Тема урока "Предложение". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Тема урока: Предложение.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: Урок-практикум.

Технологии:

  • Элементы технологии развивающего обучения;
  • Элементы нейролингвистического программирования.
  • Здоровьесберегющие методы и средства.

Цели урока:

Образовательные:

  • Закрепление практических умений разбора и характеристики синтаксических конструкций; Установление внутрипредметных и межпредметных знаний; Формирование навыков монологической устной речи;
  • Развитие навыков самостоятельной работы;
  • Попутное повторение морфемного состава слова.

Развивающие:

  • Обобщение и систематизация знаний по синтаксису и пунктуации.
  • Формирование целостной системы ведущих знаний о простом и сложном предложении;
  • Поддерживание познавательный интерес к предмету.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса к русскому языку;
  • Формирование умения работать в парах, группах;
  • Воспитание чувства коллективизма, сплоченности, взаимовыручки и дружбы;
  • Воспитание сопереживания успеху.

Оборудование:

1.Среда WORD, Power Point; (Приложение 1. Приложение 2). 2.Сигнальные карточки зеленого и красного цвета; 3. Алгоритм определения предложения по цели высказывания.

Ход урока

1. Организация начала урока.

А. Якорение.

Дети заходят в класс, садятся за парты. Урок начинается с ритмических хлопков. Весь класс подстраивается к такту. Общий ритм и темп хлопков объединяют преподавателя и учащихся, включают в общее действие. Таким образом, создается радостное настроение, благоприятная атмосфера на уроке, что способствует лучшему усвоению материала.

Б. Активизация мышления с помощью метафоры

(Метафора основана на сходстве, и ее использование обогащает модель мира, воздействуют на оба полушария, активизируют мышление и память, задействуют глубинные структуры психики, так как для создания метафоры используется особый язык – паттерны языкового влияния или Милтон-модель)

Учитель: – “Учиться можно любой вещи, – говорил Учитель своим ученикам. – Все в этом мире существует, чтоб наставлять нас”. “Чему же учит нас железная дорога?” – спросил ученик. “Тому, что, опоздав на мгновение, ты можешь упустить все”. “А телеграф?” “Тому, что каждое наше слово учитывается”. “А телефон?” “Все, что мы говорим здесь, слышно там”.

В. Вступительное слово учителя

Учитель: – Ребята, сегодня мы закрепим теоретические и практические умения и навыки, которые приобрели на предыдущих уроках, изучая простые и сложные предложения. Все готовы.

(Дети поднимают карточки, которые говорят об их готовности)

Учитель: – Кто может сформулировать тему нашего урока?

(После ответов детей число и тема проецируется на экране)

Слайды № 1-2.

Число. Классная работа.

Простые и сложные предложения.

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

(На экране проецируются слова: подлежащее, определение, существительное, дополнение).

Слайд № 3.

Подлежащее
Определение
Существительное
Дополнение

Учитель: – Что можно сгруппировать?

Учитель: – Что лишнее?

Учитель: – На какие две группы можно разделить члены предложения?

3. Повторение и анализ основных фактов, явлений, событий.

А. Повторение теоретического материала при помощи “Игры с мячом”.

(Этот прием очень полезен при закреплении и повторении материала. Когда ребенку бросают мяч, он впадает в кратковреиенное состояние, подобное конфузионному трансу. Его сознание занято контролем за движениям и ловлей мячика. В этот момент его бессознательное занято решением вопроса, который он слышит).

Учитель: – Что называется предложением?

Учитель: – Какое предложение называется простым?

Учитель: – Какое предложение называется сложным?

Учитель: – Что называется грамматической основой?

Учитель: – Что называется подлежащим?

Учитель: – Что называется сказуемым?

Б. Выборочное списывание.

Учитель: – Из предложений, спроецированных на экран, выпишите грамматические основы.

– Определить вид предложения по его конструкции.

– Всем понятно задание?

(Дети показывают карточки).

Слайд: № 4. (см. Приложение 2)

Задание: Выпишите грамматические основы.

Определите вид предложения по его конструкции.

1. В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышатся заспанные голоса.
2. Молнии не ударяли в землю зигзагами, а полыхали розовым светом.
3. Туча уходила на север, а на юге вечернее небо уже очистилось.
4. На небе засверкали звезды, когда туча совсем ушла.

Учитель: – Сравните выписанное вами с записью на экране.

Слайд: № 5.

Проверь себя:

1. Горят лучины, слышаться голоса. СБП
2. Молнии не ударяли, а полыхали. ПП
3. Туча уходили, а небо очистилось. ССП
4. Засверкали звезды, когда туча ушла. СПП

(Дети проверяют и оценивают себя)

В. Психологическая пауза.

Учитель: – А сейчас мы с вами перенесемся в театр жестов. – Что передают наши предложения? (состояние природы)

Учитель: – А какими жестами и мимикой вы передадите смысл этих предложений?

Учитель: – Вы на уроках много пишите и не всегда следите за своей осанкой. Покажите, как сидит царица или царь? А как сидит кассир в магазине?

Учитель: – Покажите, как вы сердитесь? А как радуетесь своей удаче? А как радуетесь удаче одноклассника?

Г. Осложненное списывание.

Учитель: – А как вы скажете своему товарищу об этом?

Учитель: – Какое у вас получилось предложение по эмоциональной окраске? (восклицательное).

Учитель: – А какие бывают предложения по цели высказывания?

Учитель: – Спишите предложения и расставьте знаки препинания.

– Всем понятно задание? (дети показывают карточки)

– Если у кого-то возникнут вопросы в процессе выполнения задания, вы можете поднять красную карточку, я к вам подойду.

(один ученик работает за доской).

Слайд № 6.

Задание: Спишите предложения и расставьте знаки препинания.

  1. Откуда начинается Россия
  2. Друзья мои прекрасен наш союз
  3. Полюбуйтесь этим небом этим полем этим хлебом
  4. Ветер внезапно налетел и промчался

Учитель: – Как мимика и жесты могут нам донести смысл этих предложений?

Учитель:– Составьте побудительное восклицательное предложение.

Учитель: – Расскажите о каждом виде предложений по цели высказывания по схеме

Слайд № 7.

Учитель: – Повествовательное предложение разберите по членам предложения, сделайте схему.

Ученики: – (самостоятельно делают полный синтаксический разбор в тетрадях).

Учитель:– А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение задания у своего соседа по парте, сверив с доской.

(Один ученик читает разбор, спроецированный на экран).

Слайд № 8

(Один ученик на доске чертит схему).

Д. Составление монологических высказываний.

Учитель: – Чем же осложнено это простое предложение?

Учитель: – А какие члены предложения могут быть однородными?

Учитель: – Расскажите об однородных членах предложения.

Ученики: – (Рассказывают всё об однородных членах по цепочке, а в это время один ученик чертит на доске)

(Запись, которая должна появиться на доске).

img3.gif (4642 bytes)

4. Повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний, ведущих идей и основных теорий.

А. Работа с текстом в парах.

(Текст у каждого в отпечатанном виде).

Учитель: – Прочитайте внимательно предложения.

Слайд № 9.

1.Васютка проснулся поздно. 2. В избушке одна мать. 3. Дедушка Афанасий ушел куда-то. 4. Васютка поел, полистал учебники, оборвал листок календаря и с радостью отметил, что до первого сентября осталось всего десять дней. 5.Потом засобирался по кедровые шишки.

Учитель: – Ответьте на вопросы.

Слайд № 9.

Вопросы к тексту

1. Что перед нами: текст или отдельные предложения? Докажите свой ответ.
2. Выпишите из первого предложения грамматическую основу.
3. Составьте схему третьего предложения.
4. Определите тип четвертого предложения?
5. Назовите слова с нулевым окончанием. Какие это части речи?

(Проверка практической части задания в виде развернутого ответа на каждый вопрос по мере выполнения)

Б. Диктант с условными обозначениями.

(Для закрепления навыков определения на слух предложения по его синтаксической конструкции).

Учитель: – А сейчас мы с вами напишем диктант с условными обозначениями. Я буду диктовать предложения, а вы распределите их по группам. В первый столбик вы записываете номер простого предложения, а в левый столбик записываете номер сложного предложения.

1.Егоров подал знак, и оба разведчика бесшумно приблизились к нему вплотную. 2.Разведчики окружили окопчик и растянули руками концы своих плащ – палаток. 3.Мальчик вскочил на ноги, подхватил свою торбу и побежал что есть мочи в лес. 4.Ваня не откликнулся, и только гулкое лесное эхо прилетело назад откуда – то сбоку. 5.Передний грузовик немного замедлил ход, и солдат вскочил на подножку. 6.Водитель резким рывком переставил рычаги, и машина с ноющим звуком ползла в гору. 7.Ваня посмотрел в глаза капитану Енакиеву и понял все. 8.Капитан Енакиев притянул к себе мальчика и вдруг быстро прижал его к груди. 9.Ваня и Биденко прошли через город.

(По В. Катаеву)

Слайд № 10.

Проверка диктанта.

простые предложения: 2, 3, 7, 8, 9;
сложные предложения: 1, 4, 5, 6.

5. Итог урока.

Учитель: – Какой теоретический материал мы повторили на уроке?

– Какие практические навыки закрепили?

– О каком предложении мы говорили больше?

– Кто догадается, что мы будем повторять на следующем уроке?

6. Домашнее задание.

Слайд № 12.

Учитель: – На следующем уроке мы с вами будем играть в игру “Я учитель русского языка”. Для этого вам нужно дома составить и записать на карточке не менее 5-ти сложных предложений без знаков препинания. На уроке мы будем работать по этим карточкам.

7. Выставление оценок.

Самым активным учащимся поставить оценки, а остальных отметить словесно.