Цель: Обогащать представления о жизни и быте кубанских казаков с позиции качеств личности (были сильными, смелыми, ловкими, закаленными). Побуждать детей и родителей к активному участию в эстафетах.
Задачи:
- Воспитательная: воспитывать патриотические чувства, любовь к отечеству, к своему народу.
- Обучающая: обогащать представление о жизни и быте кубанских казаков, формировать умения и навыки правильного выполнения движений в различных формах организации двигательной деятельности детей.
- Развивающая: развивать двигательную активность детей в играх, разминках, поощрять организованность, самостоятельность, инициативность, творчество, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Действующие лица: ведущий, казак-взрослый, 1 команда храбрецов, 2 команда удальцов.
Оформление: центральная стена. Казак на коне. Около плетня встречает его казачка.
Оборудования: модули для крепости, 2 флажка, 2 эмблемы красного креста, 2 массажные дорожки, 2 мяча, 2 шарика на веревке, крупные макароны, веревки с кольцом на конце. Принадлежности для эстафеты № 3. “Собери казака в дальнюю дорогу”.
Ход занятия
Ведущий. Здравствуйте гости! Мы рады приветствовать Вас в нашем зале. Сегодня у нас музыкально-спортивный казачий праздник с родителями. Дети и родители – это семья. А семья-это самое дорогое, что есть у любого человека. В семье его сила. В каждой семье есть свои сокровища – это наши дети. И сегодня в нашем празднике принимают участие две команды казаков: “казачата храбрецы” и “казачата удальцы”. Приветствуем первую команду “казачат храбрецов!”. Приветствуем вторую команду “казачат удальцов”! Нашу силу, храбрость, смекалку будет сегодня оценивать компетентное жюри: методист и заведующая.
Ведущий.
Казачата вышли дружно,
Чтобы праздник свой начать,
А поэтому всем нужно
В нем участие принять.
Каждый должен свою силу,
Свою ловкость показать,
Быть здоровым и веселым
И конечно не скучать.
Выход команд под музыкальное сопровождение. (Вместе с родителями, родители около стульев, дети на середину зала.) Построение на разминку.
Ведущий. Молодцы казачата. Вижу состязание будет жарким. А начнем казачьи состязания с разминки.
Разминка.
Казачата все проснулись
Выше к солнцу потянулись,
Лошадей перед собой
Поворот у нас такой.
Казачонок не ленись
Нога выше поднимись!
Сядем влево, руки вправо
Джигитуем мы на славу!
Мах ногой, мах другой
Конь казачий мчит стрелой
Сели, встали, сели встали
Мы нисколько не устали!
Прыгай выше, казачонок,
Будто маленький зайчонок!
Казачье приветствие.
1-й казачок. Слава Кубани!
Все. Героям слава!
2-й казачок. А что, хлопцы, хорошо казаком быть?
3-й казачок. Куда как лучше! Казак кубанский, что осетр астраханский: и икрен, и солон!
4-й казачок. Где мужику по пояс, казак сух пройдет!
5-й казак. Казаки народ простой, ко всему привычный: коли надо, то наскоку поедим, стоя выспимся, из пригоршни напьемся.
Казачка. Казак как родится, так на коня садится! Сам будет голодать, а коня досыта накормит!
7-казак. Не зря говорят про нас в народе: казак без коня, что солдат, без ружья.
8-й казак. А казак без чести, вообще не казак!
9-й казак. Честь и доброе имя казака дороже жизни!
10-казак.
Деды наши говорили так:
Жизнь отдай Родине,
Душу отдай Богу,
Любовь женщине,
А честь оставь себе!
1-й казачок.
Вспомним братцы, казаки-кубанцы,
Славу наших дедов, дедов и отцов,
Как они сражались, жизни не жалея
За Кубань родную, за отцовский дом!
2-й казачок.
Казаки-прадеды славу добывали
Матушке России, батюшке Царю.
Удалью казачьей во широком поле
Как один вставали за Кубань свою.
8-й казак.
Если в чистом поле завтра буря грянет,
Почернеет небо, набегут враги-
На защиту встанем той земли, что любим
Как деды вставали грудью на штыки.
9-й казак.
Гей, кубанцы-казаки,
Пахари и воины
Ваши звонкие клинки
Славы удостоены!
1-й казачок. Слава Кубани!
Все. Героям слава!
Дети садятся на места под казачью песню (по выбору музыкального руководителя).
В зал входит казак-взрослый.
Ведущий. Здравствуй казак!
Казак. Здравствуйте люди добрые!
Ведущий. Куда направляешься?
Казак. На побывку домой иду!
Ведущий. Какая необычная у тебя форма, ни такая как у солдат. Удобно тебе в ней на коне скакать, да саблей пользоваться?
Казак. Бурка казака в поле защищает от холода, папаха от смерти. Острая сабля в руках превращается в грозное оружие. Часто бывало, завидит враг несущуюся казачью конницу, блеск шашек и обращается в бегство.
Ведущий. Расскажи казак нам, как вы служите, чем занимаетесь?
Казак. Так и служим: Отчизну защищаем, стоим на страже порядка, да еще выполняем 7 заповедей.
Ведущий. Расскажи казак, ребятам, что за заповеди такие.
Казак. Первая заповедь такая: “Люби Россию, ибо она твоя Мать и ничто в мире, не заменит тебе ее”!
Ведущий. Знаешь, казак, наши ребята-казачата любят свою Родину, свою Кубань. И поэтому, чтобы защитить ее занимаются спортом, чтобы быть сильным и храбрым.
Казак. Силу, храбрость, смелость надо воспитывать с детства. А знают ваши дети пословицы о смелости и храбрости.
Ведущий. Конечно же. А ну-ка!
Дети.
- Смелость города берет!
- Смелого, пуля боится, храброго штык не берет!
- За правое дело, сражайся смело!
- Если, правда на нашей стороне, то и сражаться легче!
- Не зря говорили: “Знали, кого били, потому и победили”!
Казак. Молодцы ребята! Ну, тогда вам первое задание.
1. Эстафета “Построй крепость”
Ведущий. А какая же вторая заповедь?
Казак. Вторая заповедь. “Честь и доброе имя казака дороже жизни”. Сейчас мы проведем с вами эстафету “Полоса препятствий”.
2. Эстафета “Полоса препятствий”
Ведущий: Молодцы, будущие казачата. Пока вы отдохните, а жюри подведет итоги 2-х эстафет. А у нас музыкальная пауза.
Музыкальная пауза (на выбор музыкального руководителя).
Песня “Споем казаки” муз. Захарченко, сл. Стремнева.
Ведущий. Казак, подошло время узнать третью казачью заповедь.
Казак. А третья заповедь гласит вот что “Все, кто идет против твоей Отчизны – твои враги”.
Ведущий. Да врагов у нашей Отчизны всегда было много.
Казак. Что, правда, то правда. И казака часто не было дома. Казачка его ждала. Только придет, снова надо отправляться на службу казачью. Вот мы сейчас и проверим, что казак брал с собой в дорогу.
3. Эстафета для девочек: “Собери казака в дальнюю дорогу”.
Ведущий. Ну, что, наши казачки справились с заданием?
Казак. Да, молодцы! Ну, тогда слушайте четвертую заповедь казака “Держись веры предков православных-христиан, поступай по обычаям своего народа”.
Ведущий. На земле кубанской и привольной жить без песни – значит постареть. И решили люди очень просто: не стареть, а с песней молодеть!
Музыкальная пауза (песня или стихи на выбор музыкального руководителя). “Казачья удалая” муз. Субочева.
Ведущий. Итак, казак мы подошли к пятой заповеди. О чем говорится в ней?
Казак. В этой заповеди говорится “Чти старших, уважай старость”. Маленькие казачата, подрастая, в казачьей семье воспитывались очень строго. О каждом замечании, полученном от старших, даже посторонних чужих людей, должны были немедленно сообщить отцу или деду. У казаков не было письменного домостроя, но они строго соблюдали обычаи и традиции. Каждый отец должен был подготовить сына своего к службе. Вначале учили ухаживать за лошадьми, потом ездить верхом, тренировались в ловкости, сноровке. Учили скакать и с седлом и без седла, стоять на коне на ногах, подлезать под седло. Это было сделать очень не просто, потому что конь несется очень быстро, как ветер. И при этом могли стрелять на ходу. И я вам предлагаю эстафету “Лихие наездники”.
4. Эстафета “Лихие наездники”.
Ведущий. Жюри подводит итоги прошедших эстафет, а у нас музыкальная пауза.
Музыкальная пауза: О. Газманов “Эскадрон”.
Ведущий. И вот мы подошли к предпоследней заповеди казака. Эта заповедь для всех военных одна, что для казака, что для солдата русской армии, что для солдата Российской армии. “Сам погибай, а товарища выручай”. Кто из вас знает, без чего казак не мог службу нести? Правильно! Без лихого коня, да сабли острой. И его друг четвероногий никогда не бросит раненного казака на поле боя.
5. Эстафета “Кто быстрее вынесет с поля боя своего товарища”.
(Родитель любым способом на себе выносит ребенка.)
Ведущий. Ну и наконец-то последняя седьмая заповедь: “Береги, как зеницу ока, семью свою”. Казаки гордились своим ратным трудом, подвигами в защите Отечества, но они были еще и прекрасными хозяевами, хлеборобами, любящими мужьями и отцами. В свободное от службы время они растили своих детей, выращивали хлеб, а вечерами собирались все за большим столом. Вот и у нас сейчас будет съедобная эстафета. Любимая еда казака галушки, сало, но мы вместо галушек возьмем макароны. С ними лучше состязаться.
6. Эстафета “Чья макаронина длиннее”.
Ведущий. Жюри подводит итоги эстафет, а у нас музыкальная пауза.
Музыкальная пауза (на выбор музыкального руководителя).
Танец с платками.
Ведущий. Ну а сейчас настало время и родителям показать свои способности.
Конкурс для родителей.
- Назови рода войск.
- Раздави шарик.
Ведущий: Прошу жюри учесть храбрость и смекалку наших родителей. И прибавить командам баллы. А сейчас внимание: слово предоставляется нашему жюри.
Слово жюри.
Награждение команд, награждение родителей за участие.