Название проекта. | Долгосрочный познавательно-речевой
творческий проект “В гости к временам года” (по сезонам). Срок реализации: сентябрь 2010 – май 2011 г. |
Цель. | Развитие всех компонентов устной речи,
практическое овладение нормами речи. Формирование словаря: пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении; расширять представления детей о предметах, явлениях в окружающем мире(живой и неживой природе (по сезонам); развивать умение использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги; учить употреблять существительные с обобщающим значением. Развитие звуковой культуры речи: закреплять у детей правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих, сонорных звуков, развивать артикуляционный аппарат; развивать фонематический слух(учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук; совершенствовать интонационную выразительность речи. Грамматический строй речи: формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи, развивать умение образовывать форму множественного числа существительных; развивать словотворчество детей . Связная речь: продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей– учить участвовать в познавательных беседах, связно отвечать на вопросы, задавать их самостоятельно; развивать умение у детей составлять описательные рассказы по картинкам и предметам; формировать интерес и эмоциональный отклик на произведения художественной литературы (сказки, рассказы, поэзию). Продолжать у детей формирование умственных операций анализа и синтеза, познавательно-исследовательских навыков. Развивать зрительное восприятие, формировать представление о целостной картине мира. Воспитывать у детей с нарушением зрения гуманные чувства к окружающему миру, развивать эстетическое восприятие и преобразование окружающей действительности. |
Организация развивающей среды. | Подбор: речевого материала на основе анализа специальной и художественной литературы, развивающих заданий по игровой деятельности и опытно-экспериментальной работе, демонстрационных иллюстративных картин, пособий; развивающих игр, видео– и аудиоматериалов(по сезонам); разработка конспектов системы занимательных дел (по сезонам). |
Занимательные дела с детьми. | 1 этап-“Путешествие в
осень”(сентябрь-ноябрь 2010): экскурсии по
экологической тропе ДОУ; чтение сказок,
разучивание стихов; проведение серии
познавательно-речевых занимательных дел по
темам: “Что у нас на грядке”, “Дары сада”, “Дары
леса”, “Красавица осень Уральская”, совместное
с детьми составление описательных рассказов с
опорой на картинки и мнемотаблицы; проведение
вечеров загадок; сбор гербария, оформление
совместно с детьми в уголке природы “Осенней
полянки” (рисунки, коллажи, поделки по тематике
“Дары осени”); познавательные беседы по теме
проекта с применением мнемотехники; просмотр
видеоматериалов, прослушивание аудиозаписей.
Подготовка к проведению с детьми “Праздника
Осени”; открытого занятия; коллективное
изготовление панно “Осень в Уральском
лесу”.Создание и накопление материала для
группового журнала “Почемучка”. 2 этап – “Зимние чудеса” (декабрь 2010 г. – февраль 2011 г.): “Мастерская Деда Мороза”– изготовление поделок по украшению группы к Новому году; проведение познавательных бесед по теме “Зима”; разучивание стихотворений зимней и новогодней тематики; чтение художественной литературы и рассматривание энциклопедий о природе, жизни животных в зимний период; проведение экспериментов со снегом и льдом (с целью развития у детей умения устанавливать причинно-следственные связи); проведение индивидуальных и подгрупповых исследований по темам: “Зачем лисе такой хвост?”, “Почему медведь и ёж спят зимой?”, “Как проводят зиму дикие животные?”, “Почему зимой на деревьях нет листьев?”, “Зачем нужно помогать птицам зимой?”.
3 этап – “Весенние сказки”(март – май 2011г.): подготовка и проведение дня рождения группового персонажа из мира природы – капельки воды из сосульки-игрушки Капли-Капитошки (1 марта) с конкурсом на лучший портрет Капитошки и детским чаепитием; подготовка к празднику “Восьмое марта”(разучивание стихов, песен; изготовление поделок; оформление групповой стенгазеты “Первые цветы – для любимых мам и бабушек”; просмотр видеофильмов, презентаций по теме; организация индивидуальных и подгрупповых поисково-познавательных занимательных дел по темам: “Почему тает снег?”, “Откуда к нам прилетают перелётные птицы?”, “Почему на солнечных проталинках трава вырастает быстрее, чем в тени?”, “Сказки весенних цветов”(на развитие творческого воображения ), “Почему у всех цветов разный запах?”, “Зачем нужны насекомые?” – продолжить совместное оформление группового журнала “Почемучка”. |
Работа с родителями. | 1 этап – “Путешествие в осень”: индивидуальные
и подгрупповые консультации по теме проекта;
приобщение к оформлению групповой “Осенней
полянки”-родителями совместно с детьми
изготовление поделок из природного материала,
овощей, фруктов по теме: “Дары осени”: семья
Андрея П. – “Чудо-ёжик” и “Веселые поросята”;
семья Ксюши и Матвея Ф. – “Необыкновенный
снеговик”, “Гусеница ранетка”, “Картофельный
рыцарь”; семья Олеси К. – “Важный человечек”;
семья Мирона Я – “Бабочка-огуречница ”.
Приобщение родителей к созданию группового
журнала “Почемучка” (интересные вырезки из
газет, журналов; статьи из Интернета; собственные
рассказы, рисунки, аппликации(как свои, так и
совместно с детьми). 2 этап – “Зимние чудеса” (декабрь 2010 г. – февраль 2011 г.) – приобщение родителей к подготовке и совместному проведению Новогоднего праздника(разучивание стихов, песен; изготовление поделок для украшения группы; подготовка праздничных карнавальных костюмов); проведение с родителями индивидуальных консультаций по теме проекта; приобщение родителей к совместному с детьми изготовлению кормушек для зимующих птиц; приобщать родителей к совместному с детьми участию в исследовательских индивидуальных и подгрупповых минипроектах по теме: “Жизнь диких животных в зимний период”(подбор иллюстративного и видеоматериала, составление и оформление рассказов в ситуации “письменной речи” для группового журнала – “Почемучка” раздел: “Вести из зимнего леса”; организация выставки совместных с родителями детских работ “Зимний вернисаж”. 3 этап – “Весенние сказки” (март – май 2011 г.) Приобщение родителей к подготовке и проведению индивидуальных и подгрупповых познавательно-исследовательских минипроектов по теме “Природа весной”, (см.раздел “Занимательные дела с детьми”); проведение консультаций воспитателями и специалистами по интересующих родителей проблемам; привлечение родителей к организации и проведению досуга “Весенняя сказка”. |
Взаимосвязь со специалистами. | Воспитатели совместно со специалистами-логопедом, тифлопедагогом, дефектологом, психологом, музыкальным руководителем, специалистом изодеятельности – осуществляют подбор содержательного материала (речевого, коррекционно-развивающего, музыкально-песенного, изобразительного); совместно организуют развивающую среду, подготавливают и проводят занимательные дела как по основной теме проекта, так и по внутритематическим (индивидуальным и подгрупповым) минипроектам, совместно проводят сбор и систематизацию материала для проведение праздников и досугов. |
Итог проекта. | 1 этап – “Путешествие в осень”: создание
группового фотоархива “Калейдоскоп мгновений”
и пополнение его фотографиями осенних
занимательных дел группы по теме проекта;
подготовка тематической презентации “Как мы
путешествовали в осень”; участие в проведении
выставки “Дары осени”, проведение “Праздника
осени”; проведение открытого занятия;
проведение выставки детских работ “Красавица
осень Уральская”; создание панно “Осень в
Уральском лесу”; пополнение коллекции
развивающих мнемотаблиц по теме “Осень”;
создание группового журнала “Почемучка”. 2 этап – “Зимние чудеса”: пополнение группового фотоархива “Калейдоскоп мгновений” фотографиями зимних занимательных дел группы по теме проекта; выступление перед детьми гр. №5 – “Солнечные лучики” с миниконцертом к новому году(чтение стихов о зиме, отгадывание загадок, исполнение – инсценировка песенки “Зайка– попрыгайка”); совместное с родителями проведение тематического Новогоднего утренника; пополнение коллекции мнемотабличек по сезону “Зима”; проведение выставки детских (и совместно с родителями) работ – “Зимний вернисаж”; оформление совместно с детьми и родителями группового журнала “Почемучка”: раздел – “Вести из зимнего леса”. 3 этап – “Весенние сказки” (март – май 2011 г.): пополнение группового фотоархива “Калейдоскоп мгновений” фотографиями весенних занимательных дел; проведение совместного с детьми и родителями досуга “Весенняя сказка” (с совместным групповым чаепитием); оформление группового журнала “Почемучка”; создание презентации по теме проекта: “В гости к временам года”. |
Применение метода проектов в образовании детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения
- Романченко Елена Хамитовна, воспитатель
Разделы: Работа с дошкольниками