Урок-викторина позволяет осуществить интегрированный подход к изучению предмета, помогает установить контакт с учащимися, стимулирует их самостоятельность, концентрирует внимание, создает ситуацию успеха, расширяет кругозор и любовь к природе, предмету, способствует формированию личностного опыта.
Данный урок предназначен для работы с учащимися 7-х классов; может быть использована так же для проведения: обобщающего урока, предметных недель биологии, вечеров. Ребята готовятся к уроку за 1-2 недели. Урок рассчитан на 45 мин.
Цель урока: Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме рыбы. Расширить представления о многообразие рыб. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать интерес к предмету. Учить детей пользоваться энциклопедическими источниками.(Слайд 1)
Оборудование: Таблицы “Внешнее и внутреннее строение рыб”. Раздаточный материал с заданиями по вариантам, экран, компьютерная презентация.
Ход урока
Класс делится на 3 группы (команды). Ребята придумывают название своей команде. Каждая группа (команда) получает одинаковые задания. Участникам предлагается ответить на 13 вопросов, используя справочную литературу. (Слайд 2)
I конкурс “Не родственники, а тезки”.
В этом конкурсе соревнуются команды между собой.
За каждый правильный ответ 1 балл. После проверки подсчитывается количество баллов набранных командой и объявляется победитель в этом конкурсе.Презентация (слайды 3-17)
- Какая рыба называется так же, как спортсмен – легкоатлет? (Прыгун-илистый)
- Какая морская рыба по форме напоминает шахматную фигуру? (Морской конек).
- Крупная хищная рыба с плоским телом и острым хвостом называется так же, как и пологий спуск, и автомобильная шина? (Скат).
- Какая аквариумная рыбка называется так же, как астрономический прибор? ( Рыба телескоп)
- Какая мелкая рыбка, которую можно встретить в реках Амазонки и в наших аквариумах, называется так же, как химический элемент? (Неон).
- Популярная аквариумная рыбка и обитающая в Америке певчая птица семейства Овсянковых с ярко–окрашенным оперением у самцов имеют одинаковое значение. Какое? (Кардинал).
- Эту рыбу зоологи, как только поймали, сразу же окрестили “живым ископаемым?”. (Латимерия)
- Какая рыба, живущая в Красном море, носит имя императора Франции? (Наполеон)
- Какая рыба называется так же, как и птица, которая служит нам “живым будильником?”. (Морской петух).
- Какая рыба называется так же, как цирковой артист? (Рыба клоун).
- Какая рыба называется так же, как инструмент портного? (Рыба-игла).
- Какая рыба называется так же, как щетка для мытья бутылок? (Рыба-Ерш).
- Какая рыба называется так же, как инструмент плотника? (Рыба-пила).
- Каким словом одинаково названы рыбы и продолговатый пшеничный хлебец? (Сайка).
- Название какой рыбы звучит так же, как ласковое имя мальчика? (Колюшка).
II. Конкурс географов “ Где-то на белом свете”.
Презентация (слайд 18-23)
В этом конкурсе участвуют капитаны команд. За каждый правильный ответ капитан команды может получить по 2 балла.
- Какая пресноводная рыба называется так же, как и река на Дальнем Востоке? (Амур).
- Название, какого итальянского города, превратится в название рыбы, если его прочитать наоборот? (Налим).
- Эта вкусная рыба названа в честь средиземноморского острова. Близ него образован и ее первый промысел? (Сардина)
- Где протекает река Осетр? (в Тульской и московской областях).
- Какой большой остров напоминает своими очертаниями рыбу? (Сахалин).
- Уберите три последние буквы – и горы в Европе превратятся в рыбу…(Карпаты, Карп).
III. Литературный конкурс.
Презентация (слайд 24-29). За каждый правильный ответ команда получает 1 баллл.
- Какой рыбой угощал Демьян соседа Фоку в басне И. Крылова “Демьянова уха?” (Лещ, Стерлядь)
- Как называется харчевня в сказке “Золотой ключик?” (Три пескаря).
- Какую рыбу пригласили в няньки к глупому мышонку в сказке С. Маршака? (Щука)
- Какая рыба названа “царем-рыбой” в одноименной книге русского писателя В. Астафьева? (Осетр).
- На какой рыбе ездит водяной в русских народных сказках? (Сом).
- Какая рыба нерестится в самые лютые морозы? Какой из русских писателей написал одноименный рассказ о ее ловле? (Налим); “Налим”– рассказ А.П. Чехова.
IV. Конкурс “Аквариум”.
Ребятам раздаются карточки с таблицей. В таблицу они вписывают цифры соответствующие отрядам рыб. См. Приложение 1.
Перед Вами 10 картинок с изображением рыб, относящихся к двум отрядам: Окунеобразные, Лососеобразные. Какая рыба, к какому отряду относится? Карточки с работами ребята сдают жюри. Жюри выбирает победителя в этом конкурсе от каждой команды и объявляет результат. Максимальная оценка 5 баллов. Презентация (слайд 30).
V. Конкурс кроссвордов. См. Приложение 2
Презентация (слайд 31,32)
Учащимся предлагается отгадать кроссворд “Исчезнувшие буквы” и “Рыбный треугольник”. Кроссворды раздаются по вариантам. См. Приложение 3. Ребята работают самостоятельно. В конце урока сдают работы на проверку учителю. Этот конкурс оценивается индивидуально каждого.
В конце урока жюри подводит итоги викторины и называет команду– победителя. Конкурс кроссвордов оценивает учитель и результат ребята получат на следующем уроке.(слайд 33)
Д/З. Выполнить рисунок любой понравившейся рыбы и подписать к рисунку: название рыбы, место обитания, обозначения внешнего строения.