В 2011 году исполняется 50 лет со дня первого полёта человека в космос. 12 апреля 1961 года советский корабль – спутник “Восток” с Ю.А.Гагариным на борту вышел на околоземную орбиту. Это событие ознаменовало начало космической эры. Проект и его защита были приурочены к юбилею первого полёта человека в космос. Проект способствовал расширению знаний детей об освоении космоса, имел большое воспитательное значение. Материалы данного проекта могут быть использованы учителями (на уроках окружающего мира) и во внеклассной деятельности для воспитания чувства гордости за свою Родину, её научные успехи, вклад в достижения мировой космонавтики.
Цель проекта:
Исследовать историю развития отечественной космонавтики от первых пилотируемых кораблей, выхода человека в открытый космос, исследования Луны до многоцелевых пилотируемых орбитальных комплексов. Сформировать у детей понятие, что освоение космоса – национальное достижение России.
Оборудование:
Мультемидийный проектор, модель “Луноход СК-2002”, модель космического корабля, модель космического скафандра, карты созвездий, заготовки звёзд из цветного картона (с двойным скотчем-липучкой), конверты с “Тайными знаниями”, разноцветные бумажные звёздочки, ватман, клей, ножницы, фотографии детей.
1 урок
Вступительное слово учителя:
Ребята, в 2011году отмечается 50 лет со дня первого полёта в космос. Кто из Вас знает, когда произошло это событие? (12 апреля 1961г.)
А кто назовёт имя первого космонавта планеты? (Ю.А. Гагарин). Человечество прошло длинный путь проб и ошибок. Человека всё время тянуло туда, в безбрежное воздушное пространство. Среди легенд сохранилась история о Дедале и его сыне Икаре. Отец сделал крылья, а сын не просто полетел, но захотел быть ближе к Солнцу. Смерть в легенде не остановила человека в его исканиях. Первый летательный аппарат пытался изобрести и даже создал чертёж первого парашюта гениальный художник и изобретатель Леонардо да Винчи.
Вы провели исследование, задача которого состояла в том, чтобы узнать, как прошёл человек конечный этап этого пути-пути покорения космического пространства.
Ребята представят свои исследования в виде сообщений, презентаций, а так же представят к защите свои проекты космической ракеты, скафандра, лунохода.
Его называли чудаком, неисправимым мечтателем. А он, обыкновенный учитель, стоял у истоков создания космонавтики, разработал теорию реактивного движения. Презентацию о жизни и деятельности К.Э.Циолковского представляет Воронцова Дарья.
(Представление презентации “Отец космонавтики”, см. приложение “презентации детей”)
Учитель:
Первым на околоземной орбите оказался не человек, а животные. О таких необычных космонавтах собаках Белке и Стрелке, побывавших в космосе и вернувшихся целыми и невредимыми, расскажет Мушегян Лала.
(Сообщение о Белке и Стрелке)
Учитель:
Его имя стало известно всему миру 12 апреля 1961года. Он начал новую эру в жизни человечества. 108 минут его полёта перевернули мир. После его полёта все мальчишки и даже некоторые девчонки поголовно захотели стать космонавтами. Презентацию, посвящённую первому космонавту планеты, представляет Горячева Дарья.
(Представление презентации “Гагарин”, см. приложение “презентации детей”)
(Физкультминутка)
Учитель:
Человеку мало было преодолеть земное притяжение. Оно стремится узнать всё больше и больше. Учёные параллельно с изучением Земли устремили свои взгляды к спутнику нашей планеты Луне. Первые летательные аппараты в 60-годы штурмовали Луну. Рассказ о программе освоения спутника Земли, о первых луноходах представит Сокол Коля. Так же Коля защитит модель Лунохода, которую он сконструировал сам.
(Рассказ о программе освоения Луны и защита своей модели лунохода-СК-2002)
Учитель:
В космосе побывали не только мужчины, но и женщины. И первой женщиной-космонавтом была наша соотечественница В.Н.Терешкова. Своё исследование её жизни и полёта представит Романова Алёна.
(Сообщение о В.Н.Терешковой)
Учитель:
Вторым космонавтом, увидевшим Землю из иллюминатора своего космического корабля Восток-2, стал Г.С.Титов. О нём расскажет Микеров Илья. Он же представит для защиты модель своего космического корабля многоразового использования.
(Сообщение о Г.С.Титове и защита проекта космического корабля)
Учитель:
Человек преодолел земное притяжение, а через несколько лет вышел в открытый космос. Первым космонавтом, осуществившим путешествие в открытое космическое пространство, стал А.А.Леонов. Презентацию об этом событии представит Яковлев Иван.
(Презентация о выходе человека в открытый космос “Леонов”, см. приложение “презентации детей”)
Учитель:
Особая одежда, которую используют космонавты в полёте, скафандр и космический комбинезон, постоянно усовершенствуется. Чичин Саша воссоздал космический комбинезон, при этом усовершенствовав его, и практически сконструировав свой комбинезон, который он сейчас представит.
(Защита проекта космического комбинезона и презентация “Скафандр– прошлое и настоящее”, см. приложение “презентации детей”).
2 урок
I часть
“Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна”.
М.В. Ломоносов.
Учитель:
Бездонное ночное небо и далекие звезды всегда обладали таинственной притягательной силой. Древние цивилизации пытались разгадать строение мира. Они наделяли манящие звезды неземной красотой и божественными свойствами, Так создавались мифы, предания и легенды о звездах, созвездиях.
Сейчас, в современном мире у нас есть телескопы, мы запускаем космические корабли в космос. Так же сейчас есть компьютеры и множество разной техники для наблюдения за звездным небом.
Кто знает, как называется наука, которая изучает планеты и звезды, называется? (астрономия.)
Планеты находятся на разном расстоянии от Земли, некоторые очень и очень далеко.
А какие две планеты самые близкие к Земле вы знаете? ( Венера и Марс)
Древние люди могли только смотреть на ночное небо, наблюдать за звёздами, рисовать созвездия, которые открывали во время таких наблюдений. Давайте перенесемся далеко в прошлое и попробуем, как и древние люди открыть новые созвездия и внесем их на карту ночного неба.
Перед тем как зайти в класс, ребята достают с закрытыми глазами разноцветные звёздочки (красные, жёлтые, зелёные, синие). Таким образом, они делятся на команды. Каждая команда занимает свой стол, соответствующий цвету звезды. Затем команды выбирают капитанов и название команды. Например: Восток, Мир, Салют, Союз.
Учитель:
Перед тем, как отправиться в космическое путешествие проверим вашу готовность.
Учитель проводит викторину, задача которой проверить знания детей, в том числе полученные на предыдущем уроке.
- Назовите отца-основателя космонавтики. Что спроектировал этот человек (К.Э.Циолковский, реактивный двигатель0овите отц-основателя космонавтикий проверить знания детей, в том числе полученные на предыдущем уроке )
- Назовите животных, побывавших в космосе и успешно возвратившихся из полёта? (собаки Белка и Стрелка)
- Когда был совершён первый полёт в космос, сколько по времени он продолжался, сколько витков вокруг Земли совершил космический корабль? (12 апреля 1961г., 108 минут)
- Имя первого космонавта планеты (Ю.А.Гагарин)
- Кто первым из советских космонавтов осуществил выход в открытый космос? (А.А.Леонов)
- Как называли не пилотируемые космические аппараты, побывавшие на Луне? (Луноходы)
- Кто назовёт имя первой женщины-космонавта? (В.Н.Терешкова)
- Вторым космонавтом планеты был? (Г.С.Титов)
- Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой полёт, сколько времени продолжался полёт? (Восток-1, 108 минут)
- Сколько времени продолжался первый выход человека в космос? (12 минут)
- Как называется современная международная орбитальная станция, принимающая сейчас международные космические экспедиции? (Мир)
- Как назывался космический корабль российского производства, который, побывав в космосе, успешно приземлился? (Буран).
За каждый правильный ответ команде вручается звёздочка (треугольник, квадрат и т.п.), соответствующая цвету данной команды.
Подводятся итоги викторины путём подсчёта звёздочек, полученных командами за правильные ответы.