Сценарий праздника "Русская печь – тепло и добро"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • приобщить учеников к истокам культуры русского народа, быта, обычаям и традициям;
  • привить интерес к народному творчеству, его красоте и гармонии, воспитать чувство прекрасного;
  • пополнить словарный запас учеников, обогатить новыми знаниями.

Оборудование, оформление, реквизит:

  • интерьер старинной русской избы;
  • русские народные костюмы;
  • музыкальное сопровождение (записи русских народных песен).

Действующие лица:

  • ведущий (учитель);
  • Марфа Петровна (бабушка);
  • печник;
  • внучки;
  • два домовенка (можно использовать куклы).

Звучит народная песня, Марфа Петровна принимает гостей.

Марфа Петровна:

Рады видеть вас у печки.
Без нее и дом пустой,
В ней и жарить, в ней и парить,
И зимой с ней как весной.
В старину так говорили:
“Печь нам мать родная всем,
На печи все красно лето,
У печи и сплю, и ем”.

Забывать мы стали, что главное в доме – печь. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно.

Печь – это часть нашей культуры. Старое нужно знать и беречь.

Ведущий: У печного огня древнее происхождение – у слов “пещера” и “печь” один корень. С давних времен печь символизировала, прежде всего, родной очаг. На его прошлом – отблеск живого, доброго, дарящего надежду огня. В пустынных местах и на холодных пепелищах жизнь всегда начиналась с костров и печурок.

Очаг, который был для первобытного человека первой печью, согревавшей его и готовивший для него пищу, он ценил больше всего. Именно вокруг очага люди стали устраивать крышу, возводить стены, а потом и двери, – словом строить дом. А когда в доме появилась первая утварь, очаг, разведенный на полу, перестал устраивать человека. Он построил для него отдельный домик с оконцами и дверцей. Так получилась печь.

Первые печи сооружали из глины и булыжника. У них не было ни дымохода, ни трубы, дым шел прямо внутрь дома (курная изба). Лишь, к началу нашей эры появились печи и камины с дымовыми трубами.

Плиты и камины – изобретение Европейское, а на Руси искони клали печи большие, в пол-избы (Приложение I).

Марфа Петровна: На Руси говорили: “Изба без русской печи, что человек без души, нежилым пахнет такая изба, наводит тоску. А как сложат печь, да затопят – сразу оживает изба”.

Ведущий: Огонь в русской печи – незабываемое зрелище: вокруг него собирались большими семьями сумерничать. Кто дремлет, кто рассказывает бывальщину, и все смотрят на догорающие угли, как на мерцающее сокровище. А кто-то залез на полати, где было особенно хорошо, пахло теплыми кирпичами и хлебным дымком.

Приготовление в русской печи кушанья отличались особым вкусом и ароматом. Русская печь определила приемы приготовления гусей, уток, кур, поросят, их жарят тушками. А какие пироги дарит нам печь, самые румяные!

Планировка избы была традиционной до начала ХХ века (Приложение I). Печь помещалась у задней стены, в правом или левом углу, челом повернутая к окну. На печи спало все семейство. Под потолком между печью и стеной устраивали полати – досчатые нары, используемые для сна и хранения вещей.

Марфа Петровна: Место против печи называлось упечь. Оно предназначалось для стряпни и часто отделялось занавеской. У печи хозяйка всегда ставила печную утварь: кочергу, лопату для выгребания угля (“заметалка”), и конечно ухват. Считалось, что ухваты и кочерги на ночь нужно было класть, а не ставить, чтобы они отдыхали и дольше служили заботливой хозяйке. Существовало поверье, что когда во время ливня и града хозяин выбросит из избы лопату и кочергу, а она упадет крест – накрест, то град пройдет стороной.

Ведущий: Чтобы приготовить еду для человека, в первую очередь, следовало накормить печной огонь. Временами это было нелегко сделать, т.к. огонь мог “закапризничать”. Если во время топки верхнее полено скатывалось вниз, и готово было выпасть из печи, или беспричинно вдруг развалился дровяной шалашик, то следовало ожидать прибытия гостей.

Гость обязательно должен появиться именно в тот день, если хозяйка укладывала в печь дрова, и при этом одно полено падало на пол.

Марфа Петровна: Считалось, если на отстроенной и в первые дни натопленной печи полежит собака, или погреется захожий человек, то до конца службы печка будет исправно служить.

Внучка: Мама всегда зажигала огонь с молитвой, чтобы не прогневать едва затеплившееся пламя. Если огонь разгорался плохо, это означало, что домовой за что-то рассердился на хозяев. По цвету и поведению печного огня, мама определяла погоду и разные события: красное пламя, которое потрескивало, дым столбом предсказывали морозную погоду, а дрова, которые дымили и долго не воспламенялись, и дым, который стелился – предшествовали оттепель, снег.

Марфа Петровна: Существует поверье, что в трубе живут Печкины ребята – это таинственные человечки, чумазые, как маленькие цыганята, которые живут в печной трубе. Они вылезают из печной трубы ночью, когда все спят. Если светит луна, они сидят на крыше, а в пасмурную погоду спускаются в избу, бегают по полу, забираются на полки, в шкафы. Они любят прятать мелкие вещи: пуговицы, катушки с нитками, спички, ленты, гребенки. А после приходиться искать, заглядывая во все углы и приговаривать: “Печкины ребята, поиграйте и отдайте”! И, правда, найдешь вещи в самом неожиданном месте: катушку с нитками – на полке среди посуды…

Ведущий: Ребята, а кто из вас знает, как появилось высказывание “танцевать от печки”?

Изначально танцами у огня забавлялись не только люди, но, и, как считалось, обитатели небес. Люди верили, что на ней танцуют Святые Василий и Меланья и старались не спать на печи в новогоднюю ночь.

Внучка: Бабушка, расскажи ребятам о приметах.

Марфа Петровна: О, их много. Если в печи сбегало молоко, то это место посыпали солью, чтобы у коровы не потрескалось вымя.

Искра, выскочившая из печи, или уголек, который упал на пол, означали, что гости уже около порога.

Перед тем, как хозяин собирался на поиски заблудшего скота, он кричал в трубу, надеясь, что его голос достигнет дальних пастбищ.

Рожали женщины, бывало на печке, так как в доме были только лавки и стол. А, чтобы ребенок вырос здоровым, и ни кто не мог его обидеть, после крещения кума вытягивала из печи уголек, шла с ним на перекресток и бросала его через себя. И в дальнейшем печь в жизни младенца играла большую роль, особенно, если у того со здоровьем было не все в порядке.

Ведущий: “Перепеканием ребенка” называли обряд, который совершался над больным рахитом. Грудного ребенка клали на хлебную лопату и трижды всовывали в теплую печь.

Еще считалось, что нельзя бросать в затопленную печь волос, также считалось грехом бросать в печь скорлупу от пасхальных яиц, потому что родители на том свете будут сильно обижаться.

Марфа Петровна: Мой отец был печником. Он выкладывал русскую печь в нашем доме. Со всех окрестных деревень шли к нему люди, подозрительные и мнительные старались задобрить перед работой, так как работу печников окружали много легенд, слухов, небылиц.

Ремесло это ценилось. Печника не знали где посадить, как угостить, к нему ходили на поклон люди за полтора десятка верст.

Печник: Много у нас секретов, как печь добрую сложить. Часто начинали работу на новолуние. Опытные люди говорили, что в этом случае печь будет долго удерживать тепло во всех своих частях. Новую печь первый раз топили в присутствии мастера житной соломой, вложив в нее несколько прутиков освященной вербы. Очаг оживал и обретал душу.

Ведущий: В годы Великой Отечественной войны русские печи оказались просто не заменимы, т.к. нужно было высушивать сразу много зерна для людей, которые защищали нашу Родину. Жители деревни освобождали лежанки, принимали хлеб на просушку с радостью, хотя знали, что на утро он будет увезен на фронт. Но хлеб, высушенный в русских печах – был знаком любви тем, кто не щадил своих сил на фронте: отцам, мужьям, братьям, сыновьям.

Марфа Петровна: Вот бывало, собирался мух на работу, а я, когда его провожала, открывала заслонку в печке и дверь настежь распахивала. Обычай такой был, чтобы его в пути домашнее тепло согревало, и живой вернулся. А дверь в доме открыта, – значит, дом его ждет.

Когда я была маленькой, любила смотреть, как печь топиться. Дрова в печке потрескивают, и на шесток время от времени летят маленькие золотые угольки. А мама постоянно про Чура печного рассказывала. Якобы есть такой печной дух – Чур – маленький старичок с лохматой бородой из дыма. Так – то он невидимый, но иногда людям показывается. И если ему язык показать, то он уйдет в другой дом и тогда хоть топи, хоть не топи печь, все будет холодная.

Внучка: Бабушка, расскажи ребятам сказку.

Марфа Петровна: “Встретились два домовенка, которые жили в соседних дворах.

У меня хозяйка заботливая, – похвалился один, – всегда вовремя печку побелит, и сажу из трубы вычистит, а шесток заметает чистым березовым веником, ни одного уголька не уронит.
А у меня такая неряха, – жалуется второй, – вся печь забита золой, вынести ей лень. Но это еще полбеды. А вот как скандалить начнет – меня от ее слов так всего и скручивает, словно соломенный жгут. Сегодня ночью сожгу ее дом.
Только смотри решето не сожги, – говорит первый, – твоя хозяйка вчера у моей взяла, муку сеять… Ночью у бабы – неряхи сгорел дом весь дотла, а решето осталось целехонько, даже не закоптилось”.

Внучка: Бабушка, какие свадебные обычаи были раньше?

Марфа Петровна: Когда приходили сваты, девушка пряталась в угол за печью – это считалось признаком скромности и умения держать себя. А посланцы жениха, чтобы сватание удалось, приносили с собой в кармане кусочки печной глины. После свадьбы, когда жена приходила в избу к мужу, из ее бывшего жилища переносился печной огонь.

Существовал и такой обычай: попав к мужу в дом, молодая жена бросала в печь курицу, которую подарила ей мать, чтобы жить со свекровью в согласии. Печь стояла на страже брачной морали. Вдовы и старые девы, которые обрекли себя на безбрачную жизнь, не должны были лежать на печи. Это считалось большим грехом, потому что печь – это “второй муж”.

А еще существовал обычай: осенью до Покрова жители деревни утепляли избу, наваливая вдоль стен хворост и сухие кукурузные стебли. Они говорили: “Покров, Покров, натопи избу без дров”! Накануне Покрова “засушивали избу” – начиная топить печь, выполняли некоторые “дровяные” обряды.

Ведущий: До начала ХХ века в нашем районе клали два вида печей:

голландская (комнатная), разного вида и устройства. Она была предназначена для тепла и угрева;
русская печь (кирпичная или битая). Помимо тепла, в ней можно было готовить еду, выпекать хлеб, варить пиво, кисель.

Печник: Устройство печи состоит из двух частей: русская печь и подтопок. Русская печь кормит, а подтопок греет (Приложение IV).

Сооружение печи – дело непростое (Приложение II, Приложение V). Прежде надо найти глину, причем необычную, красную, а желтоватую, с песком. Она обладает особой вязкостью. Даже из кирпича не просто сложить печь, а русскую печь надо слепить из совершенно бесформенной глиняной массы, которая от воды не может затвердеть, как цемент, а от сильного жара трескается. Как с ней быть и как сделать свод? Только на под и дымоход дается несколько десятков кирпичей. Поэтому поиски печной глины начинают в старых ямах, откуда обычно, мы берем глину. Пригодность глины определяется, помяв ее в пальцах.

После того, как глину выкапывают и привозят домой, ее нужно сделать вязкой и однородной, как тесто, а для этого заготавливают деревянные колотушки – чекмари: распиливают сучковую березу так, чтобы у каждого опилыша был свой держак. Получаются деревянные огромные молотки с затесанными верхушками, которыми надо бить глину.

Для самого сложного сооружения в печи – кружала, нужно напилить досок, набрать жердинок, подходящих поленьев.

Прежде чем приступить к сооружению основной печи, делается опечек. Потом работа становится все ответственнее, тоньше – мастер начинает выкладывать из досок кружало – то самое место, ту пустоту, которая станет потом сводом печи. Чтобы закрепить кружало, делают деревянную подпорку. Потом кружало обмазывают. На глазах поднимается тяжелая громада уже напоминающая печь, она сулит тепло и добро. Но печь еще не готова, нет ни чела, ни печурков, куда кладут в доме всякую всячину. Прорезать их еще рано.

Печку сделали – радость в доме. Как это много уметь мастерить, хорошо знать свое ремесло.

После того, как сложить кожух и выведет на крышу трубу начинается тонкая работа. В том месте, где торчала из печи вешка, обозначившая кружало, вырезают чело. Выбрав подсохшую глину, вытаскивают то решающее поленце, которое держало всю деревянную клетку, и открывают свод печи. Отличный, на совесть сделанный свод! Теперь можно вырезать и печурок. Он должен получиться красивым и ровным.

Марфа Петровна: Недели через две печь следует протопить и побелить, что бы она стала ласковой, добродушной, настоящей печью, которая и ребятишек согреет, и еду сварит, и картошку да пироги испечет.

Печник: В домах с достатком печи украшали печными изразцами (Приложение VI, Приложение VII), а также украшали заслонки и печные дверца (Приложение V).

Ведущий: Спасибо вам хозяева за интересный рассказ.

Ребята, мы предлагаем вам поиграть и вспомнить, что нового вы сеггдня узнали (Приложение VIII).

Класс делится на 2–3 группы (команды). Каждая команда выполняет задание.

Задание 1. Вам необходимо заполнить кроссворд.

Ведущий: Я буду загадывать загадки, а вы отгадки впишите в кроссворд.

По горизонтали:

2. Ниже верху, выше печи – греет плечи. (Полати)
3. И мала, и зла, чуть свечу, а иногда так упаду, что много горя принесу. (Искра)
4. На топтале был, на кружале был, на пожаре был, домой пришел – семью кормил. (Глиняный горшок)
9. Что за зверь: зимой ест, а летом спит, тепло теплое, а крови нет, Сесть на него сядешь, а с места не свезет? (Печь)
10. Разновидность печей, используемые на территории Руси. (Русская)

По вертикали:

1. Залезла Варвара выше амбара: не ест, не пьет, все на небо глядит. (Труба)
5. Без рук, без ног – на гору ползет. (Огонь)
6. У нас под лавкой медвежья лапка. (Полено)
7. Рогат, да не бык, хватает, да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идет. (Ухват)
8. Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)
9. Кто строит дом не для жилья, а для поленьев и угля, Что бы огонь нам в нем потом, еду варил и грел весь дом (кров). (Печник)
11. Чем украшали печи? (Изразцы).

Задание 2.

На карточках – горшочках написаны слоги (буквы). Командам необходимо составить слово и объяснить, что оно означает. (Например: изразец, искра, полено, полати, труба, угли, огонь, ухват, утварь, кочерга, горшок, печь, печник, дым и т.д.)

Задание 3.

А. Командам предлагается украсить печь печными изразцами (Нарисовать изразец).
Б. Команде предлагается изобразить русский быт (интеръер крестьянской избы). (Приложение III).

Список литературы:

  1. Большая советская энциклопедия. Гл. ред. Б.А.Введенский. второе издание. Государственное научное издательство “Большая советская энциклопедия” 1955.
  2. Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля. Сост. Н.В.Шахматова и др. СПб.: ИД “весь”, 2004.
  3. Паршин В.В. Сокровищница Калужского края: История.– Калуга: Золотая аллея, 2005.
  4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей. – М.:ООО Фирма “Издательство АСТ”, ЗАО “ Издательский дом “Семейная библиотека”, 1998.
  5. Боровский край в истории России. Часть1. Боровский край с древнейших времен до конца 17 века. Издание 2е, исправленное. Учебное пособие для учителей 8–10 классов школ Боровского района Калужской области. Составитель В.И.Осипов. 2004.
  6. Боровск: страницы истории. Историко-краеведческий сборник. Гл.ред. В.И.Осипов. Учредители историко-краеведческий музей. Фонд культуры МО “Боровский район”. № 3 2001.
  7. Часть информации собрана в 2006 году в ходе краеведческо-исследовательской работы: встреча с мастерами и старожилами города Балабанова.