Участники путешествия: Дети разного возраста.
Ведущий и Хозяйка – взрослые.
Игровой материал:
- “Волшебный клубочек” с указанием маршрута путешествия.
- Грибок, Ежик, Чучело в огороде, Белка, Овощи (натуральные или муляжи), корзинка, котелок, веточки для “костра”.
- Карточки:
* с изображением хвойных и лиственных пород деревьев,
* с изображением птиц,
* с изображением предметов для ухи,
* другой материал.
Задача: Познание окружающего мира через игру, музыку, творчество.
Программное содержание:
- Воспитывать доброжелательное отношение и положительный интерес к окружающему пространству.
- Учить детей работать одной командой: старшие помогают младшим.
- Формировать умение выслушать, вопрос, задания, отвечать на него и действовать в соответствии с условными обозначениями.
- Побуждать вспомнить ранее разученный материал и умело применить его: загадки, попевки, сказки, песни, игры и др.
- Закреплять понятия: смешанный, хвойный, лиственный лес, ельник. Учить ухаживать за своим маленьким огородом и наблюдать за процессом роста растений.
- Формировать физические качества: ловкость, равновесие, реакцию, ориентировку в пространстве (вперед, назад, вправо, влево, обойти вокруг и т д.)
Действие происходит на улице.
Ведущая:
(Муз/рук.)
Возьмемся за руки, друзья,
Нас лето в гости приглашает.
Без песни нам в пути нельзя,
Пусть каждый песню запевает.
Дети берутся за руки и поют песню, выполняя простейшие движения по тексту.
“Лесная прогулка”
Сл. и муз. Гольцовой Е.Д.Ведущая обращает внимание детей на “волшебный” клубочек, который поможет нам совершить путешествие по участку детского сада (сад в лесной зоне), и предлагает любому ребенку разматывать клубок:
“Пусть клубочек нам подскажет
И дальнейший путь укажет”.
(Можно детям задать вопрос: В какой из сказок клубочек помогал герою найти дорогу?)
На первой отмотанной картинке – “БЕРЕЗА”.
Ведущая: Что за дерево такое, ребята? (Ответы детей).
Что мы знаем об этом красивом дереве? (Ответы детей).
Дети вспоминают стихи о березке.
- “Люблю березку русскую
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застежками,
С зелеными сережками”. (Прокофьев А.) - “Чуть солнце пригрело откосы и стало в лесу потеплей.
Береза зеленые косы развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной. (Вс.Рождественский.)
Ведущая: В старину вокруг березки водили хороводы. Давайте, ребята, и мы с вами споем про березку любимую русскую народную песню!
Хоровод “Во поле береза стояла”.
Ведущая: Ребята, посмотрите, там, в траве что-то есть! (Достает гриб, все вместе рассматривают его, затем вспоминают про грибы загадки.)
Стоит Антошка на одной ножке.
Сквозь землю прошел, красную шапочку нашел.
(Детям предлагается по “шапочке” определить название гриба и назвать другие виды грибов.)
Двигаемся дальше….
Другой ребенок разматывает клубок.
На картинке – тропинка.
Дети определяют ориентир, а ведущая предлагает отправиться в путешествие по “волшебным” тропинкам.
Игра “Путешествие”.
(Цветными мелками рисуются дорожки. Каждая команда выбирает себе маршрут по желанию. Кто быстрее придет к цели, тот и побеждает. Победившая команда разматывает клубок дальше).
Ведущая: Что мы видим на картинке?
Дети: Костер.
(Ведущая объясняет детям, что костер означает привал, отдых, приготовление пищи у костра. Детям предлагается самим соорудить костер, а для этого потребуются ветки.)
Аттракцион: “Кто больше наберет веток”.
Дети располагаются возле условного костра. Ведущая рассказывает, как усталые путники у костра пекли картошку, варили на костре уху из пойманной рыбы. А что такое УХА?
(Ответы детей.)
Ведущая: Да, это такой рыбный суп, который варится из разных видов рыб. Давайте и мы с вами попробуем вместе сварить такой суп! А что еще можно туда добавить? Дети дополняют. Ведущая показывает карточки с разным набором для ухи. Дети выбирают все то, что по их мнению годится для супа.
– Ну вот и “сварили” мы с вами уху! Жаль, что ее нельзя кушать, но вы, ребята, не расстраивайтесь. Сейчас я вам загадаю загадки.
Загадки:
- Много рук – одна нога. (Дерево.)
- Что летом вырастает, а осенью опадает? (Листья.)
- Хозяин лесной просыпается весной.
Под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь.) - Кто с высоких толстых сосен в ребятишек шишку бросил? (Белка.)
Ведущая:
А какую попевочку про белку вы, ребята, знаете?
Дети поют песенку:
“Белка пела и плясала, словно заводная,
Все сапожки истоптала, шла домой босая”.
Ведущая: На нашем участке тоже есть белки, где они живут?
Дети: на дереве, в дупле.
– Что любят? (Орешки.)
– А в какой сказке “ Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые” (“ Сказка о царе Салтане”)
– А не пора ли нам поплясать вместе с белочкой?
Хоровод “На поляне пляшет Лето” Сл.и муз., Гольцовой Е.Д.
Ведущая:
Славно мы отдохнули у костра, идем дальше…..
Что нам подсказывает клубочек?
(На картинке – Ель.)
На нашем участке растет ель?
Дети: Да! (Уточняют маршрут и подходят к елке.)
– Что вы можете рассказать об этом дереве? (Ответы детей.)
Ведущая загадывает загадку и задает наводящие вопросы.
- “Зимой и летом одним цветом?” (Елка.)
- У елки есть листочки? (Иголочки, называются хвоей.)
- У каких еще деревьев, похожих на елочку, вместо листочков хвоя? (Сосна, пихта, лиственница.)
К нашему саду ведет большая лиственная аллея и вы каждый день любуетесь этими красивыми деревьями. Интересно, а песню про елочку, всеми любимую, помните?
Все вместе исполняют три куплета песни.
“В лесу родилась елочка” Сл.Р. Кудашевой, муз. Л. Бекмана.
(Ведущая предлагает детям поиграть в игру “ ЛЕС”.)
Игра “Лес”.
Дети выбирают по одной картинке с изображением деревьев (клен, дуб, береза, лиственница, сосна и др.) Каждому ребенку Предлагается определить, какое дерево нарисовано на картинке. Какой красивый получился лес! Как называется такой лес?
Дети отвечают.
Ведущая: Правильно, смешанный.
А сейчас каждый из вас посадит свой собственный лес. Пожеланию одного из детей предлагается убрать картинки с хвойными деревьями (убирают).
– Какой лес получился?-
Правильно, лиственный. А если оставить только елочки?
Какой лес получится?
Дети убирают лишние карточки.
– Получился ельник.
Ведущая хвалит детей за смекалку и предлагает детям внимательно посмотреть под елку.
Там спрятался…? Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. Дети находят игрушку – Ежика и поют попевку:
“Ежик, ежик – чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Сто иголок впереди,
Сто булавок позади.
Игра “Ежик”.
Ход игры: Дети в кругу, ребенок – Еж в центре, идет противоходом. Дети двигаются по кругу, приговаривая:
“Ежик, ежик, тупу-туп,
Весь в иголочках тулуп
Ежик, ежик, ты куда?
Что с тобою за беда?
Слышит ежик, всюду тишь.
Чу! Скребется тихо мышь! (Останавливаются, хлопают в ладоши.)
Пляши, пляши, ежик!
Не жалей, ты, ножек.
Ты лови себе мышей,
догоняй наших детей! (Ежик ловит убегающих ребят.)
Ведущая предлагает Ежику размотать клубок дальше.
Картинка – птичка (воробей).
Дети исполняют дразнилку “Андрей – воробей”, выполняя простейшие ритмические движения.
Ведущая: А каких птиц вы еще знаете? (Ответы детей.)
– Подскажите, какие из них живут у нас постоянно, а какие улетают на зиму в теплые края? (Ответы детей.)
– А для чего нужны птицы? (Ответы детей. Вспоминают дятла – лесного доктора, почтовых голубей, и т.д.)
Ведущая напевает мотив известной детям песенки
“У дороги чибис” – Дети отгадывают и поют два куплета.
“У дороги чибис” Сл. А Пришельца, муз. Иорданского, сб. “БУРАТИНО”.
В конце последней фразы “мы твоих не тронем чибисят”, ведущая еще раз напоминает детям, что нельзя:
а) Разорять птичьи гнезда
б) Держать птиц в неволе
в) Стрелять по ним из рогатки и камушками, потому как птицы наши друзья и
помощники.
Идем дальше. Разматываем клубочек…
Картинка – Мостик.
Ведущая: Через мост перейти надо нам, ребята!
Берите малышей за руку, помогайте им преодолеть препятствие.
Малышей проводят по низенькому мостику, старшие дети идут по высокому мостику (Сооружения на спорт – площадке.) Ребята, наш клубок заканчивается, осталась последняя картинка.
Смотрите!
Кто стоит на длинной палке
И с соломой в голове,
С большой дыркой в старой шляпе
,Без ботинка на ноге? (Чучело.) (авт. Гольцова Е.Д.)
(Дети отгадывают.)
Ведущая:
Где же может стоять на нашем участке чучело? (Ответы детей.)
– Правильно, в огороде. Чтобы попасть туда, куда надо повернуть?
(Ответы детей.) Вместе с ведущей дети подходят к огороду, где у каждой группы есть своя грядка. Их встречает хозяйка огорода, здоровается с детьми и читает стихотворение Н. Кончаловской
“Огород”.
Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо,
Огурбузы росли , помидыни росли
Редсвекла, чеслук и капуста. (Дети смеются.)
Хозяйка: А почему вы смеетесь?
Дети: Потому, что смешно и весело.
Хозяйка: А что же такого смешного росло на огороде, о котором я вам рассказывала?
Дети перечисляют.
Хозяйка: А бывают такие овощи?
Дети: Нет!
Хозяйка: А из чего же у поэта получился такой овощ, как помидыня, редисвекла?
Дети отгадывают, называя овощи своими именами правильно.
Хозяйка: А с яблони можно сорвать капусту?
Дети: Нет! И объясняют почему.
У хозяйки большая корзина с овощами, она предлагает детям самим вспомнить стихи и загадки про огород.
Дети читают стихи:
“Кабачок”. Авт. И Беляев.
Подставив солнышку бочок, лежит на солнце кабачок.
Листок в сторонку отодвинув, он солнцу говорит:
– Погрей, погрей, пожалуйста мне спину,
Я подрасти хочу скорей…
Вмиг солнце принялось за дело
И спинку кабачку погрело.
А кабачок хотел потом
Улечься кверху животом.
Он надувался, он пыхтел…
Но повернуться не сумел.
“Гороховый стручок”.
Весной гороховый стручок
Надел зеленый пиджачок.
Стручок толстел,
И с каждым днем
Старел, линял пиджак на нем.
Совсем недолог век стручка –
Он стал похож на старичка…
Теперь, на грядке созревая,
Он ночью, днем и поутру,
Как погремушка заводная
Гремит, качаясь на ветру.
“Морковь”.
До морковки долетела весть,
Что ее зайчишка хочет съесть.
Брось, косой, не думай, бесполезно!..
Морковь глубже в чернозем залезла.
А чтоб не видно было головы,
Раскинула палатку из ботвы.
“Загадки”.
- Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (Картошка.) - Нарядилася Алена
В сарафанчик свой зеленый,
Завила оборки густо.
Узнаешь ее?... (Капуста.) - Летом – в огороде
Свежие, зеленые,
А зимою – в бочке,
Крепкие, соленые (Огурцы.) - В десять одежек плотно одет,
Часто приходит к нам на обед.
Но лишь за стол ты его позовешь.
Сам не заметишь, как слезы прольешь (Лук.)
Хозяйка предлагает детям поиграть.
“Веселый огород” песенка – игра.
Сл. М. Садовского, муз. С. Соснина (Журнал “Музыкальный руководитель” № 5, 2005 г.)
В конце прогулки хозяйка спрашивает ребят, не проголодались ли они. Пора и пообедать. Наше долгое путешествие подошло к концу.
Вон из окошка нам машет повар – Надежда Ивановна. Клубочек мы весь размотали, все посмотрели, отгадали, препятствия преодолели. Весело провели время!
Хозяйка и ведущая интересуются, понравилось ли ребятам путешествие, не устали ли они, затем прощаются:
Всем спасибо, до свидания! До новых встреч!
(!) в сценарии использованы материалы из сборника “Играем, развиваем, учимся” (мастер – класс финалистов конкурса “ Воспитатель года –2006”) и авторские сочинения Гольцовой Е.Д. – музыкального руководителя д/с № 1813 г. Москвы.