Педагогические особенности адаптации ребенка в школе

Разделы: Начальная школа


Одной из наиболее острых проблем современной педагогики остаётся проблема стойкой неуспеваемости и трудной школьной адаптации.

Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения успешной учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Это связано с возрастными особенностями младших школьников и особенностями организации обучения.

Во-первых, поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Это и огромная радость, но и гордость и, одновременно очень нелегкий и ответственный период в жизни ребенка. С поступления ребёнка в школу изменяется привычный стиль его жизни. Вся его деятельность превращается из процессуальной (деятельности ради процесса) в результативную (направленную на результат). Теперь ребёнок должен надолго откладывать свои непосредственные желания, не просто писать, а написать по всем требованиям, подчиняться многочисленным “нельзя”. Адаптация ребёнка к этим сложным условиям невозможна без их внутреннего эмоционального принятия.

Во-вторых, поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста. Младший школьный возраст является важным рубежом становления положительной мотивации учения. Именно в младшем школьном возрасте формируются основные компоненты учебной деятельности и происходит такая перестройка мотивационно-потребностной сферы учащегося, что ведущими, доминирующими побуждениями становятся учебно-познавательные мотивы. Перестройка мотивации учения неразрывно связана с положительным восприятием ситуации учения.

В-третьих, отношение учащегося начальных классов к себе базируется на успешности результатов учения как ведущего вида деятельности. Самооценка ребёнка этого возраста гармонична и гармония строится вокруг оценки учебного труда. Если ученик считает себя успешным в учёбе, то от уверен в своей смелости, доброте и других положительных качествах. Если же его успехи в учёбе скромные, то он низко оценивает себя и в других сферах жизнедеятельности и не уверен в наличии положительных качеств.

В-четвёртых, начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Начальная школа призвана систематизировать знания учащихся об окружающем мире, о самом себе и сформировать базовые познавательные навыки, развивать умения учащихся. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Выполнение этих задач возможно лишь в том случае, когда ребёнок чувствует себя в классе комфортно, желает работать. Чтобы помочь ученику, пришедшему из дошкольного учреждения в школу, по возможности быстро и безболезненно адаптироваться в новых условиях, чувствовать себя комфортно в школе, высвободить у него имеющиеся интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для продолжения успешного обучения и полноценного развития, педагогам, работающим в первых классах, необходимо:

  • знать особенности индивидуального развития ребёнка, его возможности и потребности, и, в соответствии с этим помочь ребёнку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник -нешкольник);
  • ввести понятие оценки, самооценки и различные её критерии;
  • научить ребёнка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);
  • подготовить родителей к новой роли – родителя школьника;
  • помогать ребёнку сформировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения на новом этапе обучения.

Изменяется содержание внутренней позиции детей. Она в переходный период в большей степени определяется взаимоотношением и другими людьми, прежде всего со сверстниками. Дети в период адаптации ведут себя по-разному; некоторые бывают очень шумными, “носятся” по коридорам, отвлекаются на уроках. Другие очень робки, стараются держаться в стороне, незаметно, при малейшей неудаче, замечании плачут, может быть, чрезмерное возбуждение, даже агрессивность. Может возникнуть нежелание идти в школу. При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела.

Таким образом, одна из основных задач в работе с детьми младшего школьного возраста -– способствовать более благополучному процессу адаптации в школе. Педагогу необходимо знать и применять на практике приемы и методы, содействующие преодолению возникающих адаптационных затруднений первоклассников, обеспечивающие более быстрое включение ребенка в учебную деятельность и содействующие общему развитию ребенка и сохранению его здоровья.

Под адаптацией детей в школе обычно понимается процесс привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новому для него окружению, новым условиям жизни. Но ребёнок в школе должен адаптироваться, прежде всего, к особенностям усвоения знаний в условиях урока. Урок характеризуется определённым типом организации учебного процесса, когда учитель строго ограничен временем, учебной программой и в большей степени ориентируется на класс в целом.

Первоначальный этап пребывания в школе как раз и есть период социально-психологической адаптации ребёнка к новым условиям. Результат адаптации – адаптированность, которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности.

Приспосабливаясь к школе, организм ребенка мобилизуется. Но следует иметь в виду, что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны. Дети далеко не одинаково легко “вживаются” в новые условия. Можно выделить три уровня адаптации детей в школе:

1. Высокий уровень адаптации.

Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложнённые задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам); общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.

2. Средний уровень адаптации.

Первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает, сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда); общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

3. Низкий уровень адаптации.

Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль; систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха; для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких отношений не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Для того, чтобы период адаптации к школе прошёл у ребёнка относительно легко, очень важно, чтобы взаимоотношения в семье были хорошими, отсутствовали конфликтные ситуации и к тому же у самого ребёнка должен быть благоприятный статус в группе сверстников.

Неправомерные методы воспитания в семье, неудовлетворённость в общении, неадекватное сознание своего положения в группе сверстников, конфликтные ситуации в семье, отрицательный стиль отношения учителя, конфликты между родителями и учителем – всё это затрудняет вхождение ребёнка в новую полосу жизни.

Итак, как ребёнок будет учиться, станет ли радостным и счастливым этот период в жизни семьи или вскроет ранее невидимые трудности, всё это зависит от подготовленности ребёнка и его семьи к новым условиям. Поэтому психологи ставят на первый план психологическую готовность ребёнка к школе.

Даже горя желанием подготовить своего ребёнка к школе, родители нередко сталкиваются с трудностями. Следует помнить, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации, приспособления к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих не только в начальной школе и в старших классах, и именно у них чаще всего отмечается нарушение состояния здоровья и, прежде всего, нервно-психической сферы.

Необходимыми предпосылками успешной адаптации к школе является уровень физического и функционального развития ребёнка, состояние его здоровья, но эти показатели определяет врач, а родителям важнее знать причины задержки развития ребёнка.

Они чрезвычайно разнообразны. Одной из них может быть наличие не-благоприятных факторов в раннем развитии, таких, как неблагополучная бе-ременность и роды, родовые травмы, тяжёлые заболевания, перенесённые ребёнком на первом году жизни и в раннем детстве. Всё это, безусловно, приводит к задержке созревания различных систем организма.

Причиной неготовности к обучению может быть плохое состояние здоровья ребёнка, так как частые заболевания ослабляют организм, снижают его функциональные возможности, а значит, такой ребёнок будет очень быстро утомляться, работоспособность его будет снижена и учебная нагрузка окажется не по силам.

Причиной неготовности к обучению может быть не только сам ребёнок, особенности развития его организма, но и неблагоприятные условия, в которых он растёт и развивается. Особенно неблагоприятно на развитии детей отражается воспитание в обстановке постоянных конфликтов, ссор, страха, безнадзорности, при пьянстве одного или обоих родителей. В подобных семьях, как правило, совсем не обращают внимания на развитие детей. Они часто с раннего возраста страдают выраженными нарушениями со стороны нервно-психической сферы, что проявляется в задержке речевого, психического и моторного развития. У таких детей всегда много школьных трудностей. Они бывают, робки или, наоборот, чрезмерно возбудимы, недостаточно самостоятельны в работе, не всегда чётко понимают, что от них требуется. У них обычно снижена работоспособность и отмечается высокая утомляемость. Такие дети с трудом “высиживают” урок, не могут сосредоточиться на задании, рассеяны, беспокойны.

Таким образом, адаптация к школе – сложный и длительный процесс, очень напряжённый и ответственный. Успешность адаптации зависит от многих факторов, но прежде всего от состояния здоровья и степени готовности к школе. Хорошо зная своего ребёнка, родители могут предвидеть трудности этого периода, а значит, сделать всё, чтобы облегчить процесс адаптации.

В 6–7 лет невротизирующий фактор заключается в нервно-психической перегрузке в связи с обучением в школе, повышенными требованиями к отметкам и чрезмерным контролем за приготовлением уроков со стороны родителей, а также с проблемами педагогической адаптации к школе.

Таким образом, процесс протекания адаптационного периода у первоклассников – залог их успеваемости и эмоционального состояния, а, значит и здоровья на весь период обучения в школе. Успешность процесса адаптации в школе во многом определяется состоянием здоровья ребенка. В зависимости от состояния здоровья адаптация к школе, к изменившимся условиям жизни может протекать по-разному. Для успешной адаптации учащимся необходимо управлять и своим поведением в новых жизненных условиях. Основные проявления психологической адаптации – взаимодействие (в том числе и общение) человека с окружающими людьми и его активность. Процесс психологической адаптации проходит каждый человек в ходе своего индивидуального развития и профессинально-трудового становления результатом, которого является адаптированность личности к различным социальным ситуациям.

Таким образом, можно сделать вывод о негативном влиянии тревожности на адаптацию к школе и успеваемости учащихся 1-х классов. Для снижения уровня тревожности, с целью создания успешной адаптации, педагог должен обеспечить ребёнку сферу успеха и самореализации, ввести максимально щадящий режим в сфере неуспеха, учитывать данные диагностических исследований в процессе воспитания и обучения.

Таким образом, главная особенность развития ребенка в период адаптации к обучению в школе – это изменение как его объективного положения в обществе, так и субъективного переживания ребенком своего нового социального статуса. Уровень объективных и субъективных возможностей ребенка соответствовать своему новому статусу “школьника” и обуславливает степень сложности адаптационного к школе периода.

Успешная адаптация учащихся к учебному коллективу требует от педагога создания оптимальных условий, обеспечивающих реализацию индивидуальных творческих потенций каждого учащегося.

Первоочередной задачей психологической службы школы в этот период жизни детей становится своевременная диагностика успешности протекания адаптационного процесса, что позволит уже на старте школьной жизни выделить и качественно проанализировать основные успехи и трудности ребенка и составить ориентированную на его проблемы программу психологической помощи.

Литература:

  1. Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам / Под ред. А.Г. Хрипковой. – М., 1982.
  2. Безруких, М.М. Знаете ли Вы своего ученика? / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. – М., 1991.
  3. Попова Н.М. Шестилетние в школе и дома. – М., “Медицина”. 1988.
  4. Раттер М. Помощь трудным детям. Перевод с английского О.В.Баженовой, Г.Г.Гаузе. – М., – “Прогресс”. 1987.
  5. Устинова Э.В. Программа организации адаптационного периода учащихся муниципального образовательного учреждения. Завуч. – Начальная школа, 2003.