Трудно интонируемое детское пение как теоретическая и практическая проблема

Разделы: Музыка


Предмет «Хор» в настоящее время в музыкальной школе совершенствуются. Методологи и методисты по музыкальному воспитанию, а также преподаватели хора как непосредственные практики осмысливают по-новому роль предмета «Хор» в современной школе. Многие специалисты склоняются к мысли о том, что музыкальность детей будет развиваться лучше, если с учащимися проводится активная профессиональная работа по развитию певческой культуры.

Однако в этом направлении немало трудностей. Главная среди них и острейшая – трудноинтонируемое пение. Причины неточного интонирования интересовали музыкально-вокальных деятелей уже в начале XX века. Так А.Л.Маслов, И.П.Пономарьков в процессе специального исследования пришли к следующим выводам: дети фальшиво интонируют по разным причинам. Одни просто невнимательны, у других недостаточная острота слуха, у некоторых детей чрезвычайно невелик диапазон чистого пения.

Сегодня этой проблемой занимаются многие известные в стране и в мире музыканты, хоровики, а именно: Д.Е.Огородов, Н.А.Метлов, В.Вюнш, Л.Г.Дмитриева, М.С.Осеннева, В.Емельянов, О.П.Радынова, А.Н.Зимина и др.

Проанализировав точки зрения этих специалистов, выделим следующие причины. Условно их можно квалифицировать на три группы:

  • Физиологические.
  • Психологические.
  • Влияние окружающей среды.

К первой группе относится одна из основных причин «гудения» – отсутствие координации между слухом и голосом.

Этой точки зрения придерживается ряд специалистов. Так, Д.Е.Огороднов в своей работе «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе» упоминает, что отсутствие координации между слуховым представлением и его воплощением голосом обусловлено «отставанием развития соответствующих частей коры головного мозга – это следствие того, что ребенок просто не справляется со своим голосовым аппаратом, не умеет правильно формировать певческий звук. Прежде всего, это относится к неумению использовать в пении головной резонатор. В результате затруднения в периферии отстает в развитии и центр»1. То есть, Огороднов Д.Е. считает, что одна из причин неточного интонирования – отсутствие координации между слухом и голосом, и объясняется это некоторым отставанием в развитии центральной нервной системы.

Также данную причину упоминает Н.А.Метлов – ведущий педагог-музыкант, исследователь в своей работе «Музыка – детям». Он считает, что дети, у которых «отсутствует координация между слухом и голосом, прекрасно слышат, но поют мелодию на кварту или квинту ниже, чем остальные. И, самое важное в работе с такими детьми научить их слышать себя и осознавать, правильно ли они поют мелодию»2.

Осеннева М.С. – педагог-музыкант, разрабатывая методику работы с детским вокально-хоровым коллективом, обращаясь к вопросу о причинах «гудения» и неточного интонирования, выделяет среди основных причин – «несогласованность между слухом и голосом»3 (т.е. «голос» не подчиняется ушам).

Второй причиной, относящейся к 1-й группе, является – нарушение строения голосового аппарата. Эту причину выделяют в своих работах более Н.А.Метлов, А.Н.Зимина, Н.Куликова. В частности, Метлов Н.А. сообщает, что детям с нарушением голосового аппарата необходимо вмешательство врача-ларинголога. Н.Куликова – преподаватель детской хоровой студии в г. Москве напрямую столкнулась с проблемой нарушения голосообразования, связанного с заболеваниями как бронхиальная астма, логоневроз, язвенный ларингит, олигофрения. Она считает, что этим детям полезно петь, и после систематических занятий следует исправление интонации и возможна профессиональная постановка голоса.

В книге А.Войновой «Развитие чистоты интонации в пении дошкольников», также подчеркивается, что чистота интонации в пении в большей степени зависит от того, как развит у детей музыкальный слух. Таким образом, третья причина 1-й группы – слаборазвитый музыкальный слух.

Следующая причина неточного интонирования, относящаяся к группе физиологических причин – это плохая артикуляция.

Об этом свидетельствует исследование Метлова Н.А.; наблюдая за своими воспитанниками, он приходит к выводу о том, что некоторым детям мешает плохая артикуляция, следствием чего является неправильное произношение отдельных звуков, слогов, слов, а в конечном итоге возникает фальшивое пение.

Последняя причина 1-й группы – низкий диапазон звучания голоса. Данной точки зрения придерживаются многие педагоги, в том числе О.Радынова – по начальному, дошкольному вокальному воспитанию детей, составитель учебника «Музыкальное воспитание дошкольников». Она считает, что «одна их причин неверной интонации – низкий диапазон звучания голоса. В этом случае помогает транспонирование мелодии в удобную для ребенка тональность. Если ему удается уловить рисунок мелодии и воспроизвести ее в удобной тесситуре, он может начать петь правильно и с другими детьмивысоком звучании. Постепенно его диапазон расширяется, начиная с примарных зон»4.

Таким образом, к первой группе причин «гудения» и неточного интонирования (к физиологической группе) относятся:

  1. Отсутствие координации между слухом и голосом.
  2. Нарушение строения голосового аппарата.
  3. Слаборазвитый музыкальный слух.
  4. Плохая артикуляция.
  5. Низкий диапазон звучания голоса.

Вторая группа причин неточного интонирования и «гудения» связана с психологическим состоянием и развитием детей. Подробно об этих причинах размышляет А.Н.Зимина. Она считает, что причины неточной интонации у каждого ребенка различны и индивидуальны. Но чаще всего встречаются дети, которые поют фальшиво из-за неустойчивого внимания, а также застенчивые дети, которые не привыкли показывать свои умения и навыки своим сверстникам или педагогу.

В.Вюнш – музыковед, психолог, после наблюдений и исследований выделил еще одну причину слишком низкого пения или «гудения» – внутренняя зажатость или «чрезмерная подверженность внутренних движений воздействию силы тяжести». В.Вюнш считает, что у детей младших классах необходимо развивать активный слух. Например, «если с детьми изображать руками движения крыльев летящей птицы, подражая ей адекватным образом, а затем, постепенно укорачивая, ограничивая движения, приводить их к внешнему покою, внутренне возрождая их пение, то вы много сделаете для того, чтобы у вас постепенно начали исчезать «гудошники» 5.

Таким образом, вторая группа – психологические причины неточного интонирования – включает в себя:

  1. Невнимательность.
  2. Застенчивость.
  3. Внутреннюю зажатость.

Как известно, на развитие человека немаловажное воздействие оказывает среда, общество, где он вращается. На музыкальное развитие ребенка эти факторы также оказывают активное влияние.

Н.А.Метлов считает, что «чистота интонации зависит от музыкального окружения ребенка. Если родители дома поют, играют на музыкальных инструментах, дети стараются подпевать, их вокально-музыкальные данные развиваются. Если же условия не благоприятствуют музыкальному развитию ребенка, его музыкально-вокальные данные задерживаются в развитии и могут проявиться в результате планомерной музыкально-педагогической работы»6.

То есть, музыкальность общения ребенка в семье играет немаловажную роль в музыкально-вокальном и слуховом развитии ребенка. А скудность музыкального окружения в семье является одной из причин фальшивого пения.

В.Емельянов – учитель-исследователь считает, что: «При нормальном развитии ребенка в формировании его голосовой функции и речи специалисты не вмешиваются. Голос и речь ребенка формируется исключительно под влиянием семьи и средств массовой информации, то есть отнюдь не в оптимальном направлений и с множеством случайных и вредных воздействий. Результат – неравномерное развитие механизмов голосообразования, отсутствие координации между слухом и голосом, неадекватность эмоциональной детонации в речи, «гудошники» в пении, хриплые голоса при здоровой гортани, затягивание мутации у юношей и многое другое»7. То есть он придерживается точки зрения, что на развитие голоса, речи и слуха здорового ребенка влияют семья, средства массовой информации. Таким образом, к 3-й группе причин неточного интонирования, относятся:

  1. Отсутствие должного окружения ребенка дома, в семье.
  2. Отрицательное влияние средств массовой информации.
  3. Недостаточность педагогической помощи неточно интонирующим детям.

Проведя исследование по теме «Трудно интонируемое детское пение как теоретическая и практическая проблема» позволяет сделать ниже следующие выводы.

Пение является ведущей исполнительской деятельностью детей. Сегодня педагог хора сталкивается со многими проблемами в вокально-хоровой работе с детьми. Острейшая из них – неточная интонация у учащихся, наличие в коллективе «гудошников», так называемых дисмелодистов.

Учеными музыкантами были выведены некоторые причины неточного интонирования и «гудения». Среди них невнимательность, застенчивость младших школьников на занятиях, многие дети имеют недостаточно развитый слух, плохую артикуляцию. Распространенными причинами является отсутствие координации между слуховыми представлением и воплощением голосов, неумение управлять своим голосовым аппаратом, плохо развитая память. Большое значение в вокально-музыкальном развитии детей имеет музыкальное окружение ребенка дома, в семье.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вюнш В. Формирование человека посредством музыки. – М.: Парсифаль, 1989.
  2. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.Л. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Емельянов В. Развитие голоса: координация и тренинг. – М.: Музыка. 1999.
  4. Зинина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М., 2000.
  5. Метлов Н.А. Музыка – детям. – М.: Просвещение, 1985.
  6. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в школе. – С.-Пб.: Музыка, 1972.
  7. Осеннева М.С. Методика работы с детским хоровым коллективом. – М: Музыка, 1999.
  8. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 2000.

1 Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание в общеобразовательной школе. – М.: Музыка, 1972 г. – С. 151.
2 Метлов Н.А. Музыка детям. – М.: Просвещение, 1985 г. – С. 23.
3 Осеннева М.С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М.: Академия, 1999 г. – С. 83.
4 Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Владос, 1994 г. – С.97.
5 Вюнш В. Формирование человека посредством музыки. – М.: Парсифаль, 1989 г. – С. 16-17.
6 Метлов Н.А. Музыка – детям. – М.: Просвещение. 1986 г. – С. 24.
7 Емельянов В. Развитие голоса: координация и тренинг. – С.-Пб.: Лань, 2000 г. – С. 38.