям ног, придуманные движения рук.
- Воспитанники старшего дошкольного возраста с удовольствием комбинируют сложные пространственные перестроения.
- Значительно изменился во всех разновозрастных группах уровень общекультурного развития воспитанников. По наблюдениям воспитателей средней, старшей, подготовительной групп положительные изменения произошли во внешнем виде (стремление к аккуратности одежды и прически) и поведении (сдержанность, саморегуляция) детей.
- Воспитатели подготовительной группы отметили расширение кругозора воспитанников.
- Занятия хореографией способствуют укреплению здоровья, снижению гиподинамии, снятию перегрузок, развитию креативности, координации, произвольности эмоциональности, воспитывают настойчивость, силу воли, коллективизм и художественный вкус; особое место в физическом развитии ребенка, коррекции и формировании правильной осанки отводится упражнениям классического танца. Таковы особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии.
Об успехах детей свидетельствуют годовые отчетные концерты перед родителями и сотрудниками детского сада; положительные отзывы родительской и городской общественности; стопроцентная посещаемость занятий; активное участие в концертной и культурно-досуговой деятельности детского сада; призовые места в конкурсах и фестивалях различного уровня.
Таким образом, проведенные в целом исследования в период реализации программы, в период написания данной работы позволяют сделать следующие выводы:
- Использование хореографии как предмета образовательной области “Искусство” в учебном плане общеобразовательного дошкольного учреждения и разработка программы по этому предмету, включающей минимальный и оптимальный объем изучаемого материала для каждой ступени обучения, диктуется острой необходимостью, обусловленной существующем положении со здоровьем подрастающего поколения и стоящими перед детским садом задачами нравственного, физического, художественно-эстетического и эмоционального развития личности.
- Эффективность влияния занятий хореографией на разностороннее развитие ребенка может быть определена на основе комплекса критериев и показателей, подобранных и разработанных в процессе исследования.
- Занятия хореографией оказывают положительное влияние на формирование таких качеств личности ребенка, которые недостаточно развиваются на других уроках: воображение, активное творческое мышление, эстетический вкус, физическое и нравственное развитие. Танец гармонизирует развитие ребенка, предоставляя возможность для взаимовлияния и взаимообогащения различных качеств личности подрастающего человека.
- Занятия хореографией будут вызывать интерес и эмоциональный подъем, если предлагаемый в программе материал не потребует наличия у воспитанников специальных хореографических способностей.
- Систематические занятия хореографией оказывают положительное влияние на состояние соматического здоровья учащихся, их эстетическое, общефизическое, музыкально-ритмическое, эмоциональное развитие, оказывает влияние на духовное и нравственное воспитание.
- Предложенные пути и способы интеграции учебного материала предмета “Хореография” с предметами гуманитарного цикла, позволяют гармонично включить этот предмет в образовательное пространство детского сада.
Конечно, хореография не может стать панацеей от всех бед, но все же хорошо прослеживается явный положительный эффект влияния занятий танцем на эмоциональное, художественно-эстетическое, физическое развитие детей, их оздоравливающее воздействие. Развитие всех этих качеств личности в единстве создает почву для их взаимодействия, взаимообогащения, в результате чего каждое из этих качеств, способствует эффективности развития другого, что и составляет основное содержание гармонизации развития личности в целом.
Таким образом, результаты теоретического анализа проблемы и эмпирического исследования подтвердили правомерность выдвинутой нами гипотезы. Мы постарались раскрыть особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии, дать комплекс рекомендаций по внедрению авторской программы “Талант – восьмое чудо света” для педагогов дополнительного образования, хореографов, музыкальных руководителей; родителей детей, посещающих хореографические студии (Приложение 5) дошкольных образовательных учреждений с целью обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии (Приложение 6). Разработано учебное пособие “Методика хореографического обучения детей дошкольного возраста и организации хореографической работы в дошкольном образовательном учреждении” (Приложение 7).
Мы не претендуем на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы, предлагая лишь один из вариантов ее решения.
Литература.
- Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. для вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Просвещение, 1998. – 268 с.
- Абрамова, Г.С. Практическая психология: учеб. для вузов / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 298 с.
- Азбука танцев / Авт. – сост. Е.В. Диниц, Д.А. Ермаков, О.В. Иванникова. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 286 с.
- Алексеев, В.В. Эмоции и личность: учеб. для вузов / В.В. Алексеев. – М.: Академия, 2001. – 305 с.
- Астахов, К.Р. Практическое исследование эмоций: учеб. для вузов / К.Р. Астахов. – М.: Академия, 1999. – 256 с.
- Ахметова, Д.З. Теория и методика воспитания: учебное пособие / Д.З. Ахметова, В.Ф. Габдулхаков. – Казань: Познание, 2007. – 184 с (Приложение 8).