Цель: продолжить работу над словами, у которых нет окончаний.
Задачи:
- организовать участие детей в действиях интриги с целью решения интеллектуальных задач;
- формировать умение поиска информации в учебных словарях (толковом, обратном, иллюстрированном);
- учить составлять предложения с неизменяемыми словами иностранного происхождения, различать формы слова иностранного происхождения;
- учить распределять работу с соседом по парте и учитывать позицию собеседника.
Оборудование: ИКТ: компьютер, проектор, экран, лазерный диск со слайдами к уроку (Приложение 1); учебники «Русский язык», «Окружающий мир» со словарями.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Чистописание
ууу ууу
3. Актуализация знаний
(Кто?) Пони гуляет в сквере* Т
Я видел маленьких (кого?) пони.
В зоопарке я любовался (кем?) пони.
– Каким, словом является пони в первом
предложении? А в третьем?
– На что вы обратили внимание в первом
предложении?
– Загляните в словарик и найдите значение слова
сквер. Что оно обозначает?
– Нашему герою Мише нужно помочь определить, где
слово пони стоит в единственном числе?
Помогите ему.
– Почему ты так думаешь?
– А где слово пони стоит во множественном числе?
– Можешь это доказать?
– А где непонятно в каком числе стоит это слово?
– Изменился ли внешний вид слова пони, когда оно
стояло в единственном и во множественном числе? А
при смене вопросов?
– Что вы можете сказать об этом слове? (У него
нет окончания)
3. Сообщение темы урока
– Попробуйте, сформулируйте тему урока
4. Работа по теме урока
а) Работа с учебником стр. 44 упр.17
– О чем говорит нам условное обозначение от Я
до А? (О том, что мы будем работать с обратным
словарем)
– Прочтем задание.
б) Работа с обратным словарем
– Откройте обратные словари выберите все слова
на букву У и запишите их в тетради
– Подчеркните данную букву. Расставьте ударение.
– Прочтем эти слова орфоэпически
верно(Чтение хором)
зебу
какаду
эму
кенгуру
– Эти слова пришли к нам из других языков. У
всех этих слов нет окончаний.
Попробуйте доказать это. При помощи трех
важных слов.
Есть зебу
Нет зебу
Дал зебу
– Изменилось ли слово? Нет. Значит, это о чем говорит?
Физминутка
Вот, начали вести игру.
Зебу, Эму, Кенгуру,
Шимпанзе и Какаду.
Бегут, ползут, летят, идут.
И вместе все вслух счет ведут.
– Один, два – выше голова
Три, четыре – руки шире.
Поднесли к плечам, обратно
Удивительно приятно!
Пять, шесть – всем присесть.
в) Работа с хрестоматией «Окружающий мир»
Описание животных в словаре (Чтение по цепочке)
ЗЕБУ Слайд 4
КАКАДУ Слайд 5
ЭМУ Слайд 6
КЕНГУРУ Слайд 7
г) Работа в парах
Сочини и запиши предложение с любым из этих
слов.
Подчеркни главные слова и узнаешь, каким главным
или неглавным является данное слово в
предложении.(Обсуждение, запись в тетради)
д) Проверка
5. Рефлексия
– Что сегодня на уроке вы запомнили самое
важное?
– Назовите слова, которые не имеют окончание.
6. Домашнее задание
– Тетрадь для самостоятельной работы №1 упр.№
10, стр. 9
– Учебник с.44 упр182 пр.