В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированное на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается изменениями в педагогической практике. Конец XX – начало XXI века требует от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, способность решать многочисленные задачи производственного и гражданского поведения.
В настоящее время начальная школа заинтересовалась развивающим обучением Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, цель которого – обеспечение условий для развития ребёнка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития, а не объекта педагогических воздействий педагога. Изменения в жизни школы должны учитываться и в детском саду. Поэтому, в детском саду используется новые формы организации образовательного процесса. Не смотря на это, перенос школьной педагогики в детский сад не допустимо.
Основной вид деятельности дошкольника – игра, поэтому в работе с воспитанниками используются все виды игровой деятельности. Главная задача этих игр – дать возможность детям применить имеющиеся знания и навыки. Новый подход в образовательном процессе – это организация деятельностного восприятия учебного материала. По признанию психологов, игре предшествует исследовательская деятельность. Взяв игрушку в руку, ребёнок сначала её исследует, а затем познаёт возможности игровых манипуляций. Поэтому организация именно исследовательской деятельности одна из ведущих форм развития познавательной деятельности дошкольника, которая внедряется в практику ДОУ.
Как уже говорилось, дети рождаются с потребностью познания, которое происходит посредством органов чувств: чем больше они сформированы, тем активнее процесс познания. Отсюда вытекает основная задача современного педагога: сохранить познавательный интерес и преобразовать его в мыслительную и творческую деятельность.
Эта работа начинается с малышей, но раннее развитие – это не усвоение ребёнком энциклопедических знаний, наоборот, сформированное желание искать новую информацию, систематизировать её, активно применять на практике, анализировать результаты, размышлять, изобретать. Эти ЗУНы не для воспитания гениальности, а для того, чтобы у ребёнка были инструменты для изучения мира, для выбора своего пути, для возможности самовыражения.
Именно в дошкольном возрасте активно развивается познавательная деятельность, и насколько успешно, зависит от развития таких психических процессов как развитие восприятия информации, развития внимания и произвольной регуляции деятельности, развития памяти.
Развитие восприятия информации. Основное восприятие информации (90%) – зрительное восприятие. В зависимости от возраста ребёнка, восприятие также изменяется и развивается, но оно отлично от восприятия взрослого человека. В 6-7 лет наступает переломный момент в развитии системы зрительного восприятия. Именно в этом возрасте различные зоны коры головного мозга начинают специализированно анализировать и обрабатывать поступающую информацию.
В этом возрасте процесс восприятия характеризуется особенностями, которые надо учитывать. Одна из них – это недостаточное умение произвольно регулировать процесс восприятия, т.е. действовать по инструкции, и затруднения при выделении наиболее существенных элементов поступающей информации, особенно если она не интересна для ребёнка. Поэтому, любая воспитательная и образовательная цель достигается легче, если ребёнок чувствует её важность, значимость для себя. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал: «Ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная эмоциями. Поэтому, если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы обучения, всегда позаботьтесь о том, чтобы эти реакции оставили эмоциональный след в ученике. (…) Эмоциональные реакции оказывают существенное влияние на все решительно формы нашего поведения и на все моменты воспитательного процесса».
Развитие внимания и произвольной регуляции деятельности. Внимание – одна из важнейших психофизиологических функций, обязательное условие результативности любого вида деятельности, будь то восприятие реальных предметов и явлений или мыслительные операции с числами, словами, образами. Роль внимания – готовность к деятельности и её избирательной организации в соответствие с конкретными задачами и потребностями.
У каждого ребёнка по-разному проявляется внимание: кто-то легко отвлекается, кто-то увлекается и так, что не реагирует на окружающее. Внимание может компенсировать небольшие дефекты других функций – памяти, восприятия. И, наоборот, при дефиците внимания мало что может помочь, а дефект будет проявляться всё заметнее по мере взросления и необходимости решения более сложных задач. Внимание – союзник ребёнка при обучении, в процессе любой работы, в развитии познавательной деятельности. Внимание как союзник проявляет себя в активации, мобилизации всех средств, для достижения поставленной цели, поддержания активности, пока цель не будет достигнута. Не менее важна другая особенности внимания – подавление тех видов активности, которые не имеют отношения к поставленной цели и реализуемой в данное время деятельности.
О произвольности деятельности. К концу дошкольного периода ребёнок обретает способность осуществлять планирование ближайших действий и организовывать их в соответствие с задачами, которые ставит взрослый, даже если они не совпадают с желаниями ребёнка. Однако эта способность ещё не стойка. Большую помощь ребёнку в этот период оказывает речевая активность: использование речи как средство регуляции своих действий, решения проблемы сначала в речевом плане, а затем претворять найденное решение в жизнь, инструктировать себя во время выполнения поставленной задачи.
У старших дошкольников устойчивость внимания не велика, особенно при выполнении умственных действий. Со временем внимание становится более устойчивым, но этот процесс происходит не сам по себе. Созревание функций мозга дают основу для развития внимания, а развивается оно во время учебной деятельности, где важно руководство взрослого. Внимание организуется не только внешними инструкциями, но и внутренними стимулами и потребностями. Поэтому важно формировать у старших дошкольников лично значимую мотивацию учебно-познавательной деятельности. Только сделав учение эмоционально привлекательным, а ребёнка – активным, заинтересованным участником познавательного процесса, можно совершенствовать внимание и самоорганизацию своего труда.
Развитию внимания способствует воспитание самостоятельной активности, когда ребёнок сам выделяет учебную задачу и находит способ её решения. Поэтому надо создавать поисковые ситуации, а не слепо зазубривать материал.
Развитие памяти. Память ребёнка непроизвольно фиксирует всё новое, яркое, эмоционально окрашенное. Однако непроизвольное запоминание не пассивное, не случайное. В процессе игры ребёнок прочно фиксирует в памяти те объекты, которые не старался запомнить, поэтому игра, на начальном этапе обучения, остаётся эффективным средством интеллектуального развития. Но в последствие возникает у ребёнка потребность произвольного запоминания учебного материала. Переключение памяти от непосредственного запоминании, присущего дошкольникам, к запоминанию конкретной смысловой задачи, свойственному младшему школьному возрасту. Этому должны соответствовать приёмы запоминания, направленные на осмысление знаний, а не формальное их заучивание. Но многие родители, педагоги требуют запоминания без понимания. Как выше было указано при рассмотрении восприятия, такой подход не отвечает функциональным возможностям ребёнка, а значит тормозит развитие его исследовательских, творческих задатков и личности в целом.
Подробно останавливаясь на особенностях психических процессов и их развитии, хотелось показать важность организации именно исследовательской деятельности, как одной из ведущих форм развития познавательной деятельности дошкольника, которая внедряется в практику ДОУ. Реализация новых ФГТ возможна при использовании новых форм работы в ДОУ, таких как, исследовательская деятельность, поисковая, экспериментальная, проектная.
Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности.
Например, наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, т.к. при помощи наблюдения происходит восприятие хода работы и её результатов. Но, само наблюдение может происходить и без эксперимента.
Такие же взаимоотношения между экспериментом и трудом. Труд может не быть связан с экспериментом, но эксперимент без выполнения трудовых действий не бывает.
Указанные связи – двусторонние. С одной стороны, наличие трудовых навыков и навыков наблюдения создаёт благоприятные условия для экспериментирования. С другой стороны, экспериментирование, которое вызывает большой интерес у ребёнка, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи, которое прослеживается на всех этапах эксперимента. Развитие речи происходит при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном. Здесь также прослеживается двусторонний характер взаимоотношений:
- Умение чётко выразить мысль облегчает проведение опыта.
- Пополнение знаний при проведении опытов способствует развитию речи.
Взаимосвязь экспериментирования и изобразительной деятельности прослеживается тоже двусторонняя:
- Чем больше развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента.
- Чем глубже изучать объект в процессе эксперимента, тем точнее ребёнок передаст детали в изобразительной деятельности.
Взаимосвязь экспериментирования и формирование элементарных математических представлений:
- Проведение эксперимента приводит к необходимости считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Что даёт математическим знаниям реальную значимость и способствует их осознанию.
- Владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности: чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи не настолько ярко выражены.
Список литературы:
- Н. Рыжова. Лаборатория в детском саду и дома. М.: Линка-пресс, 2009.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс, 2008.
- Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. Волгоград: Учитель, 2010. (Из серии «Для воспитателей ДОУ. Библиотечка «Детство»)
После семинаров проводился Педагогический совет (см. Приложение 1).