Ведущая педагогическая цель урока: Закрепление умений в нахождении произведения чисел, формирование навыков по применению свойств умножения при вычислениях.
Триединая дидактическая цель урока.
Обучающий аспект:
– обобщение и расширение навыков применять различные приемы и свойства при
выполнении умножения;
– ликвидация пробелов в ЗУН при устном счете, решении текстовых задач.
Развивающий аспект:
– развитие познавательного интереса;
– усвоение принципов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез,
выделение главного);
– развитие интеллектуальной сферы (внимание, память);
– развитие речи;
– развитие эмоциональной сферы;
– развитие способностей (индивидуально).
Воспитательный аспект:
– воспитание сознательного отношения к учебе;
– воспитание сознательной дисциплины;
– воспитание культуры умственного труда;
– воспитание культуры поведения;
– воспитание эстетической культуры.
Тип урока: урок комплексного применения ЗУН.
Форма организации урока: урок-практикум.
Уровень усвоения: репродуктивный, продуктивный.
Структура урока:
- Организация начала урока.
- Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на уроке.
- Применение ЗУН.
- Закрепление ЗУН. Контроль и самоконтроль.
- Подведение итогов уроков, рефлексия.
Техническое оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
1. Организация начала урока.
2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
Учащиеся выполняют устный счет под музыкальное сопровождение (Д. Шостакович “Босиком по мостовой”, саундтрек к к/ф “Амели”) (игровой момент).
Задание.
Устно выполните действия и запишите результаты в порядке возрастания (в порядке убывания). Для каждого числа запишите соответствующую букву, и вы узнаете фамилию композитора, музыку, которого вы услышите.
1-й вариант (по возрастанию) |
2-й вариант |
T 9·7 O 25·6 C 11·5 А 36·2 Ш 0·364 Ч 40·30 О 45·1 К 12·8 В 21·11 И 10·100 |
О 8·9 |
Учитель обращает внимание учащихся на то, что все задания устной работы содержат одно арифметическое действие (умножение).
Учащиеся формулируют тему урока и сообщают, что они знакомы с умножением и рассказывают где и как в начальной школе они применяли это арифметическое действие.
3. Применение ЗУН.
Задание 1.
Запишите сумму в виде произведения.
- 25 + 25 + 25 =
- 40 + 40 + 40 + 40 + 40 =
- X + X + X + X + X + X =
- 15 + 16 + 17 + 18 + 19 =
- 31 + 31 + 31 + 24 + 24 =
- a + b + a + b + a + b =
Задание 2.
Запишите произведение в виде суммы.
- 11 · 2 =
- 3 · 4 =
- 4 · 3 =
- a · 5 =
- (x + y) · 2 =
Задание 3.
Решите задачи (обратите внимание на порядок множителей в произведениях).
Какие правила вы применяли при решении задач?
- В маленькой корзине 15 грибов, а в большой в 4 раза больше. Сколько грибов в большой корзине?
- Скорость машины 60 км/ч. Какой путь проделает машина за 5 ч?
- Стороны прямоугольника 25 м и 4 м. Найдите площадь прямоугольника.
- В зале 30 рядов, в каждом ряду 20 стульев. Сколько мест в зале?
Задание 4.
Выберите числовое выражение, соответствующее условию задачи.
- Для перевозки зерна выделили 2 машины. На одну грузили 3 тонны зерна, а на другую 4 тонны. Сколько зерна перевезли эти машины за три рейса?
- Для перевозки зерна выделили 2 машины. На одну грузили 3 тонны зерна, а на другую 4 тонны. Первая машина сделала 2 рейса, а вторая 3 рейса. Сколько зерна перевезли эти машины?
3 · 2 + 4 · 3
(3 + 4) · 2
3 · 2 + 4 · 2
Задание 5.
Выполните умножение. Прокомментируйте, какие ошибки можно допустить при решении каждого из этих примеров.
Примеры выполняются на доске и в тетрадях с последующей взаимопроверкой.
- 305 · 204
- 35 · 2400
- 35 · 254
- 809 · 654
4. Закрепление ЗУН. Контроль и самоконтроль.
Самостоятельная работа “Отправляемся в путешествие" (игровой момент).
Учитель показывает фотографии городов, просит назвать их, обсуждая с учащимися достопримечательности. Затем приглашает в виртуальное путешествие.
Учащиеся решают примеры.
По необходимости учитель индивидуально консультирует учащихся.
Каждое полученное число кодирует название города.
Самопроверка осуществляется по маршрутному листу.
1 вариант |
2 вариант |
|
|
Задание 6.***
Как можно найти значения числовых выражений, выполняя вычисления устно?
- 125 · 25 · 20 · 8 · 4 · 5 · 987
- 98 · 99 + 102 · 99
- 102 · 99 – 2 · 99
5. Подведение итогов урока.
Задача: анализ успешности овладения ЗУН, оценка успешности достижения цели урока.
1) Привлечение учащихся к самооценке, адекватной реальным результатам
учащегося. Рефлексия.
2) Характеристика учителем работы класса на уроке.
3) Сообщение домашнего задания (п. 11 № 412 (з, и, п), № 419, № 421).
Дополнительно (по желанию). Придумайте задачи-шутки, в решении которых используется только умножение.
Список литературы.
- Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 (Натуральные числа) / Н. Я. Виленкин и др. – М.: Мнемозина, 2006. – 142 с.: ил.
- Фотографии http://www.Google.ru