Здоровьесберегающее сопровождение занятий "Если хочешь быть здоров"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Образовательные: расширять представления детей о традициях русского народа, закрепить знания детьми лекарственных растений, обогащать речь детей.
  • Развивающие: развивать умение детей понимать и выполнять словесную инструкцию, развивать логическое мышление, познавательную активность детей.
  • Здоровосберегающие: профилактика умственного, зрительного утомления детей, увеличение двигательной активности детей на занятии.
  • Воспитательные: воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни, содействовать формированию духовно-нравственных компонентов здоровья.

Материалы: «изба», лавочки, «дорожка здоровья», «пеньки», шнур, пучки трав, масло сосны, карточки зеленого, синего, желтого цветов, карандаши, мыло, мочалка, сундучок, кусочки овощей и фруктов, блюдо, салфетки, кассета музыкальная.

Ход занятия

 

Содержание занятия Здоровосберегающее сопровождение
I. Сообщение темы занятия. Актуализация знаний детей
Игровая комната стилизованна под «избу», перед ней лавочка, стол, на «стене» развешаны пучки трав (зверобой, чебрец, мята…), пахнет сосной, хвоей.
Воспитатель «хозяйка» избы встречает детей:
– Здравствуйте, детушки.
– Здравствуйте, тетушка Аринушка.
– Ребятушки, милости прошу к себе в гости, в мою избу. Посидим рядком, поговорим ладком.
Обеспечение необходимых условий для занятия
аромотерапия
учет особенностей врабатывания детей
Воспитатель предлагает пройти по «тропинке» шнуру «елочкой». Дети проходят в избу, садятся.
– Гости дорогие, гости желанные, и вы ничего не чувствуете?
(ответы детей)
– Пахнет травами, хвоею.
– Правильно, молодцы!
оздоровительный момент
специальное упражнение
Появляется мальчик Кузя.
– У меня печальный вид, голова моя болит. Я чихаю, я хвораю. У меня, наверно, грипп!
Воспитатель: – А что у тебя болит?
Кузя: Не знаю, везде болит. Играть хочу, а не могу, поэтому в уголке посижу, на ребяток погляжу.
игровой метод
II. Работа в основной части
– Ребятушки, как нам Кузе помочь избавиться от хвори, от боли? (ответы детей)
– А вы знаете, что наши прабабушки и прадедушки использовали природные богатства для того, чтобы не болеть. Сейчас вы узнаете какие!
– Кузя, пойдем с нами!
Дети идут по тропе «здоровья» к рабочим столам. На подносе лежат карточки синего и зеленого цветов (перевернутые), берут по 1 карточке, садятся.
– На этих карточках изображено слово, если вы соедините точки линией, то вы узнаете, как на Руси называли людей, которые лечили.
Лекарь
Знахарь
специальное упражнение
цветотерапия
метод свободного выбора
Во время выполнения задания звучит музыка.
Воспитатель. Как вы думаете, чем отличается лекарь от знахаря?
– Чем лечили знахари? (травами) (лекарь – врач, знахарь – народный целитель)
– Я хочу, чтоб вы превратились в народных целителей, нашли те травы, которые использовали наши бабушки для улучшения здоровья.
Воспитатель предлагает: – Давайте подойдем к доске, расправьте плечи, выпрямите спину.
практические действия детей при изложении нового материала
музыкотерапия
контроль за осанкой, за уровнем глаз от стола
На доске расположены карточки желтого, зеленого, белого цветов, расположенных на разных уровнях
ж
   з
     б
– Дети, если вы прочитаете эти слова, вы узнаете, листья и цветы каких деревьев использовали народные целители?
Ж
АПИЛ
липа
З
АНСОС
сосна
Б
АЗЕРЕБ
береза

– Молодцы, ребятушки! Кузя, ты можешь укреплять свое здоровье, используя эти травы.
укрепление глазодвигательных мышц
III. Динамическая пауза
  (дети делают круг, Кузя стоит в кругу)
– А еще можно лечить словом, давайте Поможем Кузе. (дети идут в одну сторону, потом в другую)
– У кошки боли, у собачки боли, а у Кузи заживи! (дети идут из круга, к середине круга)
– У пчелки хвори, у ласточки хвори, а Кузины хвори уйдите за море!
IV. Закрепление пройденного материала
Дети стоят вместе с Кузей, воспитатель говорит: Давайте вернемся в избу, поговорим с Кузей, как помочь своему здоровью.
Кузя: Я же ничего не знаю, научите меня. Все возвращаются в «избу», садятся на лавочки.
 
– Расскажите Кузе, как быть здоровым. Что нужно для этого делать? (ответы детей)
– Чтобы не болеть, нужно заниматься физкультурой, делать зарядку, закаляться, правильно питаться, одеваться, не кутаясь, гулять в любую погоду, дружить с водой. Воспитатель: – Кузя, какой ты чумазый! А ты давно мылся? Кузя: а я и не помню…
Формирование потребности в здоровом образе жизни
Воспитатель: – Ах Кузя, Кузя… Как тебе не стыдно? Кто с Водой не дружит, тот не может быть здоровым Ребята давайте загадаем загадки, а отгадки подарим Кузе! (они лежат в сундучке) активация инициативы детей
– Гладко и душисто, моет чисто, нужно, чтоб у каждого было. (мыло) – Резинка Акулинка пошла гулять по спинке, А пока она гуляла, спинка розовая стала. (губка, мочалка) – Эти предметы помогут тебе, Кузя, держать тело в чистоте и быть здоровым. (дети дарят предметы Кузе) зрительные условия восприятия
Воспитатель: – А когда будешь мыться, приговаривай (дети встают вокруг Кузи, имитируют движения): – Вода – текучая, дитя – растучее, с гуся – вода, с меня – худоба, вода – книзу, а я кверху. – Молодцы, правильно подсказали, чем можно ему помочь. эмоциональная разрядка
оздоровительный момент
V. Подведение итогов занятия
Воспитатель предлагает пройти на ковер. – Давайте пойдем на ковер, перепрыгивая Через «пеньки», присядем. Специальные упражнения
– Давайте поиграем. Игра называется «Кто быстрее?» Я буду задавать вопросы, А вы отвечать. За каждый правильный Ответ получите сюрприз.
– Что значит быть здоровым?
– Что нужно делать? Чем заниматься? Какие лекарственные травы вы знаете? Какие старинные способы лечения от болезней вы знаете? (ответы детей)
игровой метод
За каждый правильный ответ воспитатель дает детям кусочки овощей и фруктов с блюда.
– Дети, кто-нибудь догадался, почему я даю вам такие сюрпризы (овощи и фрукты полезны, в них много витаминов)
– Вы ребята, молодцы!
– Ты Кузя все запомнил?
поддержание умственной работоспособности в конце занятия
– Я вами очень довольна!
– Давайте крикнем все «Ура»!
элемент дыхательной гимнастики
Оздоровительный момент