План-конспект занятия по русскому языку "За окном осень"

Разделы: Работа с дошкольниками


В условиях многонационального государства велика роль русского языка как средство общения и взаимного духовного обогащения всех наций и народностей.

В процессе обучения русскому языку большое внимание должно быть уделено воспитанию у младших дошкольников дисциплинированности, коллективизма, бережного отношения к родной природе, взаимопомощи, развитию их познавательных интересов, расширению кругозора, привитию интереса к русскому языку, желания говорить по-русски.

Держась этой цели, я в своих занятиях по русскому языку стараюсь совершенствовать навыки правильного произношения звуков, звукосочетаний, слов, закрепить ранее усвоенный детьми материал, обогатить их речь новыми учебными единицами – словами, словосочетаниями, последовательным описанием действий человека, признаков одного предмета. Эта работа представляет интерес детей, побуждает их к высказыванию.

Для предупреждения ошибок в построении связных текстов и в предложениях – ответах на вопросы в ходе беседы я стараюсь обдумать формулировки вопросов.

При объяснении значений слов пользуюсь:

  1. Зрительной, моторной наглядностью;
  2. переводом на родной язык;
  3. расширенным толкованием на родном или русском языке (языковая наглядность).

Например, в татарском языке значение слов ягоды и фрукты передается словом җиләк-җимеш. Показывая на рисунки с изображением ягод и фруктов называю их и делаю обобщение: малина, смородина, земляника – ягоды; яблоко, груша, лимон – это фрукты.

Учитывая психологию дошкольника всегда пользуюсь наглядностью, компьютерной презентацией.

Цели:

  1. Обобщить и систематизировать представление:
    а) о характерных признаках осени;
    б) об овощах и фруктах;
    в) об одежде;
    г) об игрушках.
  2. Понимать речь на русском языке в пределах изученных тем, подбирать простые формы ответов (типа «да», «нет», «хорошо»), согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе, развивать разговорную речь.
  3. Воспитывать любовь к родной природе, заботу об окружающих, интерес к национальным костюмам.

Наглядный материал: мультимедийный проектор, экран, слайды, кукла в национальной одежде, комбинезон, шапка, шарф, варежки, сапожки.

Ход занятия

– Здравствуйте, ребята!

– Здравствуйте!

– Как у вас дела? Хорошо?

– Да.

– Ребята, у нас сегодня занятие по русскому языку и мы будем разговаривать только на русском языке. Т-с-с, слышите, кто-то в дверь стучится. Я посмотрю, а вы сидите хорошо. (заходит воспитатель в руках кукла в национальном русском костюме)

– Посмотрите, кто к нам пришел. Познакомьтесь это Маша. Давайте, мы тоже назовем свои имена.

– Как тебя зовут?

– Меня зовут Амир.

– Амир, как зовут этого мальчика?

– Этого мальчика зовут Инсаф.

– Инсаф, это девочка или мальчик?

– Это девочка.

– А почему девочка, а не мальчик?

– Потому что у нее есть косички, она надела платье и зовут её Алина.

И т.д.

– Вот и познакомились. Маша пришла к нам в гости и надела красивое платье. Скажите, пожалуйста, как мы называем её платье?

– Сарафан.

– А что у неё на голове?

– Косынка.

– Ребята, скажите, пожалуйста, на улице тепло или холодно?

– Холодно.

– У Маши нет теплой одежды и нам надо помощь ей купить теплую одежду. А где можно купить её?

– В магазине.

– А в магазин мы с вами поедем на автобусе. Из каких частей состоит автобус?

– Кузов, колеса, руль, сиденья, окна.

– Этот игрушечный руль мы дадим Булату, он будет у нас водителем, сиденья сделаем из наших стульчиков. А этот экран будет окном нашего автобуса. Маша поедет с нами. Булат, заводи, поехали.

Посмотрите в окно, что мы видим.

1. Дерево

– Это что?

– Это дерево.

2. Дерево закачалось, и падают листья

– Почему дерево закачалось?

– Подул ветер.

– Что падает с дерева?

– Листочки.

– Куда падают листочки?

– Листочки падают на землю.

3. Листья красного, желтого, оранжевого цвета

– Ребята, какого цвета листочки?

– Красного, желтого, оранжевого.

4. Облако

– Это что?

– Это облако?

5. Капает дождь

– Что мы видим?

– Идет дождик.

– Как он капает?

– Кап, кап, кап.

6. Общая картина

– Идет дождь, дует ветер, листья падают.

– За окном осень. Мы с вами знаем песенку про осень, давайте её споем. Песня «Дует ветер»

7. Автобус подъезжает к магазину

– Вот наш автобус. Мы подъехали к магазину. Автобус уехал, мы заходим в магазин.

8. Дверь

– Открылись двери, мы зашли в большой магазин.

9. Игрушечный магазин

– Что же продают здесь? Какой это магазин?

– Это игрушечный магазин.

– Какие игрушки мы видим? Алина, что ты видишь, покажи мне.

– Я вижу куклу.

(Каждый ребенок показывает по игрушке)

– Нам нужна одежда. А её тут нет, пошли дальше.

10. Овощной магазин

– Ребята, а что тут продают?

– Овощи и фрукты.

– Какие овощи мы видим? (называем овощи)

11. Фрукты

– Что мы должны купить?

– Одежду.

– Тогда пошли в другой магазин.

12. Одежда

– Что продают в этом магазине?

– Одежду.

– Это что?

– Это шляпа.

– Шляпа нам нужна?

– Нет.

– Правильно. Шляпу одевают летом. Что же мы купим? Что мы одеваем, когда на улице холодно?

– Шапку, сапожки, шарф, варежки, комбинезон.

– Маше мы купили теплую одежду, а сейчас поехали домой, в садик.

– Вот мы и приехали. Посмотрите и назовите одежду. (Дети по очереди из пакета берут вещи и называют: шапка, шарф и т.д.)

– Все это мы подарим Маше. Пусть она не болеет и приходит к нам в гости.

– На этом наше занятие закончилось. Всем спасибо.

Презентация.