В условиях многонационального государства велика роль русского языка как средство общения и взаимного духовного обогащения всех наций и народностей.
В процессе обучения русскому языку большое внимание должно быть уделено воспитанию у младших дошкольников дисциплинированности, коллективизма, бережного отношения к родной природе, взаимопомощи, развитию их познавательных интересов, расширению кругозора, привитию интереса к русскому языку, желания говорить по-русски.
Держась этой цели, я в своих занятиях по русскому языку стараюсь совершенствовать навыки правильного произношения звуков, звукосочетаний, слов, закрепить ранее усвоенный детьми материал, обогатить их речь новыми учебными единицами – словами, словосочетаниями, последовательным описанием действий человека, признаков одного предмета. Эта работа представляет интерес детей, побуждает их к высказыванию.
Для предупреждения ошибок в построении связных текстов и в предложениях – ответах на вопросы в ходе беседы я стараюсь обдумать формулировки вопросов.
При объяснении значений слов пользуюсь:
- Зрительной, моторной наглядностью;
- переводом на родной язык;
- расширенным толкованием на родном или русском языке (языковая наглядность).
Например, в татарском языке значение слов ягоды и фрукты передается словом җиләк-җимеш. Показывая на рисунки с изображением ягод и фруктов называю их и делаю обобщение: малина, смородина, земляника – ягоды; яблоко, груша, лимон – это фрукты.
Учитывая психологию дошкольника всегда пользуюсь наглядностью, компьютерной презентацией.
Цели:
- Обобщить и систематизировать представление:
а) о характерных признаках осени;
б) об овощах и фруктах;
в) об одежде;
г) об игрушках. - Понимать речь на русском языке в пределах изученных тем, подбирать простые формы ответов (типа «да», «нет», «хорошо»), согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе, развивать разговорную речь.
- Воспитывать любовь к родной природе, заботу об окружающих, интерес к национальным костюмам.
Наглядный материал: мультимедийный проектор, экран, слайды, кукла в национальной одежде, комбинезон, шапка, шарф, варежки, сапожки.
Ход занятия
– Здравствуйте, ребята!
– Здравствуйте!
– Как у вас дела? Хорошо?
– Да.
– Ребята, у нас сегодня занятие по русскому языку и мы будем разговаривать только на русском языке. Т-с-с, слышите, кто-то в дверь стучится. Я посмотрю, а вы сидите хорошо. (заходит воспитатель в руках кукла в национальном русском костюме)
– Посмотрите, кто к нам пришел. Познакомьтесь это Маша. Давайте, мы тоже назовем свои имена.
– Как тебя зовут?
– Меня зовут Амир.
– Амир, как зовут этого мальчика?
– Этого мальчика зовут Инсаф.
– Инсаф, это девочка или мальчик?
– Это девочка.
– А почему девочка, а не мальчик?
– Потому что у нее есть косички, она надела платье и зовут её Алина.
И т.д.
– Вот и познакомились. Маша пришла к нам в гости и надела красивое платье. Скажите, пожалуйста, как мы называем её платье?
– Сарафан.
– А что у неё на голове?
– Косынка.
– Ребята, скажите, пожалуйста, на улице тепло или холодно?
– Холодно.
– У Маши нет теплой одежды и нам надо помощь ей купить теплую одежду. А где можно купить её?
– В магазине.
– А в магазин мы с вами поедем на автобусе. Из каких частей состоит автобус?
– Кузов, колеса, руль, сиденья, окна.
– Этот игрушечный руль мы дадим Булату, он будет у нас водителем, сиденья сделаем из наших стульчиков. А этот экран будет окном нашего автобуса. Маша поедет с нами. Булат, заводи, поехали.
Посмотрите в окно, что мы видим.
1. Дерево
– Это что?
– Это дерево.
2. Дерево закачалось, и падают листья
– Почему дерево закачалось?
– Подул ветер.
– Что падает с дерева?
– Листочки.
– Куда падают листочки?
– Листочки падают на землю.
3. Листья красного, желтого, оранжевого цвета
– Ребята, какого цвета листочки?
– Красного, желтого, оранжевого.
4. Облако
– Это что?
– Это облако?
5. Капает дождь
– Что мы видим?
– Идет дождик.
– Как он капает?
– Кап, кап, кап.
6. Общая картина
– Идет дождь, дует ветер, листья падают.
– За окном осень. Мы с вами знаем песенку про осень, давайте её споем. Песня «Дует ветер»
7. Автобус подъезжает к магазину
– Вот наш автобус. Мы подъехали к магазину. Автобус уехал, мы заходим в магазин.
8. Дверь
– Открылись двери, мы зашли в большой магазин.
9. Игрушечный магазин
– Что же продают здесь? Какой это магазин?
– Это игрушечный магазин.
– Какие игрушки мы видим? Алина, что ты видишь, покажи мне.
– Я вижу куклу.
(Каждый ребенок показывает по игрушке)
– Нам нужна одежда. А её тут нет, пошли дальше.
10. Овощной магазин
– Ребята, а что тут продают?
– Овощи и фрукты.
– Какие овощи мы видим? (называем овощи)
11. Фрукты
– Что мы должны купить?
– Одежду.
– Тогда пошли в другой магазин.
12. Одежда
– Что продают в этом магазине?
– Одежду.
– Это что?
– Это шляпа.
– Шляпа нам нужна?
– Нет.
– Правильно. Шляпу одевают летом. Что же мы купим? Что мы одеваем, когда на улице холодно?
– Шапку, сапожки, шарф, варежки, комбинезон.
– Маше мы купили теплую одежду, а сейчас поехали домой, в садик.
– Вот мы и приехали. Посмотрите и назовите одежду. (Дети по очереди из пакета берут вещи и называют: шапка, шарф и т.д.)
– Все это мы подарим Маше. Пусть она не болеет и приходит к нам в гости.
– На этом наше занятие закончилось. Всем спасибо.