Цели урока:
Расширение знаний, представлений учащихся о мерах длины.
Задачи:
– образовательная:
– закрепить знания учащихся о единицах длины и площади;
– совершенствовать навыки решения задач на нахождение площади и периметра;
– совершенствовать вычислительные навыки;
– развивающая:
– способствовать развитию логического мышления, умению рассуждать, анализировать; поддерживать интерес к предмету;
– воспитательная:
– прививать детям любовь и уважение к родной природе, к Родине, к её историческому прошлому, русской культуре;
– формировать у учащихся навыки делового сотрудничества: доброжелательность друг к другу, уважать мнение других, уметь слушать товарищей.
Оборудование: учебник, ТПО, таблицы с формулами, карточки с заданиями, вееры – сигналы обратной связи, проектор, компьютер, экран, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Начинаем наш учебный день вместе с солнышком, оно согревает нас своим теплом, придаёт силы, энергию, уверенность, хорошее настроение, улыбнёмся друг другу. Сегодня на уроке у нас гости, поздороваемся и подарим гостям свои улыбки.
Урок математики. Будьте внимательны, активны, старательны, доброжелательны, помогайте своим друзьям. Успехов вам!
2. Вводная беседа.
Урок математики, а начну я его со сказочного отрывка.
Что ж он видит? – Прекрасивых
Двух коней золотогривых
Да игрушечку – конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
– Знакомы вам эти строчки?
– Как называется эта сказка и кто её автор? (Правильно, П.П.Ершов написал сказку “Конёк-Горбунок”) – Найдите связь отрывка из сказки с математикой.
(Встретились старинные русские меры длины: три вершка (вершок), с аршинными ушами (аршин). – А что значит аршин, вершок? А чему соответствует аршин, вершок?
(Вершок в современном исчислении– это 4,5 см. Наименование “вершок” происходит от слова “верх”. Аршин – старая русская мера длины = 71 см.)
– Какого роста был Конёк Горбунок в современных мерах длины?
4,5 х 3 = 13,5 см. А уши? 71 см.
– Какие ещё старинные меры длины вы знаете? – Основные старинные русские меры длины: верста, сажень, аршин, локоть, пядь, вершок)
(Ладонь, пядь, локоть, верста, сажень, дюйм, фут…)
– А в каких ещё литературных произведениях встречаются старинные меры длины?
(В.Ф. Одоевский “Городок в табакерке”. Мальчик – колокольчик жалуется “Из городка мы ни пяди”. Пядь – 18 см. Можно вспомнить стихотворение Н.А. Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы”. Катастрофическое положение у зайчишек, когда на островке осталось “ меньше аршина земли в ширину, меньше сажени в длину”.
В старину русские меры длины были основаны на размерах разных частей тела человека. Первым счётным прибором человека были пальцы рук и ног. Большинство старых мер забыто, вышло из употребления, но многие встречаются в литературных произведениях, исторических памятниках. Они заложены в старинных постройках, в древних рецептах лекарств и кушаний. История мер – это история торговли, ремёсел, сельского хозяйства, это часть истории Руси, истории человечества. Вам предстоит ещё много учиться, много читать , в книгах встретятся старинные единицы измерений, и они будут вам знакомы и понятны.
– А какие современные единицы измерения вы знаете?
(Метр, километр, миллиметр, дециметр, сантиметр)
– А почему существуют разные единицы измерения?
(Чтобы измерять разные предметы и расстояния).
– А что объединяет старинные и современные единицы длины? – Для чего они служат, нужны?
(Это единицы измерения, ими можно измерять длину предметов).
Можно измерять шагами.
Можно измерять локтями.
И линейкою, и веткой,
Сантиметром и рулеткой.
Шаг муравьишки – миллиметр,
Шаг у людей примерно метр.
А если великаном стать,
То можно километрами шагать.
– Попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока? Какие задачи перед собой поставим? Тема урока: Единицы длины и площади.
3. Сообщение темы урока. Постановка цели и задач.
– Сегодня мы повторяем единицы длины и площади, соотношение этих единиц, совершенствуем свои вычислительные навыки и навыки решения задач; наши знания пригодятся нам в повседневной жизни: правильно чертить отрезки, измерять длину предметов, отправляясь в путь, нам нужно знать расстояние, интересно определить площадь своего дачного участка.
4. Работа по теме.
Задание №1.Выполняется в тетрадях.
А) Запишите в столбик единицы длины в порядке возрастания:
1 км, 1мм, 1м, 1см, 1дм.
Проверка. – Просигнальте, как вы справились с заданием. Исправьте.
1мм
1см
1дм
1м
1км
Б) Вставьте пропущенные числа, чтобы получились верные равенства.
(Учитель спрашивает 2 – 3 учащихся)
1мм
1см = … мм
1дм = … см = … мм
1м = … дм = … см
1км= … м = … дм
Проверка.
Просигнальте. – Кому было трудно? В каком случае вам было трудно?
1мм | |
1см = 10 мм | |
1дм = 10 см = 100мм | 1 дм = 100 мм |
1м = 10 дм = 100см | 1 м = 100 см |
1км =1000 м = 10000дм | 1 км = 10000 дм |
5. Работа в парах.
Карточка №1.
Возьмите карточку №1(жёлтого цвета), прочитайте задание.
Определите, какими единицами пользовались при измерении, и заполните пропуски.
Расстояние между городами – 700 ….
Площадь дачного участка – 420 …
Длина карандаша – 170 …
Рост человека – 180 …
Проверка. Спросить 2 – 3 человек.
– У кого были ошибки, исправьте.
Карточка №2.
Возьмите карточку №2(зелёного цвета), прочитайте задание.
Какая величина “лишняя” в каждом столбце?
3080 см | 12070 м | 2070 м |
5407 км | 38004 см | 207000 см |
4078 кг | 4507 см | 207 00 дм |
6027 дм | 54704 км | 2070 дм |
– Проверка.
– Почему “лишняя”?
1столбик – 4078 кг единицы массы, 2 столбик – 38004 см –единицы площади
3 столбик – Что объединяет эти величины? ( Что общего в этих величинах?)
– Это единицы длины.
– Что необходимо сделать, чтобы найти “лишнюю” величину?
– Нужно все величины выразить в одних единицах.
– Удобнее перевести всё в см.
1 м = 100 см
1 дм = 10 см значит
2070 м = 207000 см
20700 дм = 207000 см
2070 дм =2070
Я ещё раз обращаюсь к сказке П.П.Ершова “Конёк-Горбунок”. Послушайте несколько строк (небольшой отрывок)
– Вот въезжают на поляну
Прямо к морю-окияну.
Поперёк его лежит
Чудо-юдо рыба-кит.
Так выглядит сказочный кит. А это синий кит, который встречается в природе на Земле. Кит это самое крупное по массе и по длине животное за последние 90 млн. лет. Был распространён от Арктики до Антарктиды, но в результате китобойного промысла почти истреблён. Занесён в Международную Красную книгу и Красную книгу России как “находящийся на грани исчезновения”. Судьба нашей планеты и её обитателей в руках человека. От нас с вами зависит, чтобы наша страна, земля, наш дом, город была чистой, красивой, богатой.
– Предлагаю вам задание. Как вы думаете, какое? Кто догадался?
6. Составить задачу по схеме и рисунку. В тетрадях записать только решение (выражение)
А) Синий кит – 33 м | Б) Синий кит – 33 м | Что изменилось? |
Тюлень – 3 м | Тюлень -3 м | (схема, вопрос) |
33 – 3 = 30 (м) | 33 : 3 = 11(раз) |
А) Длина синего кита 33 м, а тюленя 3 м. На сколько м синий кит длиннее тюленя или на сколько м тюлень короче кита?
Б) Длина синего кита 33 м, а тюленя 3 м.Во сколько раз синий кит длиннее тюленя?
– Проверка. Просигнальте, как справились с заданием.
Да, удивительные животные, прекрасные растения украшают нашу страну. А знаете ли вы, что Россия – крупнейшее государство мира по площади. Наша страна по территории сопоставима с материком Южная Америка и площадь более чем в два раза превышает размеры другого материка – Австралия.
– Прочитайте это число 17 075 400 км. На территории России насчитывается огромное количество рек. Прочитайте это число 2 500 000 рек, общая протяжённость (длина) всех рек 8 000 000 км.
Составим задачу про крупнейшие реки России
В) Волга – 3530км
Енисей – ? на 757 км длиннее
3530 + 757 = 4287 (км)
Да, огромна и прекрасна наша страна. Могучие реки протекают по её территории, высокие горы охраняют её, в густых лесах обитают звери и птицы. Мы с вами малая частичка великой страны России.
Берегите реки, горы и леса! Пусть не исчезает в мире красота!
7. Релаксация
.Предлагаю вам отдохнуть, расслабиться, полюбоваться красотами планеты Земля (просмотр видео-ролика с видами водопадов, озер, гор с указанием их высоты, глубины).
– Что вас поразило, удивило?
8. Работа над задачей № 301, с.96. Решение записывается на доске.
В прямоугольнике одна сторона на 8 м больше другой. Найди площадь прямоугольника, если его периметр равен 28 м.
– О каких величинах говорится в задаче? (длине, ширине, площади)
– Как найти площадь прямоугольника? (длину умножить на ширину)
Выбери схему, которая соответствует условию, и реши задачу.
– Подходит вторая схема. Почему?
– Что обозначает каждый отрезок? (длина и ширина прямоугольника)
– Что обозначают величины 28 м и 14 м ?
– 28 м – это периметр, это две длины и две ширины;
– 14 м – это одна длина и одна ширина. Поэтому подходит вторая схема.
Ученик выходит к доске и решает задачу.
– Что узнаем первым действием? (длину и ширину вместе)
1) 14 – 8 = 6 (м) (длина и ширина) (две ширины)
2) 6 : 2 = 3 (м) ширина
3) 3 + 8 = 11(м) длина
4) 3 Х 11 = 33 (м) площадь
– А как другим способом можно найти длину?
– Что обозначает величина 14 м? (длина и ширина – это целое, нам известна ширина, одна часть, как найти другую часть? Надо из целого вычесть одну часть, то получим другую часть. Можно 14 – 3 =11)
Ответ: 33 м площадь прямоугольника.
9. Домашнее задание.
Откройте дневники и запишите:
– № 291 (б) вставить пропущенные числа, чтобы получились верные равенства;
– № 299 задача.
А ещё предлагаю для самых активных, любознательных, эрудированных творческое задание:
– Найти и записать пословицы, загадки, фразеологизмы, в которых встречаются старинные меры длины.
10. Подведение итога урока. Рефлексия.
– К нам в класс вновь заглянуло солнышко. Да оно и не покидало нас, скрылось ненадолго за облако и снова радует нас своей улыбкой, теплом, любит и ласкает нас.
– По какой теме мы сегодня проводили исследование? (единицы длины и площади)
– Какими единицами длины мы пользуемся в жизни в настоящее время? (м, см, км, мм, дм) – А какими единицами длины пользовались наши предки в старину? (верста, вершок, аршин, пядь) – Какие старинные меры длины вы запомнили?
– Что было самым важным на уроке? За что вы можете похвалить себя, одноклассников
Покажите мне, друг другу, гостям мимикой своё настроение.
– Спасибо!
Желаю дальнейших успехов. Перед трудностями не пасовать, продвигаемся вперёд семимильными шагами. Мои ученики – семь пядей во лбу!