Литературные игры как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий

Разделы: Начальная школа


Методика работы в начальной школе за последнее десятилетие претерпела серьёзные качественные изменения и вышла за общепринятые модели обучения и воспитания. Введение ФГОС является отражением социального заказа, рассматривается как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством.

«Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.» [5, c.62]

Литературное чтение – осмысленная, творческая духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений.

ФГОС определяют, что «коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.» [5, c.65]

К коммуникативным действиям относятся:

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
– постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
– разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
– управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Развитию коммуникативных универсальных учебных действий во многом способствуют литературные игры и внеурочные занятия театральной студии. Предлагаю описание проведения литературных игр, апробированных на занятиях детского объединения «Театральный вернисаж» и занятиях курса «Литературное чтение». Данные игры способствуют формированию коммуникативных универсальных учебных действий.

Вид игры

Описание проведения игры

Игра «Мой домашний любимец» Смысл этой игры – рассказать сказку, в которой главным героем было бы животное, которое живет у вас дома. Пусть ребенок внимательно осмотрит вашего любимца, понаблюдает за его повадками, за его привычками, за тем, как он двигается, за тем, с кем он любит общаться, а с кем – нет. Пусть ребенок сочинит сказку про встречу этого персонажа со своим братом или с другим представителем мира фауны. Как они встретились, что между ними произошло, какой разговор и о чем. И чем закончилась эта встреча.
Выбор героя, который может подвигнуть малыша на сочинительство, – это ваше право. И собака, и кот, и попугайчик, и рыбки, и хомячок – буквально все обитатели «домашнего зоопарка» имеют реальную возможность стать еще и обитателем сказки.
Игра «Напиши письмо писателю»

Даже если ребенок пока еще не владеет грамотой и не умеет писать, он может сочинить это письмо вместе с вами устно. Пусть расскажет. Как мама подарила ему книжку, какой она была – большой или маленькой? Как он рассматривал в ней картинки, какие они были, понравились ли ему, кого изображали? О чём рассказала эта книжка, какие там были герои, кто из них был хорошим, а кто не очень, и почему. Попросите, чтобы ребёнок дал как можно больше ответов на вашу устную «экскурсию» по новой книге. Можно даже записать какие-то выражения, высказанные ребёнком, на листе бумаги и пообещать ему действительно опустить письмо в почтовый ящик.

Игра «Второстепенный персонаж». Суть игры – пересказ известной сказки словами второстепенного персонажа. Вот как, например, будет звучать пересказ сказки «Репка» словами мыши. Как мы все помним, мышка там появляется самойпоследней. Но зато без нее не могло бы состояться глав вытаскивание репки из земли.
– Моя норка находится как раз под грядкой, на которой выросла эта огромная репка. И вот в одно прекрасное осеннее
утро я была разбужена топотом ног и криками; «Эй, ухнем! Еще разик, ещё раз».
Что это было? Япобежала, вылезла из норки и посмотрела: дед, бабка, Жучка и Мурка, вцепившись друг в друга, старательно дёргали эту огромную редьку из земли. Она так крепко вросла в землю, что они уже все вспотели, а она – ни с места. Они уж дергали-дергали, в моей норке весь потолок от их усердий осыпался. Так и пришлось им меня звать. Послали за мной Мурку. Я, понятно дело, сначала испугалась. Представляете, всовывается в мою норку кошачья голова и орет: «Мяу! Мышка, где ты?» А потом, когда она меня позвала репку из земли тянуть, я долго отказывалась, говорила, что мне некогда...
Попробуйте сами досочинить, что могло произойти дальше, ведь конец этой истории всем хорошо известен.
Вот и многие другие сказки можно пересказать совершенно по-иному – от лица второстепенного персонажа. Увидите, как по-новому они станут выглядеть.
Игра «Сообрази!» 1. Представьте, что вы – космонавты. Вы прилетели на незнакомую планету, где вас поразил необычный пейзаж. Попросите описать то, что увидит ваш взгляд на новой планете. Для примера можно прочитать детям отрывок из какого-нибудь фантастического рассказа, например, писателя Рэя Брэдбери, где он описывает картину, открывшуюся путешественникам, прилетевшим на Марс: «Невысокие марсианские горы, придавленные тяжестью тысячелетий, древние города, затерянные в лугах, будто хрупкие детские косточки, раскиданные в зыбких озерах трав…И по ночам под луной, в пустынном море трав, где уже двадцать тысяч лет, точно забытые шахматы, белели марсианские города, дул и дул неотступный ветер».
2. Представьте что, приземлившись на незнакомой планете, вы встретились с ее обитателями. По их повадкам видно, что они дружелюбно настроены, только не понимают вашего языка. Как вы попытаетесь с ними объясниться? Попробуйте сделать это мимикой, жестами или еще какими-нибудь способами".
Игра «Живые картины» Мимически представить эпизод из знакомой книги, чтобы другие игроки смогли угадать, о каком произведении идёт речь. Для этой цели удобно воспользоваться сюжетами из басен И.А. Крылова – «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей», «Квартет», «Слон и Моська» и другие.

На ступени начального общего образования важным средством организации понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения и отображаемой действительности является инсценирование произведения.

Педагогические приёмы, направленные на формирование коммуникативных универсальных учебных действий на примере занятия детского объединения «Театральный вернисаж».

1. Приветствие участников занятия по закону группы

Дети стоят в кругу, держат друг друга за руки и обращаются друг к другу: «Приветствую тебя, Снежанна,…..» Каждый ребёнок может задать вопрос другому: «Какое у тебя сегодня настроение?»

2. Разминка

Упражнения для языка. При выполнении дети смотрят в зеркала

«Лопата» – вытягиваем язычок, язычок «проснулся рано утром и потянулся».
«Маятник» – язычок движется от уголков губ вправо и влево, подобно маятнику, язычок «решил сделать зарядку.
«Желобок» – бока языка загнуты вверх, как будто стремятся к верхним боковым зубам.
«Чашечка» – боковые края языка и его кончик загнуты вверх.
«Шарики» – массируем мышцы изнутри, язычок «чистит зубки».
«Завтрак» – движения, характерные пережевыванию пищи.
«Лошадка» – цоканье язычком, язычок «отправился на работу»

3. Упражнение со звуками

По дороге язычок встретил змею, муху, шмеля, кошку, ворону, маленькую мышку (дети издают звук, подобный шипению змеи, рычанию волка, медведя и т.д.).

4. Скороговорки

Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали, зубы сразу же сломали.

5. Подбор музыкального сопровождения героя

Ребята сопоставляют звучащую музыку и своего героя, делают выбор.

6. Прощание по законам группы

Дети стоят в кругу, держат друг друга за руки и обращаются друг к другу: «До новых встреч, Алёна,…..».

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Литературные игры на учебных занятиях, во внеучебной деятельности являются приоритетным средством формирования коммуникативных универсальных учебных действий, так как каждый ребёнок по своей индивидуально выстроенной учителем траектории овладевает навыками сотрудничества, монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Библиографический список:

  1. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты.– М.: Первое сентября, 2004
  2. Бугаева З.Н. Открой в себе гения. Развитие устной речи и дикции.– М.: «БАО – ПРЕСС», 2005.
  3. Одарённые дети. Под редакцией Бурменской Г.В. – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.
  4. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников. – М.: «Аркти», 2001. – 160.
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].–2?е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. –
    204 с.
  6. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=3650