Слова-названия предметов, у которых нет окончаний

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цель: продолжить работу над словами, у которых нет  окончаний.

Задачи:

  • организовать участие детей в действиях интриги с целью решения интеллектуальных задач;
  • формировать умение поиска информации  в учебных словарях (толковом, обратном, иллюстрированном);
  • учить составлять предложения с неизменяемыми словами  иностранного  происхождения, различать формы слова иностранного происхождения;
  • учить распределять работу с соседом по парте и учитывать позицию собеседника.

Оборудование: ИКТ: компьютер, проектор, экран, лазерный диск со слайдами к уроку (Приложение 1); учебники «Русский язык», «Окружающий мир» со словарями.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Чистописание

ууу  ууу

3. Актуализация знаний

Слайд 1

(Кто?)  Пони гуляет в сквере* Т
Я видел маленьких (кого?) пони.
В зоопарке я любовался (кем?) пони.

– Каким, словом является   пони в первом предложении? А в третьем?
– На что вы обратили внимание в первом предложении?
– Загляните в словарик и найдите значение слова сквер. Что оно обозначает?
– Нашему герою Мише нужно помочь определить, где слово пони стоит в единственном числе?  Помогите ему.
– Почему ты так думаешь?
– А где слово пони стоит во множественном числе?
– Можешь это доказать?
– А где непонятно в каком числе стоит это слово?
– Изменился ли внешний вид слова пони, когда оно стояло в единственном и во множественном числе? А при смене вопросов?
– Что вы можете сказать об этом слове? (У него нет окончания)

3. Сообщение темы урока

– Попробуйте, сформулируйте тему урока

Слайд 2

4. Работа по теме  урока

а) Работа с учебником стр. 44 упр.17

– О чем говорит нам условное обозначение от Я до А? (О том, что мы будем работать с обратным словарем)
– Прочтем задание.

б) Работа с обратным словарем

– Откройте обратные словари выберите все слова на букву У и запишите их в тетради
– Подчеркните данную букву. Расставьте ударение.
– Прочтем эти слова орфоэпически  верно(Чтение хором)

Слайд 3

зебу  
какаду
эму
кенгуру

– Эти слова пришли к нам из других языков. У всех этих слов нет окончаний.
Попробуйте доказать это. При помощи  трех важных слов.

Есть зебу
Нет  зебу
Дал зебу

– Изменилось ли слово? Нет. Значит, это о чем говорит?

Физминутка

Вот,  начали  вести игру.
Зебу, Эму, Кенгуру,
Шимпанзе и Какаду.
Бегут, ползут, летят, идут.
И вместе все вслух счет ведут.
– Один, два – выше голова
Три, четыре – руки шире.
Поднесли к плечам, обратно
Удивительно приятно!
Пять, шесть – всем присесть.

в) Работа с хрестоматией «Окружающий мир»

Описание животных в словаре  (Чтение по цепочке)

ЗЕБУ                   Слайд 4

КАКАДУ            Слайд 5

ЭМУ                    Слайд 6

КЕНГУРУ           Слайд 7

г) Работа в парах

Сочини и запиши предложение с любым из этих слов.
Подчеркни главные слова и узнаешь, каким главным или неглавным является данное слово в предложении.(Обсуждение, запись в тетради)

д) Проверка

5. Рефлексия

– Что сегодня на уроке вы запомнили самое важное?
– Назовите слова, которые не имеют окончание.

6. Домашнее задание

– Тетрадь для самостоятельной работы №1 упр.№ 10, стр. 9
– Учебник с.44 упр182 пр.