Урок-путешествие «Умножение натуральных чисел»

Разделы: Математика


Ведущая педагогическая цель урока: Закрепление умений в нахождении произведения чисел, формирование навыков по применению свойств умножения при вычислениях.

Триединая дидактическая цель урока.

Обучающий аспект:
– обобщение и расширение навыков применять различные приемы и свойства при выполнении умножения;
– ликвидация пробелов в ЗУН при устном счете, решении текстовых задач.

Развивающий аспект:
– развитие познавательного интереса;
– усвоение принципов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, выделение главного);
– развитие интеллектуальной сферы (внимание, память);
– развитие речи;
– развитие эмоциональной сферы;
– развитие способностей (индивидуально).

Воспитательный аспект:
– воспитание сознательного отношения к учебе;
– воспитание сознательной дисциплины;
– воспитание культуры умственного труда;
– воспитание культуры поведения;
– воспитание эстетической культуры.

Тип урока: урок комплексного применения ЗУН.

Форма организации урока: урок-практикум.

Уровень усвоения: репродуктивный, продуктивный.

Структура урока:

  1. Организация начала урока.
  2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на уроке.
  3. Применение ЗУН.
  4. Закрепление ЗУН. Контроль и самоконтроль.
  5. Подведение итогов уроков, рефлексия.

Техническое оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

Презентация.

1. Организация начала урока.

2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

Учащиеся выполняют устный счет под музыкальное сопровождение (Д. Шостакович “Босиком по мостовой”, саундтрек к к/ф “Амели”) (игровой момент).

Задание.

Устно выполните действия и запишите результаты в порядке возрастания (в порядке убывания). Для каждого числа запишите соответствующую букву, и вы узнаете фамилию композитора, музыку, которого вы услышите.

1-й вариант
(по возрастанию)

2-й вариант
(по убыванию)

T 9·7
O 25·6
C 11·5
А 36·2
Ш 0·364
Ч 40·30
О 45·1
К 12·8
В 21·11
И 10·100

О 8·9
Т 25·4
В 11·6
К 38·2
Ч 0·725
Ш 30·50
И 47·1
А 7·14
С 11·31
О 100·10

Учитель обращает внимание учащихся на то, что все задания устной работы содержат одно арифметическое действие (умножение).

Учащиеся формулируют тему урока и сообщают, что они знакомы с умножением и рассказывают где и как в начальной школе они применяли это арифметическое действие.

3. Применение ЗУН.

Задание 1.

Запишите сумму в виде произведения.

  1. 25 + 25 + 25 =
  2. 40 + 40 + 40 + 40 + 40 =
  3. X + X + X + X + X + X =
  4. 15 + 16 + 17 + 18 + 19 =
  5. 31 + 31 + 31 + 24 + 24 =
  6. a + b + a + b + a + b =

Задание 2.

Запишите произведение в виде суммы.

  1. 11 · 2 =
  2. 3 · 4 =
  3. 4 · 3 =
  4. a · 5 =
  5. (x + y) · 2 =

Задание 3.

Решите задачи (обратите внимание на порядок множителей в произведениях).

Какие правила вы применяли при решении задач?

  1. В маленькой корзине 15 грибов, а в большой в 4 раза больше. Сколько грибов в большой корзине?
  2. Скорость машины 60 км/ч. Какой путь проделает машина за 5 ч?
  3. Стороны прямоугольника 25 м и 4 м. Найдите площадь прямоугольника.
  4. В зале 30 рядов, в каждом ряду 20 стульев. Сколько мест в зале?

Задание 4.

Выберите числовое выражение, соответствующее условию задачи.

  1. Для перевозки зерна выделили 2 машины. На одну грузили 3 тонны зерна, а на другую 4 тонны. Сколько зерна перевезли эти машины за три рейса?
  2. Для перевозки зерна выделили 2 машины. На одну грузили 3 тонны зерна, а на другую 4 тонны. Первая машина сделала 2 рейса, а вторая 3 рейса. Сколько зерна перевезли эти машины?

3 · 2 + 4 · 3
(3 + 4) · 2
3 · 2 + 4 · 2

Задание 5.

Выполните умножение. Прокомментируйте, какие ошибки можно допустить при решении каждого из этих примеров.

Примеры выполняются на доске и в тетрадях с последующей взаимопроверкой.

  1. 305 · 204
  2. 35 · 2400
  3. 35 · 254
  4. 809 · 654

4. Закрепление ЗУН. Контроль и самоконтроль.

Самостоятельная работа “Отправляемся в путешествие" (игровой момент).

Учитель показывает фотографии городов, просит назвать их, обсуждая с учащимися достопримечательности. Затем приглашает в виртуальное путешествие.

Учащиеся решают примеры.

По необходимости учитель индивидуально консультирует учащихся.

Каждое полученное число кодирует название города.

Самопроверка осуществляется по маршрутному листу.

1 вариант

2 вариант

  1. 25 · 6
  2. 305 · 102
  3. 2700 · 230
  4. 28 · 564
  5. 702 · 583
  1. 34 · 5
  2. 302 ·105
  3. 2300 · 270
  4. 26 · 584
  5. 608 · 853

Задание 6.***

Как можно найти значения числовых выражений, выполняя вычисления устно?

  1. 125 · 25 · 20 · 8 · 4 · 5 · 987
  2. 98 · 99 + 102 · 99
  3. 102 · 99 – 2 · 99

5. Подведение итогов урока.

Задача: анализ успешности овладения ЗУН, оценка успешности достижения цели урока.

1) Привлечение учащихся к самооценке, адекватной реальным результатам учащегося. Рефлексия.
2) Характеристика учителем работы класса на уроке.
3) Сообщение домашнего задания (п. 11 № 412 (з, и, п), № 419, № 421).

Дополнительно (по желанию). Придумайте задачи-шутки, в решении которых используется только умножение.

Список литературы.

  1. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 (Натуральные числа) / Н. Я. Виленкин и др. – М.: Мнемозина, 2006. – 142 с.: ил.
  2. Фотографии http://www.Google.ru