Программа курса внеурочной деятельности по физике «Физика для малышей» в 1-ом классе разработана на основе рекомендаций УМК «Планета знаний» в соответствии с государственным образовательным Стандартом начального общего образования I поколения и с учетом Стандартов II поколения. Программа нацелена на решение приоритетной задачи начального общего образования – формирование универсальных учебных действий (УУД): общих учебных умений, обобщенных способов действий, ключевых умений, обеспечивающих готовность и способность ребенка к овладению компетентностью «уметь учиться».
Развитие организационных умений осуществляется через проблемно-диалоговую технологию освоения новых знаний, где учитель – режиссер учебного процесса, а ученики совместно с ним ставят и решают предметную проблему.
Интеллектуальные умения предполагают развитие наглядно-образного мышления, свойственного детям младшего школьного возраста.
Развитие оценочных умений позволяет ребенку в каждой конкретной ситуации самому выбирать, как поступить, и оценивать поступки.
Развитие коммуникативных умений формирует способность договариваться с людьми, согласуя интересы и взгляды для успешной совместной деятельности.
Цель программы – формирование у младших школьников основ проектной деятельности.
Одной из ведущих технологий реализации программы является игра.
В основу программы положены принципы формирования у обучаемых первичного познавательного интереса к физической науке, понимания окружающего мира и взаимосвязи природных явлений.
Содержание программы предполагает решение следующих задач:
- освоение знаний о простейших физических законах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации, необходимости физически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Программа составлена на основе пособия «Большая книга научных опытов, игр и экспериментов» (пер. с англ. В.Н. Булгакова. – М.: Астель : АСТ, 2009. 142 с.). В качестве дополнительной литературы использовано учебное пособие И.Я. Ланиной «100 игр по физике» (кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1995. – 224 с.); книга Е.П. Левитана «Малышам о звездах и планетах» (М.: Педагогика, 1986. – 128 с.). В качестве интерактивного оснащения используется сборник дисков СD из серии «Школьная программа на домашнем компьютере. Веселые уроки».
Программа содержит 33 занятия продолжительностью 35 минут каждое в соответствие с триместровой системой обучения.
Тематическое планирование составлено с учетом приобретения первоклассниками элементарных представлений о свойствах воды как источника жизни на Земле; воздуха, понятия тепла как формы энергии; света; магнетизма; электричества; строения Солнечной системы.
Темы занятий
I. Вода
- Испарение воды
- Растворимость веществ в воде
- Поведение предметов на поверхности воды и их погружение
- Вода в животном и растительном мире
II. Воздух
- Воздух и его свойства
- Давление воздуха
- Состав воздуха
- Воздух как среда распространения звуковых волн
III. Тепло
- Передача тепла
- Понятие о температуре
- Поглощение тепла
- Проводники тепла
IV. Свет
- Свет и тень
- Непрозрачные, прозрачные и полупрозрачные предметы
- Свойства света
- Как работает перископ
V. Магнетизм
- Притяжения магнита
- Форма магнита и его сила
- Основы магнитных свойств
- Магнитные свойства и земное притяжение
VI. Электричество
- Электризация объектов
- Построение электроскопа
- Проводники и диэлектрики
- Эффект электричества в воде
VII. Творческие отчеты по индивидуальным проектам (2 занятия)
VIII. Загадочное небо
- Все о Солнце
- Сколько звезд на небе
- Солнечная система
- Наша голубая планета
- Почему Луна бывает разная
- Подробности о планетах
IX. Итоговое занятие
Примерное содержание занятия «Электризация объектов»
Цель занятия: формирование элементарных представлений об электризации трением и о существовании двух видов электрических зарядов.
Ход занятия
I. Демонстрация опытов по электризации на примере воздушного шара. Потребуется: воздушный шар, несколько кусочков мелко порезанной бумаги, стена, водопроводный кран, кусочек шерстяной ткани.
Технологический процесс:
- Надуйте воздушный шарик.
- Интенсивно потрите его шерстяной тканью.
- Поднесите шарик близко к кусочкам бумаги.
- Потрите шарик во второй раз.
- Поднесите шарик к стене.
- Откройте воду в кране.
- Потрите шарик в третий раз и держите его близко к текущей воде.
- Меняйте позицию шарика, не отводя его далеко от воды.
- Потрите шарик и подержите его рядом с волосами.
Обсуждение результатов:
- Кусочки бумаги прилипают к шарику.
- Шарик прилипает к поверхности стены.
- Поток воды изменяет направление, следуя за движениями шарика.
- Волосы поднимаются и тянутся к шарику.
Почему так получается?
Шарик становится наэлектризованным после того, как его потрут шерстяной тканью. Он приобретает силу, которая притягивает к себе предметы.
II. Рассказ легенды об открытии электризации.
Дочь знаменитого философа древности Фалеса Милетского пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажное, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка с удивлением рассказала об этом отцу. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено. В первый же раз, как к пристани Милета подошел корабль финикийских купцов, он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натерты шерстяной материей, притягивают легкие предметы.
III. Формирование представлений о двух знаках электрического заряда. На первом этапе предполагается психологическое переключение деятельности. Упражнение «Муха»: первоклассники по линованной в клеточку бумаге рисуют знаки «плюс» и «минус». Далее демонстрируется серия опытов по приобретению телом положительного и отрицательного заряда: эбонитовая палочка, потертая о шерсть – положительный заряд; стеклянная палочка, потертая о шелк – отрицательный заряд.
IV. Применение электричества в практической жизни. Используется интерактивная игра, помещенная на диске «Мурзилка. Кем быть?», в ходе которой происходит обсуждение профессии журналиста. Журналист использует в своей работе такие устройства, как диктофон, фотоаппарат, микрофон, компьютер. Игра способствует не только формированию представлений о практическом применении электричества, но и профессиональной ориентации первоклассников.
V. Развитие познавательного интереса. Демонстрация опыта по вращению линейки, помещенной на корпусе лампы накаливания, под действием наэлектризованной эбонитовой палочки.