Задачи:
- Образовательные: расширять представления детей о традициях русского народа, закрепить знания детьми лекарственных растений, обогащать речь детей.
- Развивающие: развивать умение детей понимать и выполнять словесную инструкцию, развивать логическое мышление, познавательную активность детей.
- Здоровосберегающие: профилактика умственного, зрительного утомления детей, увеличение двигательной активности детей на занятии.
- Воспитательные: воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни, содействовать формированию духовно-нравственных компонентов здоровья.
Материалы: «изба», лавочки, «дорожка здоровья», «пеньки», шнур, пучки трав, масло сосны, карточки зеленого, синего, желтого цветов, карандаши, мыло, мочалка, сундучок, кусочки овощей и фруктов, блюдо, салфетки, кассета музыкальная.
Ход занятия
Содержание занятия | Здоровосберегающее сопровождение | |||
I. Сообщение темы занятия. Актуализация знаний детей | ||||
Игровая комната стилизованна под «избу», перед ней лавочка, стол, на «стене» развешаны пучки трав (зверобой, чебрец, мята…), пахнет сосной, хвоей. Воспитатель «хозяйка» избы встречает детей: – Здравствуйте, детушки. – Здравствуйте, тетушка Аринушка. – Ребятушки, милости прошу к себе в гости, в мою избу. Посидим рядком, поговорим ладком. |
Обеспечение необходимых условий для занятия аромотерапия учет особенностей врабатывания детей |
|||
Воспитатель предлагает пройти по «тропинке» шнуру «елочкой». Дети проходят в избу, садятся. – Гости дорогие, гости желанные, и вы ничего не чувствуете? (ответы детей) – Пахнет травами, хвоею. – Правильно, молодцы! |
оздоровительный момент специальное упражнение |
|||
Появляется мальчик Кузя. – У меня печальный вид, голова моя болит. Я чихаю, я хвораю. У меня, наверно, грипп! Воспитатель: – А что у тебя болит? Кузя: Не знаю, везде болит. Играть хочу, а не могу, поэтому в уголке посижу, на ребяток погляжу. |
игровой метод | |||
II. Работа в основной части | ||||
– Ребятушки, как нам Кузе помочь избавиться от хвори, от боли? (ответы детей) – А вы знаете, что наши прабабушки и прадедушки использовали природные богатства для того, чтобы не болеть. Сейчас вы узнаете какие! – Кузя, пойдем с нами! Дети идут по тропе «здоровья» к рабочим столам. На подносе лежат карточки синего и зеленого цветов (перевернутые), берут по 1 карточке, садятся. – На этих карточках изображено слово, если вы соедините точки линией, то вы узнаете, как на Руси называли людей, которые лечили. Лекарь Знахарь |
специальное упражнение цветотерапия метод свободного выбора |
|||
Во время выполнения задания звучит музыка. Воспитатель. Как вы думаете, чем отличается лекарь от знахаря? – Чем лечили знахари? (травами) (лекарь – врач, знахарь – народный целитель) – Я хочу, чтоб вы превратились в народных целителей, нашли те травы, которые использовали наши бабушки для улучшения здоровья. Воспитатель предлагает: – Давайте подойдем к доске, расправьте плечи, выпрямите спину. |
практические действия детей при изложении нового материала музыкотерапия контроль за осанкой, за уровнем глаз от стола |
|||
На доске расположены карточки желтого, зеленого, белого цветов, расположенных на разных уровнях ж з б – Дети, если вы прочитаете эти слова, вы узнаете, листья и цветы каких деревьев использовали народные целители?
– Молодцы, ребятушки! Кузя, ты можешь укреплять свое здоровье, используя эти травы. |
укрепление глазодвигательных мышц | |||
III. Динамическая пауза | ||||
(дети делают круг, Кузя стоит в кругу) – А еще можно лечить словом, давайте Поможем Кузе. (дети идут в одну сторону, потом в другую) – У кошки боли, у собачки боли, а у Кузи заживи! (дети идут из круга, к середине круга) – У пчелки хвори, у ласточки хвори, а Кузины хвори уйдите за море! |
||||
IV. Закрепление пройденного материала | ||||
Дети стоят вместе с Кузей, воспитатель говорит: Давайте вернемся в избу, поговорим с Кузей, как помочь своему здоровью. Кузя: Я же ничего не знаю, научите меня. Все возвращаются в «избу», садятся на лавочки. |
||||
– Расскажите Кузе, как быть здоровым. Что нужно для этого делать? (ответы детей) – Чтобы не болеть, нужно заниматься физкультурой, делать зарядку, закаляться, правильно питаться, одеваться, не кутаясь, гулять в любую погоду, дружить с водой. Воспитатель: – Кузя, какой ты чумазый! А ты давно мылся? Кузя: а я и не помню… |
Формирование потребности в здоровом образе жизни | |||
Воспитатель: – Ах Кузя, Кузя… Как тебе не стыдно? Кто с Водой не дружит, тот не может быть здоровым Ребята давайте загадаем загадки, а отгадки подарим Кузе! (они лежат в сундучке) | активация инициативы детей | |||
– Гладко и душисто, моет чисто, нужно, чтоб у каждого было. (мыло) – Резинка Акулинка пошла гулять по спинке, А пока она гуляла, спинка розовая стала. (губка, мочалка) – Эти предметы помогут тебе, Кузя, держать тело в чистоте и быть здоровым. (дети дарят предметы Кузе) | зрительные условия восприятия | |||
Воспитатель: – А когда будешь мыться, приговаривай (дети встают вокруг Кузи, имитируют движения): – Вода – текучая, дитя – растучее, с гуся – вода, с меня – худоба, вода – книзу, а я кверху. – Молодцы, правильно подсказали, чем можно ему помочь. | эмоциональная разрядка оздоровительный момент |
|||
V. Подведение итогов занятия | ||||
Воспитатель предлагает пройти на ковер. – Давайте пойдем на ковер, перепрыгивая Через «пеньки», присядем. | Специальные упражнения | |||
– Давайте поиграем. Игра называется «Кто быстрее?» Я буду задавать вопросы, А вы отвечать. За каждый правильный Ответ получите сюрприз. – Что значит быть здоровым? – Что нужно делать? Чем заниматься? Какие лекарственные травы вы знаете? Какие старинные способы лечения от болезней вы знаете? (ответы детей) |
игровой метод | |||
За каждый правильный ответ воспитатель дает детям кусочки овощей и фруктов с блюда. – Дети, кто-нибудь догадался, почему я даю вам такие сюрпризы (овощи и фрукты полезны, в них много витаминов) – Вы ребята, молодцы! – Ты Кузя все запомнил? |
поддержание умственной работоспособности в конце занятия | |||
– Я вами очень довольна! – Давайте крикнем все «Ура»! |
элемент дыхательной гимнастики Оздоровительный момент |