Правописание безударных гласных в корне слова. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Технологическая карта урока

Этапы урока

Действия      учителя

Действия ученика

Планируемые результаты

1. Организационный момент Объявление темы урока. Восприятие  темы урока.  
2. Словарно-орфографическая работа Формулирование задания на кодировку словарных слов.
Организация работы с толковыми  словарями.
Перевод числовых знаков в буквенные.
Выдвижение гипотез.
Работа со словарями.
Применять умение чтения шифрованной информации. Выдвижение гипотезы по значению слова, сравнение своей гипотезы со словарным значением.
– использование ИКТ; Обобщение высказываний детей и сообщение новых сведений. Демонстрация видеоинформации и аудиовизуального ряда. Сопоставление. Пополнение словарного запаса.
– работа в тетради; Формулирование задания:
– записать словарные слова в алфавитном порядке;
– найти незнакомое слово в орфографическом словаре, списать. Поставить в словах ударение, подчеркнуть безударную гласную
 Работа с орфографическим словарём.
Запись в тетради словарных слов.
В процессе практической деятельности осваивать принцип построения орфографического словаря. Практическое применение навыков работы со словарём.
– обработка текстовой информации; Формулирование задания:
– прочитать пословицы;
– объяснить их;
– выделить основные качества;
– записать любую пословицу.
Чтение пословиц.
Объяснение смысла пословиц.
Запись в тетради.
Умение обобщать полученную текстовую информацию. Умение выражать свои мысли.
3. Физкультминутка
4. Работа по теме урока Формулирование задания:
– прочитать, вставить пропущенные буквы и слова;
– записать полученные предложения,
– объяснить написание слов. Организация игр и заданий.
Чтение четверостишья.
Объяснение написания слов, запись в тетради.
Отгадывают загадки, делят слова на слоги. Проверяют безударные гласные.
Прогнозировать наличие определенных орфограмм.
Обосновывать написание слов.
5. Домашнее задание Формулирование задания:
– подобрать и записать однокоренные слова к слову ОВЁС, узнать значение этих слов в словаре.
Запись в дневниках.  
6. Рефлексия Организация  работы учащихся по самооценке. Самоанализ. Умение учащихся объективно оценивать свою деятельность.

Цель: практическое применение знаний  детей находить и проверять безударные гласные в корне слова.

Задачи:

  • обучение самостоятельному решению поставленных проблем путём наблюдения над языковыми фактами;
  • формирование навыка работы со специальной и справочной литературой;
  • развитие умения работать с текстовой информацией, прогнозировать наличие определенных орфограмм, моделировать в ходе коллективной работы алгоритм применения орфографических правил.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Поздороваться с гостями, проверка рабочего места. Запись числа, классная работа.

2. Словарно-орфографическая работа

а) – Ребята, я зашифровала  словарные слова. Определите способ кодировки. С его помощью найдите новое словарное слово.

17   26   6   15   10   24   1     (пшеница)
21   18   16   8   1   11            (урожай)
16   3   7   19                          (овёс)

– Что такое овёс?
– Давайте посмотрим какое определение дают нам толковые словари. (Работа по группам)

б) Демонстрация видеоряда (Приложение)

Овёс – яровой злак, зёрна которого обычно идут на корм лошадям и изготовление крупы.(Слайд 2)
Дикий овёс засорял посевы пшеницы и очень часто вытеснял её. Когда-то овёс считали сорной травой (Слайд 3)
Но несмотря на это овёс обладает лечебными свойствами (Слайд 4)
– диетический продукт;
– выводит шлаки из организма;
– обладает лечебными свойствами при воспалительных заболеваниях;
– сок из свежего и зелёного овса оказывает общеукрепляющее действие, помогает при нарушении сна, а так же при отсутствии аппетита после болезни.
Во многих западных странах из овса готовили всем нам знакомую овсяную кашу. Там она стала утренней, здоровой и полезной пищей. (Слайды 5, 6)
В России издавна готовили из овса кисель, но в отличие от фруктовых киселей – овсяный кисель – кислый. (Слайд 7)

в) – Вернёмся к словарным словам. Запишите эти словарные слова в алфавитном порядке. Написание нового слова посмотрите в словаре. (Работа с орфографическим словарём).

Проверка. Дети объясняют постановку ударения, что запомнить. Запись на доске.

– Об овсе сложено немало пословиц.. Прочитайте некоторые из них (Слайд 8)

  • Сей овёс, когда босая нога на пашне не зябнет.
  • Овёс и сквозь лапоть прорастёт.
  • Овёс хоть любит воду да впору.

– Как вы понимаете эти пословицы?
– О каких новых качествах овса вы узнали? (Чтобы овёс дал хороший урожай, надо его сажать вовремя, когда в земле много влаги, овёс – неприхотливое растение, его ростки могут пробиться даже сквозь твёрдую землю.)
 – На следующей строке запишите одну из пословиц.

г) Зрительная гимнастика

3. Работа над темой

а) – Сегодня мы продолжим работать над безударными гласными в корне слова. (Слайд 9)

На доске:

БОР, ВЕТЕР, КЛЁНЫ, СОВЁНОК.

– Что вы можете сказать об этих словах? (Сущ., число, род)

Всю ночь кр..чал _____________
В т...инственном ______________.
И за   …кошком _______________
К…чались на _________________.

– Прочитайте, вставьте пропущенные буквы и слова. Запишем то, что получилось. Подчеркните вставленные буквы. На какую орфограмму все эти слова?
– Как проверить, правильно ли вы написали эти слова?
– Что вы можете сказать о проверочных словах?
– Какие слова мы называем однокоренными?

б) Игра «Скажи быстро!»

– Я называю слово, а вы должны быстро назвать проверочное:

ТРОПА,  ГОРА, ТРАВА, СТЕНА, ПОЛЯ, ХОЛМЫ, РЕКА, КОСМОНАВТ, САДОВНИК, СТАРИК, ЗВЕРИНЫЙ, ГРИБОК, ПОЧТАЛЬОН

– Как проверяли?

в) «Отгадай загадки!» (2 человека вызываются к доске)

– Запишите отгадки, разделяя слова для переноса.

Лежит верёвка,
Шипит плутовка.
Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (Змея)

На солнышке сидит
И усами шевелит.
Разомнёшь его в ладони –
Золотым зерном набит. (Колос)

Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели. (Дерево)

Утром падаю всегда
Не дождинка, не звезда.
И сверкаю в лопухах
На окошках и лугах. (Роса)

Проверка.

– Какое слово лишнее? (Змея)
– Почему? (Нельзя переносить)
– Что общего во всех этих словах? (Есть безуд. гл. в корне)
– Как проверить?

4. Домашнее задание

– Подобрать однокоренные слова к слову ОВЁС, посмотреть их значение в словаре.

5. Рефлексия

– Какую букву мы запоминали в слове ОВЁС? 
– Приготовьте три карандаша – красный, синий, зелёный.  Если вам сегодня на уроке было легко работать, вы всё понимали, то составьте и нарисуйте узор из буквы О красным карандашом, если у вас возникали некоторые трудности, то ваш узор нарисуйте синим цветом. А если вам сегодня было трудно, то узор – зелёный.