Цели урока: образовательные – в ходе творческой, самостоятельной, групповой работы актуализировать знания о состоянии природной среды в городе и способах сохранения здоровья, развивающие – формировать навыки самостоятельного анализа информации, обобщать и применять их на практике, воспитательные – воспитывать активную позицию, ответственное отношение к природе и своему здоровью.
Оборудование: компьютер, мультимедийная система, для каждой группы ватман, фломастеры, клей, ножницы, фотографии домов, парков, деревьев, детей, спорта и т. п.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие.
2. Новая тема.
Тема нашего урока: “Думай глобально – решай локально…”
Беседа.
Мы часто слышим: “Глобальные экологические проблемы”.
Что вы понимаете под термином глобальные?
Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединённых усилий, совместных действий всех государств и народов.
Какие глобальные экологические проблемы вам известны?
Решением глобальных экологических проблем занимаются международные экологические организации: МСОП, ЮНЕСКО, Гринпис и другие.
Цель – добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания общественности и властей.
А что может сделать каждый из нас для решения этих проблем?
Решение любой экологической проблемы направлено на защиту окружающей среды, а значит на сохранения нашего здоровья.
(Подвести к значимости здоровья)
Здоровье формируется под влиянием четырёх основных факторов:
- наследственности – 20%, здравоохранения 10%;
- окружающей среды – 20%, образа жизни – 50%.
Сохранение здоровья в условиях города с учетом различных экологических факторов – это та локальная проблема, над которой мы с вами сегодня будем работать.
Перефразируя народную мудрость, можно сказать:
“Каждый человек в своей жизни должен построить дом, посадить дерево и вырастить ребенка”.
- И не важно, какой дом, главное, чтобы он был любимым
- И не важно, в какую пору оно самое красивое, главное, чтобы к нему относились с любовью
- И не важно, девочка это или мальчик, главное, чтобы рядом всегда были любящие папа и мама.
Для того чтобы вырастить ребенка, здорового ребенка, необходимо вести здоровый образ жизни и следить за чистотой окружающей среды.
Цель урока…
Поэтому сегодня мы будем
способы сохранения здоровье в
условиях города
Предлагаю вам поработать над темами проектов:
- “Экологически безопасный дом”
- “Озеленение города”
- “Здоровый образ жизни”
- В проекте “Экологически безопасный дом”
Для этого вы будете работать в группах
строители, экологи, медики (раздать коробки, в
которых текст, фломастера, клей, ножницы,
тематические картинки)
Опираясь на ваши знания по химии, физике,
биологии, используя подобранный для вас текст
(Приложение 1), в рекомендациях вам необходимо
ответить на вопросы:
Вам необходимо ответить на вопросы:
- Какие материалы выбрать для строительства дома?
- Какие материалы выбрать для внутренней отделки дома?
- Какую безопасную мебель выбрать для дома?
- В проекте “Озеленение города”
Вам необходимо ответить на вопросы:
- Какие факторы учитывают при планировке озеленения города, школы?
- Значение зеленых насаждений?
- Наиболее выносливые виды растений к загрязнению среды?
- Какие ядовитые растения нельзя сажать в школе?
- В проекте “Здоровый образ жизни”
Вам необходимо ответить на вопросы:
Какие различают виды здоровья?
Основные причины смертности россиян?
Назовите способы сохранения здоровья.
На работу отводится 10 минут. Успехов.
Работа в группах под музыку.
3. Физ. минутка.
4. Защита проектов.
Учащиеся вывешивают, получившийся плакат, отвечают на вопросы и дают свои рекомендации по проекту.
5. Итог урока
Сегодня вы изучили возможности “Сохранения здоровья в условиях города”.
Решая локальные проблемы, мы приближаемся к решению глобальных.
Думаю, что знания, полученные на уроке, вам пригодятся в жизни. И вы сможете создать ваш личный экологически чистый дом.
6. Домашнее задание.
Подготовить сообщения о глобальных экологических проблемах.
Анализируя эти проблемы, хочется, чтобы вы помнили:
Все тесно связано вокруг,
Примеры мы не будем множить,
Цветка ты не заденешь вдруг,
Чтобы звезды не потревожить!
Задание для группы экологов.
Вопросы:
- Какие факторы учитывают при планировке озеленения города, школы?
- Значение зеленых насаждений?
- Наиболее выносливые виды растений к загрязнению среды?
- Какие ядовитые растения нельзя сажать в школе?
Озеленение города
Одной из основных экологических проблем г. Краснодара является загрязнение воздуха, вызванное автомобильным транспортом.
Озеленение города учитывает ряда факторов. Это и климатическая зона, почвы, рельеф, гидрология участка, ассортимент деревьев и кустарников, устойчивых для роста в условиях города. Значение имеет жилые строения, численность проживающего населения, его возрастной состав.
Велика роль зеленых насаждений в очистке воздуха городов. Они увлажняют, обеззараживают, очищают воздух от вредных газов и пыли.
Дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трёх человек. С 1 м2 газона испаряется до 200 г/ч воды, что значительно увлажняет воздух. Пыль, увлекаемая нисходящими токами воздуха, оседает на листьях. Один гектар деревьев хвойных пород задерживает за год до 40 тонн пыли, а лиственных – около 100 тонн.
При озеленении территорий города применяют следующие газо- и пылеустойчивые деревья:
А) древесные породы: Дуб черешчатый, Береза плакучая, Ива вавилонская, Клен полевой, Клен белый, Клен американский, Тополь туркестанский, Тополь канадский.
Б) хвойные породы: Ель колючая, Сосна белая, Можжевельник казацкий
Но самым полезным деревом при нашей загазованности остается тополь – его пух очищает воздух от канцерогенов. Что касается аллергии, то ее причиной становятся вовсе не он, а другие травы, цветущие одновременно с ним.
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях""
3.1. Территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. Озеленение территории предусматривают из расчета не менее 50 % площади его территории. При озеленении территории не используют деревья и кустарники с ядовитыми плодами в целях предупреждения возникновения отравлений обучающихся.
Ядовитые растения: белена черная, дурман обыкновенный, болиголов большой, красавка обыкновенная. Вызывают до 70 % отравлений, воздействуя на нервную систему.
Задание для группы строителей.
Вопросы:
- Какие материалы выбрать для строительства дома?
- Какие материалы выбрать для внутренней отделки дома?
- От каких материалов лучше отказаться?
- Какую безопасную мебель выбрать для дома?
Бывает, что вернувшись домой, в свое уютное “гнездышко”, человек начинает мучиться головной болью, чихать, кашлять, некомфортно себя чувствовать. Нередко причина таких недугов — экологически опасные отделочные материалы искусственного происхождения.
Для строительства домов лучше использовать экологичные строительные материалы: дерево, камень, кирпич, плитку, кровельную черепицу, пенобетонные блоки, материалы, изготовленные из алюминия, кремния.
Некоторые синтетические материалы выделяют в окружающее пространство пары, состоящие из различных химических веществ: фенола, формальдегида, толуола, способствующих возникновению целого букета хронических заболеваний.
Лучше отказаться от изделий из ПВХ и ДСП, так как они опасны для здоровья.
ПВХ-продукты изготовлены из поливинилхлорида — опасного яда, способного разрушать нервную систему и вызывать раковые заболевания. Особенно опасен ПВХ при сжигании.
ПВХ — весьма распространенный пластик. В квартире он чаще всего встречается в виде линолеума (исключая некоторые дорогие марки), виниловых обоев, пластиковых оконных рам. ПВХ может быть заменен деревом, металлом, стеклом, “бесхлорной” пластмассой.
Многие производители линолеума уже заменили ПВХ на резину и другие материалы. Не забудем также, что пол всегда можно покрыть деревянным паркетом. Оконные рамы из ПВХ легко заменить на цельнодеревянные или алюминиевые.
Вместо виниловых обоев лучше покупать бумажные, а для ванной и кухни выбрать кафель (или водостойкую водоэмульсионную краску — этот вид краски достаточно экологичен).
Безопасной является мебель из дерева. Нежелательно покупать мебель из ДСП. Древесно-стружечные плиты (ДСП).ДСП выделяет вредные для здоровья формальдегид и фенол.
Прежде чем помещать в комнату мебель из ДСП, помните следующее:
Формальдегид официально признан канцерогеном, то есть веществом, способным вызывать раковые заболевания. Это бесцветный и сильно пахнущий газ. Мебель из ДСП категорически запрещается ставить к батарее.
Если вы не можете отказаться от использования такой мебели, при покупке обязательно требуйте сертификат ее качества (гигиенический сертификат).
Если квартира уже заставлена мебелью из ДСП, чаще проветривайте комнаты, а со временем постарайтесь ее заменить.
Задание для группы медиков.
Вопросы:
- Какие различают виды здоровья?
- Основные причины смертности россиян?
- Назовите способы сохранения здоровья.
Существует три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное (социальное):
Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе.
Здоровье формируется под влиянием четырёх основных факторов:
наследственности – 20%,
здравоохранения 10%;
окружающей среды – 20%, образа жизни – 50%,
Стало известно, что в России (в 2010 г.) проживает 142 миллиона 905 тысяч человек. Численность населения РФ за период с 2002-го по 2010 год сократилась на 1,6%.
Доля мужчин составила 46,3% (66,2 млн), женщин — 53,7% (76,7 млн)
Средняя продолжительность жизни мужчин 57 лет, женщин -72 года. Основные причины высокой смертности заболевания сердечно – сосудистой системы, онкологические заболевания, болезни легких.
Сохранению здоровья способствует “ Здоровый образ жизни”, который включает:
- Отказ от вредных привычек (алкоголь, табакокурение, наркотики).
- Оптимальный двигательный режим (зарядка, ходьба, занятия спортом, турпоходы).
- Рациональное питание. Учитывайте срок годности, состав продуктов (не содержащие ГМО, пищевые добавки Е).
- Закаливание (воздухом, солнцем, водой – постепенно, постоянно).
- Профилактический мед.осмотр.
- Личная гигиена (охрана труда и отдыха).
- Положительные эмоции (семья, интересная работа, активная жизненная позиция, хобби, увлечения).
- Высоконравственное отношение (любовь) к окружающим людям, обществу, природе.