Систематизация знаний о способах обозначения мягкости согласных на письме и переносе слов с мягким знаком в середине

Разделы: Начальная школа


Цели урока: развивать умение обозначать мягкость согласных на письме, перенос слов с мягким знаком в середине, воспитывать аккуратность.

Наглядность и оборудование: учебник, демонстрационная таблица, карточки

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы и цели урока

2. Проверка домашнего задания

3. Словарно-орфографическая работа

а) Словарный диктант:

Быстро, весело, воробей, петух, сорока, завод, машина, карандаш, ягода, девочка, пальто, одежда.

б) Работа с фразеологическим оборотом «Как сыр в масле кататься»

– Сыр и масло издревле были символами благополучия и сытости. «Как сыр в масле кататься» – это значит жить в довольстве, достатке и благополучии, ни в чем себе не отказывая.

Мама медведица тащит малину,
Баночка меда – любимому сыну.
А медвежонок лежит, улыбается:
Он словно сыр в масле катается

Физкультминутка

4. Работа над изученным материалом

– Отгадайте загадки, отгадки разделите для переноса.

Он в сапожках красных ходит,
Из воды сухим выходит,
Шею важно выгибает,
Криком»га-га-га» встречает. (Гусь.)

Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро. (Ма-ляр.)

То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе!
Продырявит море. (Утюг.)

Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль, и сор. (Пы-лесос, пыле-сос.)

Бьют Ермилку по затылку,
Он не плачет,
Только носик прячет. (Гвоздь.)

– Назовите слова, которые не разделили для переноса? Почему?
– Составьте словосочетания, соединяя слова из левого и правого столбика. Напишите их, разделяя слова с мягким знаком в середине для переноса.

стальная                            ветер
старенький                       огоньки
ясная                                 портфель
большое                            село
морская                             зорька
яркие                                 игла
сильный                            галька

– Как перенести слово с мягким знаком в середине?

5. Запись текста под диктовку

Ольга шла по улице и упала. Девочка сильно ушибла руку. Идет кровь. Боль все сильнее. Ольга идет в больницу.

– В первом и во втором предложении найдите главные члены и подчеркните их.
– Что такое главные члены предложения?
– Что такое подлежащее? На какой вопрос отвечает? Что обозначает?
– Что такое сказуемое? На какой вопрос отвечает? Что обозначает?
– В четвертом и пятом предложениях подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
– Какие буквы обозначают мягкость согласного звука?
– Запишите только те слова, в которых пишется мягкий знак в середине слова.

Пальто, кустик, коньки, речка, песня, почта, восьмой, речной, жильцы, медведь, зверьки.

– Разделите текст на предложения. Вставьте пропущенные буквы.

Лес вздохнул и затих птицы больше не крич…т белка укач…ла своих бельч…т все ж…вое  спит.

7.  Итог урока