Площадь боковой поверхности цилиндра. 10-й класс

Разделы: Математика

Класс: 10


Цель урока.

Обучающий аспект.

1. Закрепить знания и умения нахождения боковой поверхности куба.

2. Научиться находить площадь боковой поверхности цилиндра по формуле.

Развивающий аспект.

1. Развивать грамотную математическую речь при ответе с места и у доски.

2. Развивать мышление посредством:

- сравнения;

- постановки и решения проблемы (логические умозаключения при возникновении проблемной ситуации и ее разрешении).

3. Развивать умение проводить аналогии при выводе формулы боковой поверхности цилиндра.

4. Развивать пространственное и логическое мышление в ходе вывода формулы и решении задач.

Воспитывающий аспект.

1. Воспитывать соблюдение норм поведения в коллективе, уважение к мнению окружающих при совместной деятельности в группах.

2. В соответствии с этими задачами была выбрана структура урока. Виды деятельности учащихся подбирались с учетом психологических особенностей класса.

Тип урока. Урок изучения новых знаний.

Этапы урока.

  1. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
  2. Усвоение нового материала.
  3. Первичная проверка понимания.
  4. Домашнее задание.
  5. Подведение итогов урока.

Учащиеся знают и умеют: знают формулы площади боковой поверхности призмы.

Учащиеся не знают: не знают формулу боковой поверхности цилиндра.

Этапы урока, образовательные задачи Содержание учебного материала Формы организации обучения Методы обучения
Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

Обеспечение мотивации познавательной деятельности учащихся. Актуализация опорных знаний и умений. Подвести учащихся к границе знания - незнания

1) Учащимся предлагается решить задачу №1.

Сколько грамм зеленой краски нужно взять для того, чтобы покрасить боковую поверхность куба с ребром 2 м с внешней стороны, если на 1 квадратный метр требуется 100 г краски?

Учащиеся делятся на 2 группы, в которых самостоятельно решают данную задачу, с последующей её устной проверкой. Представитель одной из групп (например № 1) комментирует решение задачи, вторая группа анализирует решение и задает вопросы.

2) Учащимся предлагается решить задачу №2.

Сколько грамм зеленой краски нужно взять для того, чтобы покрасить боковую поверхность цилиндра (с внешней стороны) радиусом 2 м и высотой 3 м, если на 1 квадратный метр требуется 200 г краски?

Вопросы к учащимся:

- Можем ли мы рассчитать количество краски или нет?

- Что необходимо найти, чтобы дать ответ на вопрос задачи? (Найти площадь боковой поверхности цилиндра)

- Что представляет собой боковая поверхность цилиндра?

Групповая Репрод.
Усвоение нового материала.

Организация деятельности учащихся по выводу формулы площади боковой поверхности цилиндра.

Восприятие, осмысление, первичное запоминание изучаемого материала.

Для ответа на 3-й вопрос учащимся предлагается выполнить практическую работу: разрезать боковую поверхность цилиндра (модели боковой поверхности цилиндра и ножницы заранее заготовлены и лежат у учащихся на столе) по образующей развернуть её так. Чтобы все образующие оказались расположенными в одной плоскости

В результате данной практической работы учащиеся получают развертку боковой поверхности цилиндра, которая представляет собой прямоугольник, площадь которого они могут вычислить.

Учащимся предлагается самим вывести формулу для вычисления площади боковой поверхности, сделать вывод и решить задачу №2.

Представитель группы (например, №2) отчитывается о решении данной проблемы, группа №1 корректирует ответ.

Групповой Частично-поисковый, поисковый
Первичная проверка понимания.

Установление правильности и осознанности усвоения новой формулы, выявление неверных представлений и их коррекция

По готовым чертежам учащиеся решают задачу № 3, 4. (Приложение 1)

Задачу №3, решает представитель группы №1 с полным комментарием, учащиеся класса дополняют его ответ

Решение задачи №4 учитель обсуждает с классом и план решения записывает на доске. Затем учащимся предлагает самостоятельно записать решение в тетрадях, с последующей фронтальной проверкой каждого пункта у доски. Резерв: № 542

Групповой.

Фронтальный, индив.

Репрод.
Домашнее задание.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

№540, №543 с комментариями учителя (по ходу объяснения учитель отвечает на вопросы учащихся) Фронтальный Репрод.
Первичная проверка. Экспресс диагностика Учащимся предлагается самостоятельно решить задачу №5 (приложение 2) по готовым чертежам с последующей проверкой и выставлению оценок. Индивид. Репрод.
Подведение итогов урока.

Анализ и оценка работы учащихся на уроке. Формулировка учащимися итогов урока: достижение цели, усвоение формулы площади боковой поверхности цилиндра

Что нового узнали на уроке?

Записать формулу площади боковой поверхности цилиндра (учащийся у доски).

Актуально ли знание данной формулы в бытовой жизни или без неё можно обойтись?

Фронтальная Репрод.