Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей "Радуга"

Разделы: Технология


1. Пояснительная записка

Как много может рассказать любознательному человеку интересного, поучительного, иногда забавного и неожиданного привычное, постоянно употребляемое слово “одежда”. В течение всей истории существования человечества люди создавали для себя одежду, внося свой вклад в этот многовековой процесс. Именно этот вид творчества был, наиболее близок большинству людей, т. к. в нем каждый мог проявить сво? мастерство, фантазию, понимание прекрасного. И в наши дни, когда подростков окружает многообразие различных стилей одежды, когда мода меняется очень быстро и очень трудно бывает создать индивидуальный, неповторимый образ, тема гармоничного сочетания элементов костюма и аксессуаров, причёски и макияжа очень актуальна в воспитании девочек, девушек, будущих матерей, хранительниц семейного очага, будущих деловых женщин.

Мода – изменчивая, капризная, необузданная, динамичная, воплощение наших грез и мечтаний. Мода – это глянцевый блеск журналов, это изящные модели, невесомо идущие по подиуму. Кто не хотел бы быть похожим на девушку с обложки последнего журнала моды? Но, мало обладать внешностью и фигурой модели, нужно также уметь держать осанку и показать одежду так, чтобы она выглядела "объемно" и зритель понял ее идею и назначение. Здесь большую роль играет уже внутренняя красота модели, ее артистизм, владение искусством мимики и жеста. Поэтому мода и театр – понятия близкие и очень гармоничные, так как они приобщают нас к миру искусства: искусства игры, поэзии, сотворения костюма. Именно театр дает возможность проявить себя неординарным личностям. Поэтому не только стандартные модели могут демонстрировать одежду, а также и миниатюрные, но обладающие творческими способностями и владеющие актерским мастерством.

Создание новых моделей одежды превосходный способ самовыражения это хороший способ испытать свои творческие способности. Это увлекательное занятие, к тому же это занятие приносит большое удовлетворение от полученных результатов..

Модифицированная образовательная программа “Радуга” призвана подготовить воспитанников к самостоятельной трудовой деятельности, профессиональному самоопределению и последующему овладению различными профессиями, эстетическому отношению к окружающему, чувству коллективизма, ответственности. В Программе “ Радуга” одна тема лаконично переходит в другую, поэтому дети постепенно знакомятся с технологией пошива изделий, а также с профессиями, связанными с миром моды.

Занимаясь по Программе “Радуга”, воспитанники углубляют и расширяют свои знания в технологии пошива, конструирования и моделирования одежды. Задачи программы направлены на развитие у воспитанников творчества, т.е.на развитие деятельности, в результате которой подросток создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для воплощения. Программа построена на принципах доступности, наглядности, системности, а также дает возможность воспитанникам расширить свои познания в школьных дисциплинах. Межпредметная связь прослеживается в разделе “ Мой стиль”, в котором изучая виды форм, силуэтов, конструкции, цвета, необходимо применить знания в области геометрии, черчения, рисования. В разделе “История моего костюма”, “ Большая родня древней туники”, “Сувенир из лоскутков” нужны знания по истории и этнографии. В разделе “Ассортимент женской одежды” необходимо применить знания по химии, физики ( при изучении свойств и состава тканей), а так же по биологии (строение человеческого тела). В разделах “Юбка или брюки?”, “Брюки на разный лад”, “Модели сезона” используются знания математики (при расчётах формул для построения лекал), геометрии, черчения (при построении выкроек, при моделировании). Ребёнок развивается и как личность, он воспитывается и учится чувствовать прекрасное, формирует высокий эстетический вкус, культуру общения.

Актуальность программы заключается в том, что на сегодняшний день профессии швеи, модельера, дизайнера, портного востребованы не менее любых других профессий. Портной XXI века должен соответствовать званию “мастер”, т.е. должен уметь не только кроить и шить, но и “достойно” оформить свое изделие. Освоение данной программы дает воспитанникам основы профессии прямо “в руки”, учит осознать свое “Я” в социуме, возможность самореализовываться, оптимально развивать свой творческий потенциал. Программа актуальна, поскольку предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Новизна программы. Параллельно с обучением кройки и шитью воспитанники осваивают различные виды рукоделия, что дает детям возможность приобрести положительный опыт и использовать его не только как хобби, но и для развития профессиональной направленности.

Главной особенностью программы является её гибкая структура. Темы работы с воспитанниками, являются актуальными и целесообразными в данное время. Каждая тема (раздел) включает вариативность содержания в зависимости от направлений моды и новых технологий обработки швейных материалов, от требований современных педагогических технологий. Такая структура программы позволяет оперативно приспосабливать её ко времени проведения различных конкурсов, праздников и мероприятий.

Формирование у детей основ целостной эстетической культуры невозможно без развития исторической памяти. Огромная роль в этом развитии принадлежит декоративному народному искусству, которое наиболее полно хранит и передает новым поколениям национальные традиции, выработанные народами формы эстетического отношения к миру. Искусство – это великая память народа. Все, что нам оставили наши предки, должно войти в нашу жизнь, стать частью нас самих. Высокое назначение народного искусства заключается в эмоционально-нравственной силе его воздействия на человека. Оно является хранителем народной мудрости, которая впитала в себя опыт тысячелетий. Из поколения в поколение в нем передаются не просто приемы ремесла, а мировоззрение народов, их духовная культура. Соприкасаясь с произведениями народного искусства, дети становятся чище, благороднее. Возникновение чувства радости от встречи с прекрасным помогает постичь науку добра.

Региональный компонент является средством формирования гражданского и эстетического мировоззрения подрастающего поколения Региональный компонент в программе реализуется через изучение народного творчества народов, проживающих на территории Башкортостана, организацию и проведение конкурсов, фестивалей, смотров, ярмарок, посвященных национальным праздникам Республики Башкортостан на уровне ЦДТ, города, республики.

Эффективность работы коллектива по Программе “Радуга” во многом зависит от положительного морально-психологического климата в группах. Поэтому Программа призвана способствовать воспитанию в детях доброжелательности, отзывчивости, трудолюбию и дружелюбию в едином сплочённом коллективе единомышленников.

В Программе уделено внимание совместному труду и общению детей и родителей.

1.1. Цели и задачи программы

Цель Программы:

– Научить шить красивую, модную, удобную и практичную одежду, причём научить быстро, чтобы не отбить желание заниматься этим древним и всегда необходимым ремеслом, а также подготовить воспитанников к самостоятельной трудовой деятельности и к профессиональному самоопределению в жизни; – формирование творчески мыслящей личности, обогащенной знанием народных традиций и умением реализовать на практике свои художественные идеи.

Задачи программы:

 Образовательные задачи программы для 1-го года обучения:

– познакомить детей с историей возникновения одежды, с направлениями современной моды;
– научить работать с тканью, пользоваться необходимыми инструментами, лекалами, строить выкройку, пользоваться журналами, производить раскрой, делать примерку, выполнять отделку изделия;
– научить пользоваться швейной машиной;
– познакомить с основными законами моделирования.

Образовательные задачи программы для 2-го года обучения:

– совершенствовать необходимые навыки в области конструирования, моделирования и пошива одежды;
– научить выполнять эскиз моделей, набросок.

Образовательные задачи 3-го года обучения:

– дать углубленный объем знаний, умений и навыков в области пошива, декоративного оформления, демонстрации коллекций одежды и причесок
– научить техническим навыкам и приемам выполнения различных швов и изделий;
– предоставить знания, позволяющие продолжить образование в области декоративно-прикладного искусства и реализовать свой творческий потенциал;
– совершенствовать необходимые навыки в области конструирования, моделирования и пошива одежды.

Образовательные задачи 4-го года обучения:

– ознакомить воспитанников с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства,
– дать углубленный объем знаний, умений и навыков в области пошива, декоративного оформления, демонстрации коллекций одежды и причесок;
– совершенствовать необходимые навыки в области конструирования, моделирования и пошива одежды;
– раскрыть детям красоту и значимость народного искусства в сфере современного декоративно-прикладного искусства;

Развивающие задачи:

– содействовать развитию внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
– содействовать пробуждению любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;
– содействовать развитию изобретательности и устойчивого интереса к творчеству
– содействовать развитию индивидуальности в процессе творческой деятельности;
– содействовать укреплению системы нравственных ценностей, развивать склонности и способности детей к художественному творчеству;
– продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных или плоскостных форм;

Воспитательные задачи:

– способствовать воспитанию творческого отношения к труду, трудолюбия, целеустремлённости;
– способствовать созданию комфортного психологического климата внутри коллектива, способствующего интересу к образовательному предмету и творческому общению воспитанников;
– способствовать воспитанию патриота родного края, хранителя и носителя национальных традиций.

Программа предназначена для воспитанников детского творческого объединения “Кройки и шитьё” в возрасте от 12-16 лет.

Группы формируются по возрастному признаку для девочек среднего и старшего школьного возраста. Состав групп должен быть постоянным. Количество детей в группах 1-го года обучения по 15 человек, в группах 2-го года обучения 12 человек, в группах 3 и более годов обучения – 10 человек.

Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю по 3 часа (3х45)

Срок реализации Программы 4 года. Общий объем Программы 864 часа:

1-й год обучения – 216 часов
2-й год обучения – 216 часов
3-й год обучения – 216 часов
4-й год обучения – 216 часов

2. Форма подведения итогов реализации программы

Знания, умения, навыки приобретенные воспитанником должны соответствовать образовательному уровню данной программы. Поэтому проверка и оценка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения.

Будучи составной частью обучения, контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Но главная функция контроля диагностическая, т.е. точно знать на каких этапах обучения, какой уровень усвоения материала данной темы. В основном используется текущий контроль, где широко используется наблюдение за деятельностью воспитанника и итоговый контроль, где оценивается готовое изделие (опросники, тестовые задания, кроссворды и др. – приложение № 1). В рамках программы предусмотрен анализ и обсуждение членами коллектива качества пошива, посадки на фигуре, эстетических свойств изготовленных моделей. Воспитанницы оценивают достижения каждого воспитанника по основным показателям:

– Эстетические качества моделей.
– Сложность изготовления модели.
– Качество обработки изделия.
– Самостоятельность изготовления.
– Демонстрация моделей одежды.
– Участие в общественной жизни детского объединения.

Итоги подводятся в середине и в конце учебного года в ходе промежуточной и итоговой диагностики.

Готовые творческие работы воспитанники демонстрируют на выставках и демонстрациях моделей.

Контроль результатов учебного процесса является обязательным компонентом процесса обучения. Данная Программа предполагает все три вида контроля: текущий (в форме устного опроса, беседы), периодический контроль (письменный опрос, практическая работа), а также итоговый контроль – оценка конечного результата пройденного курса комбинированным методом (устный опрос, письменный опрос, практическая работа).

Таким образом, воспитанники на каждом занятии вспоминают тему предыдущего занятия при помощи фронтального опроса, что даёт им возможность закрепить полученные знания.

Итоговый контроль – контроль конечного результата – работы детей демонстрируется на выставках творческих работ, а так же участие в показах моделей и коллекций “Театра мод” “Самоцветы”.

Ожидаемый результат

По окончании 1-го года обучения по программе воспитанники должны уметь:

– шить одежду;
– приобрести основные навыки при шитье одежды;
– пользоваться чертежами;
– самостоятельно построить чертёж и сделать необходимые конструктивные изменения;
– сметать изделие, подготовить к примерке;
– грамотно и аккуратно обрабатывать узлы изделия;
– пользоваться инструментами и швейными машинами со знанием техники безопасности;
– передать своим изделиям эмоциональный настрой;
– устранить дефекты в поясных изделиях;
– правильно вести себя в обществе, взаимно уважать друг друга, сотрудничать;
– знать этикет поведения, этику поведения за столом.

По окончании 2-го года обучения воспитанницы должны уметь:

– самостоятельно создавать композиции костюма, со знанием стиля, композиции, художественного образа;
– конструировать полочку и спинку;
– выполнять поузловую обработку отдельных деталей;
– правильно читать чертежи и использовать их в построении;
– строить чертёж брюк на основе юбки;
– устранять дефекты в одежде;
– использовать декоративно-художественное оформление в одежде;
– знать основы моделирования;
– знать европейские стандарты маркировки, размеров.

Результаты знаний и умений демонстрируются в показах “Театра мод”, выставках работ кружковцев.

По окончании 3-го года обучения воспитанницы должны уметь:

– самостоятельно создавать композиции костюма, со знанием стиля, композиции, художественного образа;
– конструировать несложные модели;
– выполнять самостоятельно технологическую обработку деталей;
– правильно читать чертежи и использовать их в построении;
– использовать декоративно-художественное оформление в одежде;
– знать основы моделирования;
– уметь двигаться модельным шагом;
– знать предназначение макияжа и уметь наносить его.

Результаты знаний и умений демонстрируются в показах “Театра мод”, выставках работ кружковцев.

По окончании 4-го года обучения воспитанницы должны уметь:

– самостоятельно создавать композиции костюма, со знанием стиля, композиции, художественного образа;
– конструировать модели;
– выполнять самостоятельно технологическую обработку деталей;
– использовать декоративно-художественное оформление в одежде;
– знать и использовать основы моделирования;
– уметь двигаться модельным шагом;
– знать предназначение макияжа и уметь наносить его.

Результаты знаний и умений демонстрируются в показах “Театра мод”, выставках работ воспитанников.

Учебно-тематический план, содержание и методическое обеспечение программы представлены в приложении 1.