Задачи:
- Познакомить детей с Красной книгой, растениями и животными, которые занесены в нее.
- Развивать мышление, наблюдательность.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Наглядность: макет Красной книги; рисунки растений и животных, которые занесены в Красную книгу; сообщения детей.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Объяснение нового материала
У. Сегодня мы отправимся в путешествие
по страницам Красной книги.
Вероятно, каждый из вас слышал о ней, но не многие
знают ее историю.
В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло (недалеко
от Парижа) на международной конференции был
основан Международный союз охраны природных
ресурсов – МСОП.
Его главной задачей было выявление видов
животных, а позднее и растений, которые
находились на грани исчезновения и требовали
незамедлительной заботы человека (так же нужны
были рекомендации по их спасению).
Тогда была создана специальная комиссия службы
спасения, Эта служба спасения составляла мировой
список с пояснениями, в который входили животные
и растения, находившиеся на грани исчезновения,
и редкие виды. В этом списке нужно было
указать причину такого состояния. И ученые
решили назвать этот список Красной книгой.
Как вы думаете, почему назвали именно Красной
книгой, а не желтой, синей?
Д. Красный цвет – это значит внимание,
стоп, не губите эти растения, не убивайте этих
животных.
– Красный цвет – это сигнал опасности.
У. Да, поэтому и решили назвать эту книгу Красной. Красная книга – не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.
На доске стоит макет Красной книги. Учитель открывает первую страницу.
У. Внимательно прочитайте. Для чего нужна Красная книга?
Д. Из Красной книги мы узнаем, какие
виды животных и растений в опасности.
– Красная книга советует, как сохранить эти
редкие виды растений и животных.
– Призывает изучать эти виды и предупреждает об
их исчезновении.
У. Абсолютно точно. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она еще раз переиздавалась. Ребята, как вы думаете, почему она переиздавалась.
Д. Наверное, появились еще виды
животных и растений, которые находятся на грани
исчезновения.
– Может быть, ученые узнали больше о том или ином
виде.
– Появилась новая информация.
У. Молодцы! Это действительно так.
Красная книга – это документ временного
действия, потому что условия обитания животных и
растений меняются и все новые и новые виды могут
оказаться в катастрофическом положении. Вместе с
тем усилия, предпринимаемые человеком,
свидетельствуют зеленые листы Красной книги, то
есть эти животные и растения уже спасены.
В Красной книге есть классификация растений и
животных.
Учитель открывает новую страницу Красной книги
На доске:
К исчезающие В
Л сохраняющиеся И
А редкие Д
С неопределенные Ы
С восстанавливающиеся
И
Ф
И
К
А
Ц
И
Я
У. Прочитайте на какие группы разделены виды животных и растений.
Дети читают.
– Первая группа.
Д. Исчезающие виды.
У. Это быстро сокращающиеся виды животных или растений, которые уже невозможно спасти без введения специальных мер охраны. Следующая группа.
Д. Сокращающиеся виды.
У. Эти виды встречаются в количествах достаточных для выживания, но их численность очень быстро сокращается. Теперь мы узнаем про…
Д. Редкие виды растений и животных.
У. Эти виды не находятся под угрозой вымирания, но встречаются очень редко; на ограниченных территориях, поэтому могут вскоре исчезнуть. Четвертая группа…
Д. Неопределенные виды.
У. Как вы это понимаете?
Д. Наверное, те, которые мало изучены учеными.
У. Да, это малоизвестные виды животных,
возможно, они находятся под угрозой, но так как
нет достаточной информации, то нельзя оценить, к
какой группе по данной классификации они
относятся.
Какая следующая группа?
Д. Восстанавливающиеся виды.
У. Как вы думаете, что это за виды.
Д. Вы говорили, что те растения и животные, которых удалось спасти, были занесены на зеленые страницы, наверное, их отнесли в группу восстанавливающихся.
У. Замечательно. Учеными были приняты меры по охране животных, в результате их численность стала возрастать. Ребята, первый вариант Красной книги был сделан в виде календаря. Сведения об исчезающих видах помещались на красных страницах, сведения о сокращающихся видах – на желтых, о редких видах – на белых, о неопределенных видах – на серых, о восстанавливающихся – на…
Д. Зеленых страницах.
У. Животные и растения включены в Красную книгу не навечно, а с надеждой на то, что вследствие принятых охранных мер, они перестанут нуждаться в защите. Что же мы узнали, путешествуя по страницам Красной книги?
Д. Красная книга названа так потому, что красный цвет – сигнал опасности.
У. А что входит в Красную книгу?
Д. В нее занесены различные виды растений и животных, которым грозит исчезновение.
У. Ребята, объясните, почему Красная книга – это документ временного действия.
Д. Люди узнают что-то новое, а это нужно
внести в Красную книгу.
– Некоторые животные или растения уже не
нуждаются в защите, и они попадают на зеленые
страницы книги.
У. Верно. И так, Красная книга –
документ временного действия, по мере того как
растут наши знания о природе, она должна
пополняться сведениями и совершенствоваться.
Теперь мы открываем следующую страницу и читаем,
о чем же мы будем говорить.
Учитель открывает следующую страницу («Растения»)
У. В наши дни площади, занимаемые растительностью, непрерывно сокращаются. Исчезают или становятся редкими те или иные виды растений. А ведь растения выделяют в воздух кислород, который необходим для дыхания живых существ. Растения – это дом и пища для животных.
Д. Люди тоже используют растения.
– Мы употребляем их в пищу.
– А из хлопка и льна мы получаем ткань.
У. Конечно. Сейчас мы с вами посмотрим иллюстрации растений, занесенных в Красную книгу.
Комментирует учитель и ученики, которые готовили сообщения.
Д. Кубышка – многие из вас видели это растение. Красивые желтые цветки чуть поднимаются над поверхностью воды. Листья этого растения крупные, плотные, они плавают на воде. Цветок кубышки находится на длинной цветоножке, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоема. Обрывание цветов кубышки приносит большой вред, так как через место разрыва внутрь растения попадает вода. А это приводит к загниванию подводной части растения. Затем погибает все растение.
У. Следующее растение – венерин башмачок. Это растение широко распространено в Европе и Азии.
Д. Недалеко от Москвы было обнаружено растение венерин башмачок. Это довольно крупное растение, с крепким стеблем и толстым ползучим корневищем. На стебле 3-4 листа, цветков 1-2, редко 3. Это растение предпочитает хорошо увлажненные почвы. Этот цветок ловушка для насекомых, заставляет их опылить себя. Жуки, мухи, пчелы залетают внутрь цветка. Оттуда очень трудно выбраться. Когда насекомые выберутся оттуда на волю, они оставляют принесенную ими пыльцу на цветке. Насекомое поднимается все выше и выше, ближе к свету. Но тут выход сужен, и когда оно протискивается в этот выход, то та пыльца, которая была на цветке, налипает на брюшко насекомого. Слабые насекомые так и прилипают к цветку, а те, кто посильнее, выбираются, уставшие, и на некоторое время теряют способность двигаться.
У. Вот видите, какое интересное растение. А это что за растение?
Д. Колокольчик.
У. В Красную книгу занесено 12 видов колокольчиков.
У. Ребята, почему в наши дни сокращаются площади, занимаемые растениями?
Д. Люди срывают растения, топчут их.
– Многие растения погибают, и у них нет
возможности размножаться.
У. Как вы должны вести себя, находясь на природе?
Д. Нужно ходить только по тропинкам,
чтобы не топтать растения.
– Не рвать лесные и полевые цветы.
У. Замечательно. А теперь открываем следующую страницу («Животные»)
У. Животные играют огромную роль в природе: без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям. Как вы думаете для чего?
Д. Все животные очень красивые и
интересные.
– Мы употребляем их в пищу.
– У некоторых животных ценный мех.
У. Совершенно верно. Вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных.
Д. Для животных леса, реки и озера – это их дом.
У. Верно. А о ком мы сегодня будем
говорить, мы узнаем, когда перевернем страницу.
Д. О зверях.
Сообщение ученика о белом медведе.
Д. Я хочу рассказать о белом медведе. Белые ледяные просторы, ни травинки, ни былинки круглый год. В таких условиях живет владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный хищный зверь на Земле. Живет он долго, почти 40 лет. У него нет постоянного дома. Когда медведице приходит пора стать матерью, она отрывает в сугробе берлогу и, свернувшись «калачиком», ждет рождения медвежат. А пока этот день настанет, метели и бури покрывают берлогу снежной крышей, толщина которой больше метра.
У. Следующий ученик расскажет о тигре.
Д. В семействе диких кошек тигр самый крупный зверь. Тело его длиной до 4 м, 25% от туловища составляет длина хвоста. Тигр весит около 390 кг. Тигрица миниатюрнее самца. Тигр – бродяга – одиночка. Питается в основном крупнокопытными животными. Суточный поход тигра – 20-30 км. Тигрицы только во время родов и выхаживания молодняка задерживаются на одном месте. А вообще тигры постоянных убежищ не имеют. Тигры очень чистоплотны. В течение дня много времени уделяют своему туалету, вылизывая шерсть на теле. Тигрица – мать не строит специального убежища. Она выбирает пещеру для гнезда.
К доске выходят дети, подготовившие сообщение о журавлях.
Д. В нашей стране обитает семь видов
журавлей: серый, красавка, канадский,
даурский, черный, белый, или стерх, японский (показывает
фотографии).
Всего в мире 14 видов журавлей. Японский, даурский,
черный и белый журавли – все указаны на
страницах Красной книги. Эти птицы находятся под
угрозой исчезновения. Пока не поздно, журавлей
надо спасать. Журавли разных видов имеют много
общего. Они стройны, у них длинные ноги, длинные
шеи, большой клюв.
У. Как вы думаете, для чего им такой клюв?
Д. Они добывают им насекомых, семена, зерна.
У. (называя ученика) Дополни, пожалуйста, ответы ребят.
Д. Моллюсков, мелких грызунов, корни растений, ягоды и молодые побеги. В 2-3 года журавли образуют пары и уже никогда не расстаются. Гнезда они строят на земле. Журавлиха откладывает два яйца, которые насиживает в течение месяца. Журавль в это время несет службу зоркого часового. Птенцы, выбравшись из яйца, уже способны стоять на ножках. Глазки у них открыты. При малейшей опасности они умело маскируются и делают короткие перебежки. Первые 1,5 месяца журавлята щеголяют в оранжевых и желтых «кафтанчиках», а к осени они оперяются, начинают летать и готовиться к первому путешествию.
3. Подведение итогов
У. Последняя страничка осталась («Насекомые»)
У. В Красную книгу внесены не только
звери и птицы, но и насекомые, и многие другие
животные.
Подведем итог. Для чего нужна Красная книга?
Д. Красная книга нас информирует,
какие растения и животные в опасности.
– Она призывает изучать природу.
– Эта книга предупреждает, что то или иное
растение или животное в беде. Его нужно охранять.
У. Ребята, почему те или иные виды животных, растений попадают на страницы Красной книги?
Д. Люди рвут цветы, а потом их
выбрасывают. Растение погибает.
– А еще когда ходишь не по тропинкам, то
вытаптываешь растения.
– Многие люди любят охотиться.
– Некоторые занимаются браконьерством и
истребляют много животных.
У. Молодцы! Вы все поняли.