Цель урока: Познакомить учащихся с новыми звуками [ж], [з], [з’] и буквами Ж, ж, З, з.
Задачи урока: Формировать умение выделять эти звуки в речи, находить буквы в словах, формировать навык правильного чтения слов с новыми буквами; развивать фонематический слух, речевую и мыслительную деятельность учащихся.
Оборудование: «Азбука» 1 кл., (авт. Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец),иллюстрации, толковый словарь Ожегова.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть.
II. Разминка.
а) Чтобы разговаривать,
Надо выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Я буду разговаривать,
Я буду выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
б) Дыхательная гимнастика.
- Вдох через нос, выдох через рот;
- вдох через нос, задержка дыхания, выдох через рот;
- вдох через нос, выдох порциями через рот.
в) Скороговорка.
Дятел дуб долбил, да не выдолбил.
III. Актуализация знаний.
Уч: Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с новыми звуками и буквами.
Назовите буквы, которые написаны на доске:
а Л Р у о и э м Н й
Уч: Что вы можете сказать об этих буквах?
Д: Они обозначают гласные и согласные звуки.
Ещё их можно разделить на две группы: 1 гр.- большие буквы, 2 гр.- маленькие буквы.
Или, 1 гр.- буквы, которые обозначают гласные звуки, 2 гр.- буквы, которые обозначают согласные звуки.
А ещё, буква – и – лишняя, все печатные, а – и письменная.
Уч: Молодцы!
Разделите эти буквы на две группы: обозначающие гласные звуки и согласные звуки.
Д: Буквы гласных звуков: а, у, о, э, и. Буквы согласных звуков: л, р, м, н,й.
Уч: А теперь составьте слова из букв второй группы.
Дети начинают работать. Недоумение. Перешёптывание.
Д: Мы не можем это сделать, потому что в этой группе нет гласных.
Уч: Как можно выполнить это зпадание?
Д: Если взять буквы из первой группы.
Проверка: май, лай, мой, мэр, луна.
Уч: Какие бывают буквы?
Д: Буквы, обозначающие гласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.
Уч: Хорошо. Но прежде чем мы начнём читать, проведём ритмическую гимнастику.
Встаньте, положите руки на брюшной пресс, вдохните через нос:
Доска: / а__ - звук – а произносится долго на одном выдохе,
/ у у у у у__ -звук каждой буквы произносится коротко;
/ э__ - при вдохе этот звук пропойте мелодией песни «В траве сидел кузнечик».
IV. Открытие нового материала.
Уч: Мы хорошо подготовили свой речевой аппарат к работе, вспомнили знакомые звуки и буквы, а сейчас будем читать слова. Первая буква в этих словах «спряталась».
Доска.
…уравль |
|
…аяц |
|
…ираф |
|
…емляника |
Уч: Прочитайте шёпотом слова первого столбика, догадайтесь, какие буквы «спрятались».
Дети читают. Называют букву -ж. Учитель вписывает букву в слова первого столбика.
Уч: Прочитайте шёпотом слова второго столбика, догадайтесь, какие буквы «спрятались».
Дети читают. Называют букву -з. Учитель вписывает букву в слова второго столбика.
Уч: Вы уже, наверное, догадались о каких новых звуках и буквах мы сегодня будем говорить на уроке.
Ещё раз прочитайте хором слова первого столбика, послушайте и сравните первые звуки.
Что можете сказать об этих звуках?
Д: Журавль – первый звук [ж] – согласный, потому что воздух проходит с преградами, произносим твёрдо.
В слове жираф – первый звук [ж] – согласный и тоже твёрдый.
Уч: Хорошо. Прочитайте хором слова второго столбика, послушайте и сравните первые звуки в словах. Что можете сказать об этих звуках?
Д: Заяц – первый звук [з] – согласный, воздух проходит с преградами, твёрдый.
Земляника – первый звук [з’] – согласный, мягкий.
Учитель на доске обозначает синим и зелёным цветом твёрдые и мягкие звуки под вписанными буквами.
Уч: Посмотрите на таблицу. Восстановите в памяти образ букв Ж, ж, З, з.
Доска. Таблица с буквами.
Уч: Откройте самый последний разворот «Азбуки» и найдите эти буквы.
Прочитайте правильно название букв.
Дети читают хором.
Уч: Какая буква в алфавите стоит перед буквой Ж? После буквы З?
Прочитайте первые две строчки алфавита хором.
Дети выполняют задания.
Уч: А теперь откройте форзац «Азбуки». Найдите буквы жэ и зэ, прочитайте слова, которые написаны рядом с этими буквами.
Д: Жук, «ж-ж-ж». Звёзды.
V. Физкультминутка. Бабочка. Упражнения для укрепления зрения.
VI. Работа с новым материалом.
а) Работа по учебнику.
Уч: Откройте «Азбуку» на с.49.
Рассмотрите внимательно рисунки. Какие буквы изображены?
Д: Буквы жэ и зэ. Печатные большие и маленькие, письменные прописные и строчные.
Уч: Сколько изображено букв жэ, зэ?
Д: Четыре – жэ: жук, жираф, журавль, жаба. Четыре – зэ: змея, заяц, земляника, звёзды выстроились в форме буквы зэ.
Уч: Для чего нам нужны большие буквы?
Ответы детей.
Далее учитель просит девочек назвать слова в которых есть звук [з], а мальчиков, слова в которых есть звук [з’].
Ответы детей.
Уч: А что же со звуком [ж]?
Д: Он всегда твёрдый.
Уч: Назовите слова в которых есть звук [ж].
Дети называют.
Уч: Итак, ещё раз охарактеризуйте звуки [ж], [з], [з’].
Дети ещё раз делают вывод.
Учитель просит назвать девочек одушевлённые предметы, а мальчиков неодушевлённые.
Дети называют.
Уч: Посмотрите внимательно ещё раз на рисунки и назовите слова, которые обозначают признаки предметов, нарисованных здесь.
Дети:
Жираф (какой?) высокий,
жук (какой?) весёлый,
журавль (какой?) серый,
земляника (какая?) красная…
Дети называют ещё примеры.
Учитель просит девочек назвать предметы женского рода, а мальчиков – мужского рода.
Дети называют.
Уч: Рассмотрите рисунки. Придумайте предложения , в которых будет как можно больше слов с буквами –жэ, зэ.
Дети составляют.
Уч: Составьте маленький рассказ на тему «Цирк».
Дети составляют небольшой рассказ.
Уч: Прекрасно. Вы много использовали слова с буквами жэ и зэ. Давайте повторим, что мы узнали о звуках [ж], [з], [з’].
Дети:
- Звуки [з], [з’] – согласные, перед гласными а, о, у, ы, э – твёрдый; пред гласными и, е, ё, ю, я – мягкие.
- Звук [ж] – согласный, всегда твёрдый.
Уч: Вы хорошо потрудились. Давайте отдохнём и проведём фикультминутку.
VII. Физкультминутка. (Подвижная).
VIII. Первичное закрепление.
а) Чтение слов.
Доска:
жа-ба Жу-жу |
|
жир-ный |
|
за-бор |
|
жи-ла |
|
зва-ли |
|
жи-вот |
|
ар-буз |
|
ры-бий жир |
|
ми-мо-за |
|
од-наж-ды |
|
об-жо-ра |
ба-нан |
- Словарная работа (значение выделенных слов). Толковый словарь.
Уч: А сейчас, ребята, мы прочитаем очень интересный рассказ. О ком этот рассказ, вы узнаете, когда прочтёте его.
б) Чтение рассказа. Тетрадь «Я читаю» с.11.
Читают сильные ученики.
в) Анализ рассказа.
- Кто герой рассказа?
- Что она ела на ужин?
- А в жизни какой ужин у жабы?
- А у вас какой ужин?
Ответы детей.
Уч: Молодцы. Чтобы вы росли здоровыми нужно много есть фруктов, молочных продуктов. В них большое содержание кальция, который нужен для строения костей.
г) Работа в группах.
Уч: Возьмите простые карандаши. Первый ряд подчеркнёт слова, в которых есть буква жэ, а второй ряд – слова, в которых есть буква зэ.
Дети подчёркивают.
Проверка: обратная сторона доски.
IX. Итог урока.
Уч: Что больше всего понравилось на уроке?
Х. Рефлексия
Я даю вам маленький рисунок, на котором изображена жаба Жужу. Вы нарисуйте недостающие части, а главное, не забудьте улыбку, если вам урок понравился. Раскрасьте жабу, учитывая своё настроение.
Дети работают.
Всем спасибо. Жаба Жужу у всех получилась великолепной!