Цели урока:
- изучение строения и функций органов дыхательной системы;
- развитие навыков выделения главного, обобщения и формулирования выводов;
- формирование сознательного отношения к учебе, умения применять в жизни знания, полученные на уроке;
образовательные:
- изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;
- раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
- выяснить механизмы голосообразования;
развивающие:
- продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);
- развивать навыки научно-исследовательской работы через постановку учебных экспериментов;
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Этап проверки домашнего задания.
3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности:
3.1 мотивация;
3.2 постановка проблемы;
3.3 фабрика дыхательной системы:
6 этаж – коврик для воздуха
5 этаж - носоглотка
4 этаж – музыкальный инструмент в горле
3 этаж – трахея
2 этаж – бронхи
1 этаж – легочные пузырьки
3.4 значение дыхания (биоадекватная методика);
3.5 с какой быстротой мы дышим?
3.6 статистические данные о заболевании органов дыхания
4. Этап закрепление.
5. Этап применения изученного материала.
6. Этап информации о домашнем задании.
7. Рефлексия.
Оформление доски.
Эпиграф урока: “Дыхание – это основа жизни!”.
Ход работы
Учитель
Приветствие, знакомство с ребятами.
Определение настроения учащихся при помощи карточек красного, и синего цвета.
Учитель:
Проверка пройденного материала, при помощи кроссворда.
Вопросы к кроссворду: [3]
- Полый мышечный орган, расположенный в грудной полости, немного смещенный влево от средней линии груди. (Сердце)
- Красные кровяные клетки, безъядерные, основная функция которых заключается в переносе кислорода от органов дыхания ко всем клеткам тела и в удалении из тканей углекислого газа. (Эритроциты)
- Это межклеточное вещество, которое составляет около 60 % объема крови и на 90-92 % состоит из воды. (Плазма крови)
- Красноватую окраску эритроцитам придает особый белок. (Гемоглобин)
- Кровяные пластинки, основная функция которых – свертывание крови. (Тромбоциты)
- Бесцветные клетки крови, все они имеют ядра, функция которых – защита организма от чужеродных для него веществ, клеток и тканей. (Лейкоциты)
Учитель: Вставьте последнюю букву и определите центральное слово. Оно вам поможет определить тему урока.
Запись в тетрадях темы урока: тема урока “Экскурсия по фабрике Дыхательная система”.
3.1 Восточная мудрость гласит: “Дыхание – это основа жизни”. Действительно, жизнь человека начинается с первого вздоха. [6]
Учитель:
Человек без пищи может прожить несколько недель, без воды – несколько дней, а без воздуха не проживет и пяти минут. Сегодня на уроке мы узнаем, для чего нам нужен воздух и как происходит дыхание. Рассмотрим взаимосвязь строения и функций органов дыхания.
3.2 Постановка проблемы
Учитель:
Можно ли дыхательную систему назвать фабрикой? На этот вопрос мы попробуем ответить в конце урока. Запись в тетрадях определения дыхания и схемы видов дыхания.
3.3 Учитель: Экскурсия по фабрике “Дыхательная система”. [2]
6 этаж (носовая полость)
Рассказ учителя о носовой полости. [1]
5 этаж (носоглотка)
Рассказ учителя о носоглотки. [1]
4 этаж (гортань)
Рассказ учителя о гортани. [1]
3 этаж (трахея)
Рассказ учителя о трахеи. [1]
2 этаж (бронхи)
Рассказ учителя о бронхах. [1]
1 этаж (легкие)
Рассказ учителя о легких. [1]
3.4 Применение новой технологии, которая называется биоадекватная REAL–технология. [4]
Займите удобное положение. Закройте глаза. Расслабьте лицо, шею, плечи, руки, ноги. Представьте, как мышцы на лице становятся мягкими, расслабленными.
Представьте летний луг, разнотравье. Светит яркое солнышко. Вдохните аромат летнего луга, всмотритесь в цветы и травы. Найдите цветок с разноцветными лепестками. Посмотрите внимательно на этот цветок: в центральной части написано значение дыхания, посмотрите на красный лепесток, там написано – обеспечение организма кислородом, на желтом – окисление (распад органических соединений с освобождением энергии), на синем – образование и удаление углекислого газа, оранжевом – удаление паров воды, сероводорода, аммиака и др.
3.5 С какой быстротой мы дышим?
Взрослый человек в состоянии покоя делает приблизительно 16 вдохов, ребенок – 26. так дышит человек. Что касается животных, то у них различия в дыхании довольно большие. Лошадь в состоянии покоя совершает 8 раз, мышь делает в минуту 200 вдохов, а кит может целый час выдержать без дыхания. [2]
3.6 Информация о заболеваниях органов дыхания у школьников в Орловской области. [5]
4. Решение проблемы, поставленной в начале урока. Что такое фабрика?
Фабрика – это промышленное предприятие (организм), основанное на применении системы машин (система органов) с разделением труда (каждый орган выполняет определенную функцию). Вспомним функции каждого органа.
Носовая полость – увлажнение воздуха, задерживание пыли.
Носоглотка – проводит воздух из носовой полости в гортань.
Гортань – образование звуков за счет голосовых связок, защита верхних дыхательных путей от попадания пищи (надгортанник).
Трахея и бронхи – обеспечивает свободное прохождение воздуха.
Легкие – осуществляется процесс газообмена.
5. Где бы вы могли применить знания, полученные на уроке?
Тренировка дыхания при помощи воздушных шаров (воздушные шары будут напоминать альвеолы).
6. Домашнее задание – стр. 138-139 и провести эксперимент в семье, кто больше по времени может продержаться без дыхания.
7. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке…
- Что интересного вы узнали на уроке …
- Что было для вас наиболее трудным …
Литература
- Любимова З.В., Маринова К.В. Биология. Человек и его здоровье: Учеб. Для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. -М.: ВЛАДОС, 2003.
- Соколова Н.Г. “Строение тела человека: от макушки до пяток” Ростов-на-Дону “ФЕНИКС”, 2007.
- Сонин Н. И., Сапин М.Р. Биология человек 8 класс. – М.: Дрофа; 2005 г.
- Источник сайт http://academiakm.ru/b-masl2.htm
- Источник сайт http://www.oryol.ru/material.php?id=640
- Источник сайт http://sobesednik.ru/health/zvd_20_10_malahov/