Цель урока: познакомить учащихся с жанром волшебной зимней сказки на основе интеграции литературных и музыкальных произведений.
Задачи:
- систематизировать полученные знания о красоте зимней природы и применить изученный материал в новых нестандартных условиях;
- учить слушать музыку, развивать музыкальный слух и образное мышление, воображение и наблюдательность, умение видеть необычное в обычных вещах;
- формировать умение выразительного чтения пейзажной лирики;
- воспитывать эстетические чувства прекрасного, прививать любовь к музыке и литературе.
Оборудование и материалы к уроку:
- творческие работы учащихся (сочинения, стихи и рисунки о зиме);
- музыкальное сопровождение, ИКТ;
- репродукции художников-передвижников из собраний Третьяковской галереи (И.Левитан, А.Саврасов и др.), фотовыставка зимней природы;
- авторская «Новогодняя сказка» И. Маншилиной из книги «Волшебство релаксации»;
- фортепианные произведения и хоровые песни в исполнении учащихся.
План урока:
- Вступительная беседа о временах года.
- Сравнительные характеристики сказок о зиме.
- Слушание музыкальных произведений.
- Выразительное чтение стихотворений о зиме наизусть.
- Знакомство с новым произведением. Чтение «Новогодней сказки» (мелодекламация) и первичный анализ содержания прочитанного.
- Анализ исполняемых музыкальных произведений, с объяснением музыкальных образов и характера музыки.
ХОД УРОКА
Учащиеся входят в класс под музыку К. Малера «Вальс колокольчиков».
I. Организационный момент. Сообщение темы урока
– Сегодня у нас необычный урок, волшебный, потому что в гости к нам пришла Зима и её «Новогодняя сказка», сказка волшебная. Вымысел и реальность – настоящие друзья; единственное средство передачи некоторых истин – язык сказки. А сочинять эту сказку мы будем все вместе. Ведь все дети на планете Земля – волшебники. Пусть превращенье состоится, коль человек решил учиться в полете вечного движенья видеть жизни вдохновенье в преображении…
II. Актуализация опорных знаний на основном этапе урока
Вопросы учащимся: | Ответы учащихся: |
– Какое сейчас время года? | – Сейчас время года зима. |
– Какие приметы зимы вы знаете? | – Похолодало, мороз на улице, дни стали короче, выпал снег и укрыл землю. Реки, озера сковал лед, дуют холодные ветры, метели, не слышно пения птиц. |
– Ребята, мы с вами будем рисовать зимние картины, сочинять сказку. Что нам для этого понадобится, какие средства выразительности? | – Нам нужны краски, карандаши, фломастеры, хорошее настроение, музыка, пение, большое желание, фантазия. |
– Какой главный цвет зимы? | – Главный цвет – белый, потому, что белый снег покрывает всё вокруг. |
– Что такое снег? – ответьте юные волшебники. | – Снег – это замёрзшие капельки воды. Снег – это рисунки зимы, это узоры на стёклах, снег и ветер – это метель, снег – это красота. |
– Снег – это кристаллизовавшиеся мечты зимы. Как можно ассказать об этой красоте? | – Рассказать о красоте зимы можно стихами, можно нарисовать картину красками или карандашами. |
Учащиеся читают стихотворение И.З. Сурикова «Зима». Обращается внимание учащихся на иллюстрации к исполняемым музыкальным произведениям, стихотворениям, песням и творческие работы выставляются на стенде.
– Какие изменения происходят у лесных жителей? | – Медведь лёг спать в берлоге, заяц и белочка поменяли цвет своей шубки. Зайчик стал белый и пушистый. |
– Как ещё можно рассказать о зиме? | – Можно сыграть на фортепиано и спеть песни. |
– Вот и представьте себе, ребята, этого беленького зайку.
Учащийся исполняет на фортепиано детскую пьесу «Зайка». Все учащиеся, хор 2 класса, исполняют песню «Зайчик на поляне», музыка М. Лёвкиной, слова А. Смирнова.
– Как услышать и понять о чём говорит музыка? Этому мы будем сегодня учиться, учиться слушать и понимать музыку. Чудесный мир Земли даёт возможность человеку увидеть и почувствовать красоту превращений в зимней сказке.
– Ребята, какой любимый цвет зимы? | – У зимы любимый цвет белый, поэтому белый снег, у зайца белая шубка, серебристо-белый иней на ветках деревьев. |
Учащийся читает стихотворение С. Есенина «Белая береза».
– Красивое стихотворение? | – Очень. |
– Отчего зависит настроение человека, его видение красоты? | – Красоту человек видит, если чувствует любовь; от его внутреннего состояния: если человеку хорошо, то у него хорошее настроение; от чувств; от счастья; когда есть радость, доброта. |
– Посмотрите на нашу выставку картин и фотографий зимнего леса и послушайте, как увидел эту картину поэт и композитор.
– А какой характер музыки этого произведения? | – Весёлый, немного грустный, лёгкий, радостный, искристый, кружащийся. |
Учащийся читает стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Учащийся исполняет на фортепиано произведение М.И. Глинки «Чувство».
– Зимним вечером, когда за окошком поет вьюга, приятно, забравшись на диван, почитать любимую книгу. А можно, под мурлыканье пушистого кота помечтать у камина…
Учащийся исполняет на фортепиано «Полонез» И.С. Баха.
– Какой характер этой музыки? | – Спокойный, певучий, мечтательный, задумчивый, грустный, сказочный. |
– Какой праздник бывает зимой? | – Зимой бывает праздник Нового Года |
– Кто приходит в гости на этот праздник? | – В гости приходит Дед Мороз, Снегурочка и обязательно – ёлка. |
– В заснеженный лес за ёлкой отправляется весёлый крестьянин (иллюстрация). Он, конечно, одет в тёплый тулуп, валенки, меховые рукавицы и тёплую шапку-ушанку.
Учащийся исполняет на фортепиано произведение Р. Шумана «Весёлый крестьянин». Все учащиеся исполняют песню «Ёлочка», музыка Л. Бекмана, слова Р. Кудашевой.
– Какой характер музыки этих произведений? | – Весёлый, радостный, праздничный, задорный. |
– Какие песни звучат на празднике? | – На празднике звучат весёлые, напевные, задорные, хороводные песни. |
Учащиеся исполняют «Новогоднюю хороводную песню», музыка А. Островского, слова Ю. Леднева.
III. Знакомство с новым литературным произведением
– Как много сказок о зиме мы читали. Вспомните их названия («Морозко», «Мороз Иванович», «Снегурочка»). Зима предстает в образе доброго Деда Мороза и его внучки Снегурочки. И у нас за окном зима и приближается праздник Нового Года – волшебное время, самый любимый наш праздник, от которого мы ждем чудес и подарков. Сегодня мы приготовили вам подарок – вы познакомитесь с новой волшебной сказкой.
III. Первичное восприятие текста
Учитель читает «Новогоднюю сказку» – мелодекламация. Звучит фортепианная импровизация Р. Клейдермана.
Учащиеся следят за чтением по тексту в книгах.
«Таинство Новогодней Ночи завораживающее. Посреди Большой Вселенной рождается Искорка Волшебства и, уносимая Мечтой Радости, преодолевает она огромные расстояния в одно мгновение, неся с собой вселенскую музыку Любви. Счастлив тот, кто готов принять это мгновение Вечности! А волшебство Творения пробуждает в каждом те сокровенные дары, что заложены изначально. Среди Безмолвия слышен шёпот Звёзд, и лишь медленное кружение снежинок сплетает таинственный узор волшебных сказок. Это сказки любимице-Земле и людям, верящим в чудеса, а особенно детям, дарит Новогодняя Ночь.
Однажды, ранним зимним утром, когда, сверкая и искрясь на солнце, с мохнатой еловой ветки упала охапка снега, удивлённый Заяц взглянул вверх и… замер от восхищения! В воздухе кружились и переливались всеми цветами Искорки. Как они были хороши! И как они попали в лес, на Землю? А на еловой ветке сидела Белка, и на её шерстке тоже светились Искорки. Защебетали весело птицы и закружились в танце полёта, унося с собой смех и радость искрящегося утра.
От щебета проснулись люди и, взглянув в окно, зачарованно следили за кружением искрящихся снежинок в лучах морозного солнечного утра. У людей искрились радостью глаза, и эта радость передавалась и струилась по всей Земле: радугой взлетев над рекой и водопадом в тропиках, Северным Сиянием освещая небо над снежной долиной Полюса, отражаясь в капельке росы на стебельке травы и лепестке цветка, вспыхнув в песчинке на вершине бархана в луче восходящего солнца, и в брызгах волн огромного океана…
Одна маленькая Искорка Любви одарила радостью всех, кто встретился на её пути, потому что по закону Всего Любовь множится бесконечно, рассыпаясь искрами по просторам Вселенной. А Искорка… Она продолжает жить в россыпях фейерверка Новогодней Ночи. Это одно мгновение, а радость от этой красоты вспыхивает в сердцах людей и передаётся дальше в смехе, в блеске глаз, в молчании… Искорка пробегает в гирляндах на ёлках, в каждой квартире вспыхивает в пламени праздничной свечи. Встретившись однажды с Искоркой, можешь не расставаться с нею никогда. Она будет жить в твоём сердце тихой песней Любви. Всегда помни о ней, и делись ею со всеми – в этом её жизнь.
Чем больше Любви ты отдаёшь, тем ярче Искорка Любви разгорается в сердце. Это так же, как, если увидишь одну Искорку сорвавшейся Звезды, расчеркнувшей небосвод, ты замечаешь бесконечное множество Звёзд. Знай, Любовь искрами рассыпается по Вселенной, только сумей её заметить. И ещё. Помни – сказка Новогодней Ночи продолжается».
IV. Анализ содержания прочитанного произведения
– Ребята, назовите, пожалуйста, героев этой сказки. | – В этой сказке были: Искорка, Заяц, Снежинки, Мечта, Радость, Новогодняя Ночь, Птицы, Люди, Любовь, Красота. |
– О чём говорится в этой сказке? | – В сказке говорится о красоте зимы, о волшебстве Новогодней Ночи, о том, что из космоса на Землю прилетела Искорка и что радостью надо делиться с другими людьми. |
– Какой ещё будет праздник зимой? | – Зимой ещё будет праздник Рождество. |
Учащиеся исполняют Рождественскую песню «Белый снег».
V. Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании
– Дорогие ребята! Сегодня мы встретились с замечательными волшебными героями сказок, песен, музыкальных произведений, стихотворений. Много счастливых, радостных мгновений вспышками доброты озаряли наш урок. Несите эту доброту в своих сердцах, и пусть она освещает ваш путь творчества и радости. Делитесь ею со всеми, кто встретится на вашем пути. Спасибо вам, наши дорогие ребята, за эту встречу.
Творческое домашнее задание: нарисовать на уроке ИЗО или дома картинку по музыкальному произведению, услышанному сегодня на уроке. Рассказать о музыке, о сказочных героях красками, карандашами, рисунками.
Цель домашнего задания: каждому учащемуся уметь обозначить характер музыкальных произведений, исполняемых на инструменте дома или на уроке; уметь рассказать о содержании литературных произведений, образах исполняемых произведений, нарисовать картинку к выставке рисунков.