Сегодня особая тема классного часа. Но сначала мы услышим стихотворение-загадку, а вы скажете, о чем мы сегодня будем говорить:
Славится он первым на селе,
Ставится он первым на столе,
Ветер его холит, холят его степи.
Он лежит сейчас парной,
Сытный, белый и ржаной.
Выбирай, тебе какой?
Итак, сегодня мы говорим о хлебе. Но в русском языке есть еще одно слово, которому трудно найти аналоги у других народов. Слово это – хлебосольство. Хлебосольство всегда было присуще русскому народу, с ним связаны многие обряды и поверья. А сейчас мы увидим, как же встречали дорогих гостей.
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
– Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
История хлебопечения
В старину о хлебосольном хозяине говорили: “Дом, как чаша полная – хлеб-соль со стола не сходят!”. В знак же благодарности за сердечное угощение часто произносили такие слова: “Хлебом-солью довольны – глаза не глядят”. Верили русские люди, что обласканный в доме гость не причинит зла.
Хлебом и солью встречали самых именитых гостей и молодых в день свадьбы, им в первую очередь запасались, когда отправлялись в дальнюю дорогу, по умению испечь хлеб определяли домовитость хозяйки. Ни один из других видов пищи у русского народа не идет ни в какое сравнение с хлебом.
Хлеб известен человеку очень давно. Считают, что еще во времена каменного века, примерно 15 тысяч лет назад, люди впервые узнали вкус хлебных злаков. Возможно, хлеб был известен человеку гораздо раньше. Не знавшие земледелия первобытные люди собирали дикорастущие злаки и ели их сырыми.
Миновало много веков, прежде чем человек научился растирать эти зерна смешивать их с водой. Т.о. хлеб родился на свет в виде жидкой каши, которую и сейчас употребляют в пищу жителям Востока и африканских стран.
Далее научились приготавливать пресные лепешки. Этот способ был известен древним египтянам, персам, евреям. Пекли такие лепешки из непросеянной муки грубого помола. Иногда в муку добавляли речной песок. Во время раскопок образцы лепешек с этой примесью находили неоднократно.
– Лепешки стали изготавливать вместо жидкой каши. Как вы думаете, с чем это связано? Почему лепешки больше понравились людям? (похлебка быстро портилась, засыхала, что делало невозможным ее хранить. Лепешки хорошо сохранялись, их можно брать в дорогу). Перед едой лепешку размачивали в воде.
– Огромным открытием было сбраживание теста. Пшеничная мука в соединении с водой образует клейковину. В результате дрожжи, которые добавляют в тесто, выделяют углекислый газ; он образует многочисленные поры и делает хлеб пышным.
Зерновые культуры
– Как вы думаете, что использовали в качеств зерновых культур при изготовлении муки? (пшеница, рожь, просо, овес, ячмень)
– Издавна народ слагал различные сказы, пословицы, поговорки об этих культурах. Сейчас мы ближе с ними познакомимся.
- Пшеница. Пшеница годом родится, а добро всегда пригодится.
- Рожь. Рожь поспела – берись за дело.
- Просо. Просо ветра не боится, а морозу кланяется.
- Овес. Овес любит хоть в воду, да в пору.
Конкурс дегустации
– А одинаковый ли хлеб получается из разных зерновых культур? (разный).
– Сегодня в магазинах продают хлеб, который выпекается с пшеничной или ржаной мукой. Белый хлеб – это хлеб из пшеничной муки 2-ого сорта. Из пшеничной муки высшего сорта выпекаются изделия из слоеного теста. Обыкновенный черный хлеб – это хлеб из смеси пшеничной и ржаной муки. Бородинский хлеб – это хлеб из ржаной муки с добавлением тмина или кориандра, то есть с добавлением приправ.
– Сейчас вы попробуете на вкус угадать, кусочек какого хлеба вы съели.
Калачи
– Мы узнали, из какой муки делают разный хлеб. Сейчас в булочных отделах можно встретить разнообразную выпечку: и булочки, и плюшки, и ватрушки, и многие другие фантазии пекаря. Но что же раньше пользовалось особым спросом?
Особой любовью пользовались калачи. Появились они очень давно и в древнерусском быту играли большую роль. Калач был к месту на пиршествах царей и в повседневном питании рядового гражданина.
По свидетельству историков в день рождения Петра Первого гостям было отпущено 240 калачей. Вместе с тем калачами одаривали нищих и заключенных по большим праздникам. Конечно, это были уже не царские калачи. Отпуская слугу “ в увольнение”, барин давал ему легкую монету “на калач”.
Форма калачей была самая разнообразная. Например, к столу Великого князя Василия подавали калачи в виде хомута. По предположению историков, это было взято у татар.
Известным булочником был Филиппов. И существует одна история о том, как появились сайки с изюмом.
В те времена всевластным диктатором Москвы был генерал Закревский, перед которым трепетали все. Каждое утро горячие сайки от Филиппова подавались ему к чаю: – Э-тто что за мерзость! Подать сюда булочника Филиппова ! – заорал как-то генерал за утренним чаем. Слуги, не понимая, в чем дело, притащили к начальству перепуганного Филиппова. – Э-тто что? Таракан ?! – и властитель сует сайку с запеченным тараканом. – Э-тто что ?! А ? – И очень даже просто, Ваше превосходительство, – поворачивает перед собой сайку находчивый старик. – Что-о:? Что-о:? Просто ?! – Это изюминка-с! И съел кусок с тараканом. – Врешь, мерзавец! Разве сайки с изюмом бывают? Пошел вон! Бегом вбежал в пекарню Филиппов, схватил решето изюма, да и вывалил в саечное тесто, к великому ужасу пекарей. Через час Филиппов угощал Закревского сайками с изюмом, а через день от покупателей булочной отбоя не было. – “И очень просто! Все само выходит, поймать сумей”, – говорил Филиппов.
Что такое “голод”?
– Всегда ли было так, что хлеб ставился посередине стола, всегда его было в достатке? (нет)
– Когда последний раз люди испытывали нехватку хлеба? (во времена ВОВ)
Во время блокады Ленинграда люди глодали. Хлеба выдавали очень мало. Есть даже стихотворение Роберта Рождественского. Вот отрывок:
В дыму ленинградское небо,
Но не горше смертельных ран
Тяжелого хлеба,
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
Посмотрите, вот та норма хлеба, которая выдавалась в те тяжелые моменты.
– Очень много воспоминаний осталось у людей, которые были прямыми свидетелями и участниками войны. И их воспоминания мы сейчас послушаем.
Страшная зима 1941 года. Голос из 1941 года (книга "Память". Письма о войне и блокаде. Лениздат. 1985 *стр. 130 Легенды и быль. В. Семенова.
Наступили дни, когда жить было подвигом. 125 граммов хлеба делили на три части: завтрак, обед и ужин. Варили кожу, из столярного клея – студень, .. съели все запасы горчицы, соли, белые горошки лекарств гомеопатов. Люди с застывшими лицами медленно двигались по улицам, не смеялись и не улыбались, ноги передвигали, не сгибая в коленях. Больше всего боялись упасть, а если падали, то с особой настойчивостью просили поднять. Как-то мы с сестрой поднимали одну женщину трижды. Потом посадили ее на ступеньку у парадной дома. Возвращаясь через некоторое время, увидели, что она уже мертвая. К голоду прибавились сильные морозы. Не было света, топлива, воды. Рубили на дрова мебель, паркет – все, что можно было сжечь в "буржуйках". Холодно и темно. Крохотный фитилек коптилки освещает комнату. Полумрак даже днем, потому что стекол в окнах нет – они вылетели от бомбежек, пришлось заткнуть их подушками.
За водой ходили на ближайшую речку. Лунка обмерзала, выстраивалась очередь. Какие же усилия требовались голодному, больному человеку, чтобы вытащить наполненное ведро на обледеневшую набережную? Настоящим горем считалось, когда ведро вырывалось из рук и катилось вниз. Воду берегли, перестали умываться.
Болезни и смерть шли по городу. Трупы долго оставались лежать: убирать их было некому.
- Стр. 132 Пели шепотом З. Шевардина
Мозг был настолько насыщен думами о еде, что она даже снилась. Высшей мечтой было получить побольше простой пищи, поесть картошки в "мундире" прямо из котелка:
Тяжело было смотреть, как идет человек, вдруг зашатается, падает и умирает. Или прислоняется к стене и тоже падает. Кто мог, выносил мертвых во двор. Там их потом подбирали и увозили на ближайшее кладбище. В одном дворе я видела, как стояли люди перед мертвыми, склонив головы. Одна из женщин вдруг сказала: "Что же это мы так, ведь в последний путь отправляем. Давайте споем "Интернационал". И все запели. Тихо – тихо. Почти шепотом.
Жить в одиночку было страшно и трудно. Поэтому объединялись семьи в одной квартире: легче было отапливаться и помогать друг другу. Кругом горе, но люди не черствели, были отзывчивыми, как могли поддерживали "нормальную" жизнь. Воду экономили. Один раз в неделю мылись, потом в ней стирали, а уж после всего мыли пол.
- Из дневника Нины Ивановой. Стр.116 в книге "Дети города-героя", Лениздат, 1974
14 января 1942 года
Папа достал какого-то масла, которое наливали в краску. Теперь мы жарим на нем хлеб: Я поела жареного хлеба, и две ночи у меня болел не то живот, не то еще что -то. Я теперь не жарю, а остальные жарят.
Я пишу, а сама так замерзла. У меня закоптело лицо и руки, но мыться холодной водой бесполезно, только размажешь: у меня такое старое лицо. Глаза провалились, а над глазами и под глазами опухоль. Меня теперь зовут гражданкой, и никто мне не дает столько лет, сколько мне есть. Какую печать наложила блокада на наше здоровье!
Сейчас папа, мама, Лена на работе, жилец в соседней комнате не ходит домой, а ночует на заводе, потому что невозможно ходить пешком так далеко.
Летом старшина Степан Лебедев получил письмо из Ленинграда от 12-летнего сына: " Папа, ты, наверно, знаешь, что зима у нас была очень тяжелой. Я тебе пишу всю чистую правду, что мамочка умерла 14 февраля. Она очень ослабла, последние дни не могла даже подняться. Папа, я ее похоронил. Я достал салазки и отвез, а один боец мне помог, мы до ночи вырыли могилу, и я пометил. Папа, ты обо мне не беспокойся, я крепкий, учусь дома, как ты приказал, я работаю, помогаю в ремонте машин. А Ленинград они не взяли и не возьмут. Ты, папа, счастливый, что можешь их бить, отомсти за мамочку.."
– Хлеб ценят те, кто когда-то был его лишен. Почему нужно беречь хлеб?
Существует одно поверье, которое немножко объясняет бережное отношение к хлебу. Считалось, что человек, уронивший хлеб, должен, подняв его, обязательно поцеловать. Многие же из нас вместо этого выбрасывают уроненный хлеб в мусорное ведро. Между тем, согласно другому поверью, все куски и крошки хлеба, которые человек выбрасывает, за ним подбирает черт. Если после смерти человека все выброшенные им куски хлеба будут весить больше, чем он сам, то черт заберет его душу.
– Почему те люди, которые всю жизнь выращивают хлеб, никогда не выбросят его?
“Собери пословицу”
О том, что нужно беречь хлеб, сложено немало пословиц. Мы уже услышали пословицы и поговорки о злаковых растениях, теперь наша задача – собрать пословицы о хлебе. Итак, перед вами пословицы, но они разрезаны пополам. Нужно их собрать и рассказать, какой смысл несет в себе каждая пословица.
Хлеб везде хорош – и у нас, и за морем.
Хлеба ни куска – и в горнице тоска.
Хлеб дорог, как сама жизнь.
Худ обед, коли хлеба нет.
Подведение итогов
– Почему же нужно беречь хлеб? (сложно вырастить, по поверьям, в тяжелые военные дни люди гибли без хлеба, хлеб – это символ щедрости и гостеприимства).