Цель: закрепить знания детей о работе железнодорожников (машинист, монтер пути, билетный кассир, проводник, начальник поезда. Самостоятельно использовать знакомые способы действия для создания коллективной аппликации, побуждать детей к проявлению творчества и изобретательности. Воспитывать у детей гордость за профессии своих родителей, их труд.
Словарная работа: обогащать словарь детей (состав, лом лапчатый, дексель, кирка, костыль).
Предварительная работа: экскурсия на железнодорожный вокзал; рассматривание иллюстраций с изображением железнодорожных профессий; изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм: “Путейцы”, “На вокзале”, “ Путешествие на скором поезде”.
Художественная литература: чтение рассказа В. Лысяковского “Проводник”, Я. Тайца “Поезд”; заучивание стихотворения В. Рожденственского “ Железная дорога”; заучивание песни “ Попутная”, музыка М. И. Глинки, слова Н. В. Кукольника, беседы.
Оборудование и материал: магнитофон, системный блок мультимедиа, мольберт, картины различных железнодорожных профессий, игрушечный поезд; игровая атрибутика (обручи, плакат с заданием, макеты рабочих инструментов для монтеров пути и сигнальная система); плоскостные заготовки из цветной бумаги, карандаши, клей, кисточки, салфетки.
Ход занятия
Под спокойную музыку дети с воспитателем проходят в центр зала, образуя круг.Психогимнастика “Солнечный круг”.
– Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу доброй улыбкой. А теперь закройте глаза и вытянете руки вперед Дети, представьте себе, что каждый из вас сейчас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось очень много тепла, и мы готовы поделиться им со всем миром! Потому что все вместе мы – большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой, и никакие тучи не смогут нас разъединить.
Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами.
– Сейчас произойдет маленькое превращение.
Звучит волшебная музыка. Воспитатель переодевается в проводницу.
– Догадались кто я? (Проводница.)
– Стоит паровоз, рабочие подготовили лес для перевозки в другой город, а как
его довести до места? (Ответы детей.)
– Что такое состав? (Это поезд, состоящий из локомотива и нескольких групп
вагонов: пассажирских, грузовых.)
– Работникам железнодорожных профессий нужно очень хорошо трудиться, чтобы
поезда ходили по железной дороге и перевозили различные грузы.
1-е задание “Назови железнодорожные профессии”.
(Дети образовывают круг и называют по очереди профессии, передавая желтый флажок.)
2-е задание “Собери картинку”.
Дети делятся на 2 команды (на полу карточки, на которых изображены рабочие инструменты проводника и монтера пути. Каждый берет по одной карточке и подходит к необходимой профессии), садятся за столы и собирают картины “Правила поведения на железной дороге”.
– Дети, в этих картинках зашифрованы правила поведения на железной дороге. Назовите эти правила (каждая команда называет правило).
– Железная дорога – зона повышенной опасности, поэтому все должны быть внимательными и соблюдать правила поведения. Предлагаю отдохнуть.
Физкультминутка “Рельсы, шпалы” (дети встают друг за другом, под музыку едут, а на “остановке” массажируют друг другу спины).
3-е задание “Угадай профессию и расскажи о ней по схеме” (Видеоэкран). (Детям предлагается просмотреть видеосюжеты с изображением железнодорожных профессий своих родителей и составить рассказ по схеме.)
4-е задание. Игра “Железнодорожные круги” – “Триз”.
(В желтый круг положить железнодорожные инструменты, в красный – железнодорожные сигнальные принадлежности, а что положить в третий круг дети должны догадаться.)
5-е задание “Собери и приклей вагончики”.
По схеме, на которой изображено последовательность действий, дети выполняют коллективную работу.
– Дети, теперь наш паровоз может отправиться в путь, доставить груз и
пассажиров до места назначения.
– Из каких вагонов состоит состав? (Грузовые, пассажирские…) Почему их
так называют? (Ответы детей.)
Раздается гудок паровоза (На полу состав с подарками – раскраски “Железнодорожные профессии”).
– Состав у нас получился необыкновенный. В нем есть и грузовые, и пассажирские вагоны. Надо придумать ему название! (Предлагают название поезда.)
Итог занятия:
– Дети, когда вы станете взрослыми, некоторые из вас будут работать на железной дороге, как ваши мамы и папы, чья работа трудная, но важная, ответственная и необходимая для всей страны. Железная дорога ждет вас, юные железнодорожники!