Цели урока: обогащать словарь детей за счёт новых слов о растениях леса, активизировать словарь детей, обобщать слова в группы “грибы”, “ягоды”.
Коррекционно-образовательные задачи: обогащать представления детей об окружающем мире, расширять представления о грибах, дать понятия ядовитые и съедобные грибы, активизировать словарь детей за счёт существительных – “боровик, лисичка, подосиновик, мухомор”, прилагательных – “съедобный, ядовитый”.
Коррекционно-развивающие задачи: активизировать речевую деятельность детей, работать над силой голоса, речевым дыханием. Развивать зрительное и слуховое внимание.
Коррекционно-воспитательные задачи: формировать у детей стойкий интерес к совместной деятельности со взрослым человеком, формировать навыки общения, добрые чувства к окружающим.
Оборудование: предметные картинки с изображением ягод, грибов, музыкальный центр, компьютер.
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением ядовитых и съедобных грибов.
Ход деятельности
1. Организационный момент.
Логопед приглашает детей в кабинет, звучит веселая музыка и появляется игрушечный мишка. Мишка – игрушка приглашает ребят прогуляться по осеннему лесу, звучит плавная музыка, дети ходят по кабинету и дышат (вдох носом, выдох ртом, следим за животом, на вдохе – живот надуть, при выдохе – втянуть). Логопед говорит: “Мишутка весело шагает, лапки выше поднимает, и на пяточках шагает, кверху носик поднимает. Миша прыгает, не плачет по тропинке словно мячик. На носочки Мишка встал и животом дышать он стал”.
2. Игра “Что нашел наш Миша”.
Дети рассматривают корзину с грибами, называют грибы. (Это боровик, это лисичка. Это мухомор). Логопед объясняет Мише, что мухоморы собирать нельзя, так как это ядовитые грибы. Загадывает загадку про мухомор – “Шляпка красная в горошек, воротник на тонкой ножке. Этот гриб красив на вид. Но опасен, ядовит”. Слайд.
3. Игра “Съедобный-ядовитый”.
Мишка говорит: “Ой, как же я в лесу найду съедобные грибы? Помогите мне, ребята, соберите мне только съедобные грибы. (Дети ходят под музыку “по лесу” и собирают съедобные грибы) Слайд.
4. Игра “Сделай, как я”.
Логопед просит присесть детей на полянке и отдохнуть. Проводится общая артикуляционная гимнастика. Гимнастику логопед проводит вместе с артикуляционной игрушкой Мишкой.
- “Улыбка” – растянуть губы в улыбку.
- “Трубочка” – вытянуть губы вперёд.
- “Чередуй” – чередование упражнений “улыбка” – “трубочка”.
- “Зайка” – обнажить верхнюю губу.
- “Зайка сердится” – выдвинуть нижнюю челюсть.
- “Чередуй” чередование упражнений “зайка” и “зайка сердится”.
- “Зайка жует морковку” – частые движения сомкнутыми губами вверх – вниз.
5. Игра “Чьё – моё”.
Логопед объясняет детям, что Миша, собираясь в лес, взял из группы чьи – то вещи, давайте рассмотрим вещи и определим чьи они. (“Тапки чьи?” – кто-либо из детей: “Мои”. “Чья шапка?”. Дети отвечают: “Моя.”)
6. Игра “Где грибок?”.
Логопед ставит грибы (муляжи) в разные места кабинета и предлагает детям поискать их. (“Вова, где ты нашел лисичку? ” Отвечает Вова – “Около дерева”. Отвечает Соня: “Около стула.”)
7. Речь с движением.
Логопед предлагает детям поиграть в игру с Мишкой и повеселиться. “Про грибы”. – “Этот гриб на толстой ножке ищут на лесных дорожках (ходьба по кругу, наклоны вниз), как прекрасен он на вид и зовется – боровик”. (Дети останавливаются, приседают, руки над головой).
8. Игра “4-й лишний”.
Логопед предлагает еще раз поучить Мишу различать съедобные грибы от ядовитых и предлагает детям поиграть в неё (предлагаются изображения грибов – подосиновик, лисичка, боровик, мухомор). Дети выделяют мухомор, как ядовитый гриб. (Закрепление материала.) Слайд.
Предлагается мнемотаблица на слайде для закрепления материала. Миша загадал нам загадку:
Слайд.
Изображение контура гриба и дерева, под которым растет. | Большой и маленький гриб. |
Цвет шляпки, ножки. | Кастрюля или перечёркнутая кастрюля. |
Примерная загадка: “Это гриб. Растёт под осиной. Он большой. Шляпка красная, ножка серая. Мама его кладёт в суп или жарит”.
9. Игра “Подарок Мише”.
Логопед спрашивает детей: “ Что для Миши всего милей и вкусней в лесу, какая ягода?” Дети отвечают: “Малина.” Раскрашивание изображений малины. ( Развитие пальцевой моторики.)
10. Оценка.
Логопед просит детей попрощаться с Мишей, Миша хвалит детей за старание. Дети под весёлую музыку выходят из кабинета.