Рабочая программа курса внеурочной деятельности в 1-м классе "Физика для малышей"

16.11.2011

Программа курса внеурочной деятельности по физике «Физика для малышей» в 1-ом классе разработана на основе рекомендаций УМК «Планета знаний» в соответствии с государственным образовательным Стандартом начального общего образования I поколения и с учетом Стандартов II поколения. Программа нацелена на решение приоритетной задачи начального общего образования – формирование универсальных учебных действий (УУД): общих учебных умений, обобщенных способов действий, ключевых умений, обеспечивающих готовность и способность ребенка к овладению компетентностью «уметь учиться».

Развитие организационных умений осуществляется через проблемно-диалоговую технологию освоения новых знаний, где учитель – режиссер учебного процесса, а ученики совместно с ним ставят и решают предметную проблему.

Интеллектуальные умения предполагают развитие наглядно-образного мышления, свойственного детям младшего школьного возраста.

Развитие оценочных умений позволяет ребенку в каждой конкретной ситуации самому выбирать, как поступить, и оценивать поступки.

Развитие коммуникативных умений формирует способность договариваться с людьми, согласуя интересы и взгляды для успешной совместной деятельности.

Цель программы – формирование у младших школьников основ проектной деятельности.

Одной из ведущих технологий реализации программы является игра.

В основу программы положены принципы формирования у обучаемых первичного познавательного интереса к физической науке, понимания окружающего мира и взаимосвязи природных явлений.

Содержание программы предполагает решение следующих задач:

  • освоение знаний о простейших физических законах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации, необходимости физически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Программа составлена на основе пособия «Большая книга научных опытов, игр и экспериментов» (пер. с англ. В.Н. Булгакова. – М.: Астель : АСТ, 2009. 142 с.). В качестве дополнительной литературы использовано учебное пособие И.Я. Ланиной «100 игр по физике» (кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1995. – 224 с.); книга Е.П. Левитана «Малышам о звездах и планетах» (М.: Педагогика, 1986. – 128 с.). В качестве интерактивного оснащения используется сборник дисков СD из серии «Школьная программа на домашнем компьютере. Веселые уроки».

Программа содержит 33 занятия продолжительностью 35 минут каждое в соответствие с триместровой системой обучения.

Тематическое планирование составлено с учетом приобретения первоклассниками элементарных представлений о свойствах воды как источника жизни на Земле; воздуха, понятия тепла как формы энергии; света; магнетизма; электричества; строения Солнечной системы.

Темы занятий

I. Вода

  1. Испарение воды
  2. Растворимость веществ в воде
  3. Поведение предметов на поверхности воды и их погружение
  4. Вода в животном и растительном мире

II. Воздух

  1. Воздух и его свойства
  2. Давление воздуха
  3. Состав воздуха
  4. Воздух как среда распространения звуковых волн

III. Тепло

  1. Передача тепла
  2. Понятие о температуре
  3. Поглощение тепла
  4. Проводники тепла

IV. Свет

  1. Свет и тень
  2. Непрозрачные, прозрачные и полупрозрачные предметы
  3. Свойства света
  4. Как работает перископ

V. Магнетизм

  1. Притяжения магнита
  2. Форма магнита и его сила
  3. Основы магнитных свойств
  4. Магнитные свойства и земное притяжение

VI. Электричество

  1. Электризация объектов
  2. Построение электроскопа
  3. Проводники и диэлектрики
  4. Эффект электричества в воде

VII. Творческие отчеты по индивидуальным проектам (2 занятия)

VIII. Загадочное небо

  1. Все о Солнце
  2. Сколько звезд на небе
  3. Солнечная система
  4. Наша голубая планета
  5. Почему Луна бывает разная
  6. Подробности о планетах

IX. Итоговое занятие

Примерное содержание занятия «Электризация объектов»

Цель занятия: формирование элементарных представлений об электризации трением и о существовании двух видов электрических зарядов.

Ход занятия

I. Демонстрация опытов по электризации на примере воздушного шара. Потребуется: воздушный шар, несколько кусочков мелко порезанной бумаги, стена, водопроводный кран, кусочек шерстяной ткани.

Технологический процесс:

  1. Надуйте воздушный шарик.
  2. Интенсивно потрите его шерстяной тканью.
  3. Поднесите шарик близко к кусочкам бумаги.
  4. Потрите шарик во второй раз.
  5. Поднесите шарик к стене.
  6. Откройте воду в кране.
  7. Потрите шарик в третий раз и держите его близко к текущей воде.
  8. Меняйте позицию шарика, не отводя его далеко от воды.
  9. Потрите шарик и подержите его рядом с волосами.

Обсуждение результатов:

  1. Кусочки бумаги прилипают к шарику.
  2. Шарик прилипает к поверхности стены.
  3. Поток воды изменяет направление, следуя за движениями шарика.
  4. Волосы поднимаются и тянутся к шарику.

Почему так получается?

Шарик становится наэлектризованным после того, как его потрут шерстяной тканью. Он приобретает силу, которая притягивает к себе предметы.

II. Рассказ легенды об открытии электризации.

Дочь знаменитого философа древности Фалеса Милетского пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажное, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка с удивлением рассказала об этом отцу. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено. В первый же раз, как к пристани Милета подошел корабль финикийских купцов, он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натерты шерстяной материей, притягивают легкие предметы.

III. Формирование представлений о двух знаках электрического заряда. На первом этапе предполагается психологическое переключение деятельности. Упражнение «Муха»: первоклассники по линованной в клеточку бумаге рисуют знаки «плюс» и «минус». Далее демонстрируется серия опытов по приобретению телом положительного и отрицательного заряда: эбонитовая палочка, потертая о шерсть – положительный заряд; стеклянная палочка, потертая о шелк – отрицательный заряд.

IV. Применение электричества в практической жизни. Используется интерактивная игра, помещенная на диске «Мурзилка. Кем быть?», в ходе которой происходит обсуждение профессии журналиста. Журналист использует в своей работе такие устройства, как диктофон, фотоаппарат, микрофон, компьютер. Игра способствует не только формированию представлений о практическом применении электричества, но и профессиональной ориентации первоклассников.

V. Развитие познавательного интереса. Демонстрация опыта по вращению линейки, помещенной на корпусе лампы накаливания, под действием наэлектризованной эбонитовой палочки.

Программа курса внеурочной деятельности по физике «Физика для малышей» в 1-ом классе разработана на основе рекомендаций УМК «Планета знаний» в соответствии с государственным образовательным Стандартом начального общего образования I поколения и с учетом Стандартов II поколения. Программа нацелена на решение приоритетной задачи начального общего образования – формирование универсальных учебных действий (УУД): общих учебных умений, обобщенных способов действий, ключевых умений, обеспечивающих готовность и способность ребенка к овладению компетентностью «уметь учиться».

Развитие организационных умений осуществляется через проблемно-диалоговую технологию освоения новых знаний, где учитель – режиссер учебного процесса, а ученики совместно с ним ставят и решают предметную проблему.

Интеллектуальные умения предполагают развитие наглядно-образного мышления, свойственного детям младшего школьного возраста.

Развитие оценочных умений позволяет ребенку в каждой конкретной ситуации самому выбирать, как поступить, и оценивать поступки.

Развитие коммуникативных умений формирует способность договариваться с людьми, согласуя интересы и взгляды для успешной совместной деятельности.

Цель программы – формирование у младших школьников основ проектной деятельности.

Одной из ведущих технологий реализации программы является игра.

В основу программы положены принципы формирования у обучаемых первичного познавательного интереса к физической науке, понимания окружающего мира и взаимосвязи природных явлений.

Содержание программы предполагает решение следующих задач:

  • освоение знаний о простейших физических законах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации, необходимости физически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Программа составлена на основе пособия «Большая книга научных опытов, игр и экспериментов» (пер. с англ. В.Н. Булгакова. – М.: Астель : АСТ, 2009. 142 с.). В качестве дополнительной литературы использовано учебное пособие И.Я. Ланиной «100 игр по физике» (кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1995. – 224 с.); книга Е.П. Левитана «Малышам о звездах и планетах» (М.: Педагогика, 1986. – 128 с.). В качестве интерактивного оснащения используется сборник дисков СD из серии «Школьная программа на домашнем компьютере. Веселые уроки».

Программа содержит 33 занятия продолжительностью 35 минут каждое в соответствие с триместровой системой обучения.

Тематическое планирование составлено с учетом приобретения первоклассниками элементарных представлений о свойствах воды как источника жизни на Земле; воздуха, понятия тепла как формы энергии; света; магнетизма; электричества; строения Солнечной системы.

Темы занятий

I. Вода

  1. Испарение воды
  2. Растворимость веществ в воде
  3. Поведение предметов на поверхности воды и их погружение
  4. Вода в животном и растительном мире

II. Воздух

  1. Воздух и его свойства
  2. Давление воздуха
  3. Состав воздуха
  4. Воздух как среда распространения звуковых волн

III. Тепло

  1. Передача тепла
  2. Понятие о температуре
  3. Поглощение тепла
  4. Проводники тепла

IV. Свет

  1. Свет и тень
  2. Непрозрачные, прозрачные и полупрозрачные предметы
  3. Свойства света
  4. Как работает перископ

V. Магнетизм

  1. Притяжения магнита
  2. Форма магнита и его сила
  3. Основы магнитных свойств
  4. Магнитные свойства и земное притяжение

VI. Электричество

  1. Электризация объектов
  2. Построение электроскопа
  3. Проводники и диэлектрики
  4. Эффект электричества в воде

VII. Творческие отчеты по индивидуальным проектам (2 занятия)

VIII. Загадочное небо

  1. Все о Солнце
  2. Сколько звезд на небе
  3. Солнечная система
  4. Наша голубая планета
  5. Почему Луна бывает разная
  6. Подробности о планетах

IX. Итоговое занятие

Примерное содержание занятия «Электризация объектов»

Цель занятия: формирование элементарных представлений об электризации трением и о существовании двух видов электрических зарядов.

Ход занятия

I. Демонстрация опытов по электризации на примере воздушного шара. Потребуется: воздушный шар, несколько кусочков мелко порезанной бумаги, стена, водопроводный кран, кусочек шерстяной ткани.

Технологический процесс:

  1. Надуйте воздушный шарик.
  2. Интенсивно потрите его шерстяной тканью.
  3. Поднесите шарик близко к кусочкам бумаги.
  4. Потрите шарик во второй раз.
  5. Поднесите шарик к стене.
  6. Откройте воду в кране.
  7. Потрите шарик в третий раз и держите его близко к текущей воде.
  8. Меняйте позицию шарика, не отводя его далеко от воды.
  9. Потрите шарик и подержите его рядом с волосами.

Обсуждение результатов:

  1. Кусочки бумаги прилипают к шарику.
  2. Шарик прилипает к поверхности стены.
  3. Поток воды изменяет направление, следуя за движениями шарика.
  4. Волосы поднимаются и тянутся к шарику.

Почему так получается?

Шарик становится наэлектризованным после того, как его потрут шерстяной тканью. Он приобретает силу, которая притягивает к себе предметы.

II. Рассказ легенды об открытии электризации.

Дочь знаменитого философа древности Фалеса Милетского пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажное, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка с удивлением рассказала об этом отцу. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено. В первый же раз, как к пристани Милета подошел корабль финикийских купцов, он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натерты шерстяной материей, притягивают легкие предметы.

III. Формирование представлений о двух знаках электрического заряда. На первом этапе предполагается психологическое переключение деятельности. Упражнение «Муха»: первоклассники по линованной в клеточку бумаге рисуют знаки «плюс» и «минус». Далее демонстрируется серия опытов по приобретению телом положительного и отрицательного заряда: эбонитовая палочка, потертая о шерсть – положительный заряд; стеклянная палочка, потертая о шелк – отрицательный заряд.

IV. Применение электричества в практической жизни. Используется интерактивная игра, помещенная на диске «Мурзилка. Кем быть?», в ходе которой происходит обсуждение профессии журналиста. Журналист использует в своей работе такие устройства, как диктофон, фотоаппарат, микрофон, компьютер. Игра способствует не только формированию представлений о практическом применении электричества, но и профессиональной ориентации первоклассников.

V. Развитие познавательного интереса. Демонстрация опыта по вращению линейки, помещенной на корпусе лампы накаливания, под действием наэлектризованной эбонитовой палочки.

Программа курса внеурочной деятельности по физике «Физика для малышей» в 1-ом классе разработана на основе рекомендаций УМК «Планета знаний» в соответствии с государственным образовательным Стандартом начального общего образования I поколения и с учетом Стандартов II поколения. Программа нацелена на решение приоритетной задачи начального общего образования – формирование универсальных учебных действий (УУД): общих учебных умений, обобщенных способов действий, ключевых умений, обеспечивающих готовность и способность ребенка к овладению компетентностью «уметь учиться».

Развитие организационных умений осуществляется через проблемно-диалоговую технологию освоения новых знаний, где учитель – режиссер учебного процесса, а ученики совместно с ним ставят и решают предметную проблему.

Интеллектуальные умения предполагают развитие наглядно-образного мышления, свойственного детям младшего школьного возраста.

Развитие оценочных умений позволяет ребенку в каждой конкретной ситуации самому выбирать, как поступить, и оценивать поступки.

Развитие коммуникативных умений формирует способность договариваться с людьми, согласуя интересы и взгляды для успешной совместной деятельности.

Цель программы – формирование у младших школьников основ проектной деятельности.

Одной из ведущих технологий реализации программы является игра.

В основу программы положены принципы формирования у обучаемых первичного познавательного интереса к физической науке, понимания окружающего мира и взаимосвязи природных явлений.

Содержание программы предполагает решение следующих задач:

  • освоение знаний о простейших физических законах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации, необходимости физически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Программа составлена на основе пособия «Большая книга научных опытов, игр и экспериментов» (пер. с англ. В.Н. Булгакова. – М.: Астель : АСТ, 2009. 142 с.). В качестве дополнительной литературы использовано учебное пособие И.Я. Ланиной «100 игр по физике» (кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1995. – 224 с.); книга Е.П. Левитана «Малышам о звездах и планетах» (М.: Педагогика, 1986. – 128 с.). В качестве интерактивного оснащения используется сборник дисков СD из серии «Школьная программа на домашнем компьютере. Веселые уроки».

Программа содержит 33 занятия продолжительностью 35 минут каждое в соответствие с триместровой системой обучения.

Тематическое планирование составлено с учетом приобретения первоклассниками элементарных представлений о свойствах воды как источника жизни на Земле; воздуха, понятия тепла как формы энергии; света; магнетизма; электричества; строения Солнечной системы.

Темы занятий

I. Вода

  1. Испарение воды
  2. Растворимость веществ в воде
  3. Поведение предметов на поверхности воды и их погружение
  4. Вода в животном и растительном мире

II. Воздух

  1. Воздух и его свойства
  2. Давление воздуха
  3. Состав воздуха
  4. Воздух как среда распространения звуковых волн

III. Тепло

  1. Передача тепла
  2. Понятие о температуре
  3. Поглощение тепла
  4. Проводники тепла

IV. Свет

  1. Свет и тень
  2. Непрозрачные, прозрачные и полупрозрачные предметы
  3. Свойства света
  4. Как работает перископ

V. Магнетизм

  1. Притяжения магнита
  2. Форма магнита и его сила
  3. Основы магнитных свойств
  4. Магнитные свойства и земное притяжение

VI. Электричество

  1. Электризация объектов
  2. Построение электроскопа
  3. Проводники и диэлектрики
  4. Эффект электричества в воде

VII. Творческие отчеты по индивидуальным проектам (2 занятия)

VIII. Загадочное небо

  1. Все о Солнце
  2. Сколько звезд на небе
  3. Солнечная система
  4. Наша голубая планета
  5. Почему Луна бывает разная
  6. Подробности о планетах

IX. Итоговое занятие

Примерное содержание занятия «Электризация объектов»

Цель занятия: формирование элементарных представлений об электризации трением и о существовании двух видов электрических зарядов.

Ход занятия

I. Демонстрация опытов по электризации на примере воздушного шара. Потребуется: воздушный шар, несколько кусочков мелко порезанной бумаги, стена, водопроводный кран, кусочек шерстяной ткани.

Технологический процесс:

  1. Надуйте воздушный шарик.
  2. Интенсивно потрите его шерстяной тканью.
  3. Поднесите шарик близко к кусочкам бумаги.
  4. Потрите шарик во второй раз.
  5. Поднесите шарик к стене.
  6. Откройте воду в кране.
  7. Потрите шарик в третий раз и держите его близко к текущей воде.
  8. Меняйте позицию шарика, не отводя его далеко от воды.
  9. Потрите шарик и подержите его рядом с волосами.

Обсуждение результатов:

  1. Кусочки бумаги прилипают к шарику.
  2. Шарик прилипает к поверхности стены.
  3. Поток воды изменяет направление, следуя за движениями шарика.
  4. Волосы поднимаются и тянутся к шарику.

Почему так получается?

Шарик становится наэлектризованным после того, как его потрут шерстяной тканью. Он приобретает силу, которая притягивает к себе предметы.

II. Рассказ легенды об открытии электризации.

Дочь знаменитого философа древности Фалеса Милетского пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажное, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка с удивлением рассказала об этом отцу. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено. В первый же раз, как к пристани Милета подошел корабль финикийских купцов, он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натерты шерстяной материей, притягивают легкие предметы.

III. Формирование представлений о двух знаках электрического заряда. На первом этапе предполагается психологическое переключение деятельности. Упражнение «Муха»: первоклассники по линованной в клеточку бумаге рисуют знаки «плюс» и «минус». Далее демонстрируется серия опытов по приобретению телом положительного и отрицательного заряда: эбонитовая палочка, потертая о шерсть – положительный заряд; стеклянная палочка, потертая о шелк – отрицательный заряд.

IV. Применение электричества в практической жизни. Используется интерактивная игра, помещенная на диске «Мурзилка. Кем быть?», в ходе которой происходит обсуждение профессии журналиста. Журналист использует в своей работе такие устройства, как диктофон, фотоаппарат, микрофон, компьютер. Игра способствует не только формированию представлений о практическом применении электричества, но и профессиональной ориентации первоклассников.

V. Развитие познавательного интереса. Демонстрация опыта по вращению линейки, помещенной на корпусе лампы накаливания, под действием наэлектризованной эбонитовой палочки.


aid: 604106