Цель: определить основные особенности современного урока и условия его успешного проведения.
Форма проведения: технология деятельностного метода.
Для проведения педсовета участники делятся на 4 группы так, чтобы в группе были учителя, преподающие разные предметы.
Вступление
Ситуация современного урока – это ситуация расставания с уроком строгим, привычным, каждый элемент которого регламентирован, с точным объёмом учебного материала, постоянными ритуалами и правилами Современный урок - это урок свободный, характеристики которого рождаются по велению времени и благодаря усилиям педагога.
Сегодня этот урок малоизучен, его технологии только апробируются.
Почему же появилась необходимость нового урока, новых технологий, нового подхода к ученику и содержанию обучения?
Тема сегодняшнего педсовета “Критерии эффективности современного урока”. Тема эта стоит всё острее, т.к. меняются требования общества к жизни, к себе, к учителю, смещаются приоритетные ценности, т.е. всё то, от чего зависит будущее этого самого общества.
Сегодняшний педсовет мне хочется начать словами человека, который считается ярым реакционером и консерватором, человека, которого ненавидели вольнодумцы всех времён – словами обер-прокурора Синода Константина Петровича Победоносцева. В самом конце XIX века он написал, на мой взгляд, блестящую работу о школе, работу, которая никогда не была опубликована, работу, которая вскрывает многие проблемы школы современной, и саму её суть.
“Учитель есть самая сущность школы и без учителя никакая школа немыслима, учитель должен быть создан для школы.
Учитель и его инструмент – урок – вот основа старой и новой концепции школы. Именно в наши руки отдан великий инструмент обучения – урок.
Учитель должен помнить “…что он делает великое дело, которое нельзя делать с небрежением”.
Сегодня современный урок имеет несколько иные приоритеты в своих признаках, целях и задачах, потому что у общества иные требования к ученику.
Сегодня от выпускника школы ожидают не только умения адаптироваться к реальности, но и осуществлять свои собственные замыслы.
Надобно приобрести задатки действительного знания и вынести из школы и желание и способность дальше воспитывать его в себе,- написал ещё в XIX веке К.П. Победоносцев
В связи с этим во главу угла на уроке встаёт индивидуальность ученика, осмысленность и осознанность его действия на уроке, наличие равенства учителя и ученика. И даже больше - главным на уроке стал ученик, а учитель только организатор его процесса познания. Сегодня наша задача не вложить любыми способами учебный материал в голову ученика, а научить его находить знания, выработать у него устойчивую мотивацию на приобретение знаний, навыков и умений.
В конце XIX века Константин Петрович Победоносцев сказал: Обычно у нас, к сожалению, только внешнее: “ум ученика представляется как бы комодом со множеством ящиков и уголков, которые требуется все наполнить фактами, предполагается, что они останутся в уме навсегда и что каждое помещение служит их хранилищем, из которого можно извлечь когда угодно нужное знание. Но пройдёт немного времени и все эти знания пропадут бесследно, потому что знание было механическое, а не жизненное”.
И всё-таки - урок – это такая форма организации процесса обучения, в которой получение информации является главным. Практически все наши методики нацелены на усвоение содержания обучения. Но усваивается только то, чем ученик овладевает как субъект (делатель) учебной деятельности, действуя осмысленно и осознанно.
А значит, ученик должен каждый урок понимать, что он будет делать и зачем ему это надо.
И опять обратимся к словам обер-прокурора: “Мы склонны приписывать действенную силу методике обучения. Но применение той или другой методики может иметь лишь одно механическое действие, если ученик не понимает, зачем ему тот или другой урок”.
Заставить ученика учиться можно лишь тогда, когда он начинает понимать, для чего он учится: в этом смысле настоящее учение состоит в том, что ученик приводится к знанию. Для этого добрый учитель обращается к двум душевным качествам, на которых утверждается любое знание: к любознательности и к наблюдательности.
Повторюсь, поскольку сейчас ученик стал субъектом урока крайне важна осознанность его действий.
Осознанность действий начинается на уроке с этапа выбора целей.
А поэтому ученику лучше проявить инициативу уже при определении целей и задач урока, плана действий на уроке.
К сожалению, сейчас ценности в содержании образования уходят на дальний план и очень часто оказываются оторваны от системы жизненных ценностей. А ученик в нашем понимании просто обязан их усваивать и считать важным то, что таковым для него не является.
Очень часто мы на уроке говорим “вы должны”, “вы обязаны”. Вам необходимо,… а это воспринимается как посягательство на личность и вызывает сопротивление.
Учителям предлагается определить причины нежелания учиться и пути преодоления их (на работу дается 10 минут, а затем каждая группа предлагает итоги своей работы).
Выводы.
Отсюда же и другая беда… Желающих учиться с каждым годом становится всё меньше. По данным психологов , среди поступающих в школу только 50% хотят учиться, а к новому году мы теряем ещё 20% желающих. Почему не хотят? Мы скажем:
- перегрузка;
- телевидение.
Неинтересно… Можно допустить ещё одно предположение: не хотят учиться так, как мы предлагаем…
Что же делать?
Сделать учебную ситуацию мотивированной, т.е. надо минимизировать основные причины нежелания учиться и активизировать желание учиться.
Почему современный ученик не хочет учиться?
Перегрузка – одна из самых важных причин нежелания учиться: и действительно объем информации всё возрастает.
Парадокс в том, что никто и никогда не подсчитывал: а достаточно ли отведённого по учебному плану времени для усвоения заданного в учебнике материала?
Последние расчёты показали чудовищную перегрузку почти по всем предметам.
И ученику остается только защищаться и он защищается как может: списывает, обманывает, быстро забывает, просто не учит – это всё формы защиты. Да мы ещё по нескольку параграфов задаем от старания… Важную роль в желании учиться играет:
1. Физиологическая безопасность:
- проветренный класс,
- хорошее освещение,
- достаточная кубатура,
- сытость,
- выспавшиеся,
- здоровые.
2. Психологическая безопасность:
- потребность в принятии,
- уменьшение страха и стресса.
По данным исследований, у 60% учащихся ведущим мотивом прихода в школу является мотив страха. Ребята учатся не потому, что хотят учиться, а во избежание множества неприятностей. Много страхов из-за неудовлетворительной оценки. И здесь поможет технология положительной обратной связи. При оценке знаний + - - -+.
Другой наш бич – инфантильность детей.
Эрозия внимания, хроническая рассеянность и гиперактивность – всё это проявление определённой инфантильности сегодняшних детей.
Циклы внимания представляют последовательность: 90-110 минут активной деятельности, 10-20 минут снижение внимания. Бесполезно нагружать класс, если большинство учащихся на минимуме внимания, особенно на уроках повторения, обобщения, закрепления.
Задания учителям: определить основные особенности урока, которые необходимо учитывать при его подготовке (на работу дается 10 минут, а затем каждая группа предлагает итоги своей работы).
Выводы.
Что же делать? Всеми доступными способами поддерживать внимание ученика.
Для поддержания внимания мотивированными должны быть все действия учащихся на уроке, соблюдение принципа контрастности… в звуках, движениях, эмоциях…
Отсутствие мотивов учения приводит к равнодушию ученика на уроке, полному отсутствию внимания…
Охотнее всего мы делаем то, к чему чувствуем свою готовность, это нормальное человеческое чувство – проявить себя в том, к чему мы чувствуем себя готовыми. Утверждают, что есть такие виды деятельности, которые учащийся вообще никогда не сможет усвоить (творческие, спортивные действия.)
Учёные считают, в ходе учебного процесса в мозгу учащегося происходит интуитивное сопоставление его возможностей и требований учебного предмета. В случае положительного для себя сигнала возникает потребность учения и работает учебная мотивация. В случае отрицательного сигнала учащийся стремится избежать изучения данного предмета, предвосхищая возможность неприятных ощущений. Таким образом на уроке материал должен быть построен так, чтобы удовлетворять разные виды восприятия:
- кинестетики,
- визуалы,
разным видам способностей:
- рациональные,
- эмоциональные,
- интуитивные,
- деятельностные.
Главной задачей обновляющейся современной школы является не столько приобретение прочных базовых знаний, сколько обучение механизмам самоорганизации собственной деятельности, поиску и добыванию знаний. Без мотивации действий мы не сможем добиться нужного результата, а психологи всё чаще говорят о Мотивационном кризисе.
Почему? Колоссальная избыточность материала.
Отсутствие уверенности в собственной психологической безопасности.
Есть “кнут”, мало “пряников”.
В классе сидят дети с разными способностями.
Сегодня учитель вынужден значительное время уделять пробуждению желания познавать. В условиях избыточной информации, когда у детей начинают действовать механизмы защиты по отношению к учебному материалу, в котором конкретной пользы для себя они не видят, нам необходимо научиться убеждать ребят в актуальности и полезности предлагаемого учебного материала. Как это сделать?
Задание: определить способы убеждения актуальности знаний по предмету.
При подготовке к уроку необходимо понимать, что показать актуальность и важность знаний можно следующими способами:
- возбудить интерес,
- пробудить желание,
- побудить к действию,
- придумать изюминку урока,
- урок должен удивлять.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход.
Инициативная активность
Сегодня обычно грустно шутят, что у учащихся есть один выбор: быть или не быть… физически на уроке. Прийти в школу, донести своё бренное тело до парты, порадовать коллектив своим присутствием или остаться дома и порадовать самого себя.
Главное здесь – создание условий для свободных, самостоятельных, ответственных и инициативных действий учащихся: Надо давать возможность проявлять:
- быстроту, гибкость переключения с одного способа действий на другой,
- способность действовать с полной затратой усилий,
- способность доводить начатое до конца,
- способность удерживать отдаленную цель.
Вопрос учителям.
Как это сделать?:
- соревнование,
- игра,
- проблемность,
- смена деятельности,
- парадоксальность заданий,
(Юмор.
Физминутки.
Соблюдение принципа контрастности.
Поощрение.
Обращение к личному жизненному опыту.)
Дифференциация материала и способов действия в соответствии со способностями учащихся.
Сегодня от выпускника школы ожидают не только умения адаптироваться к реальности, но и осуществлять свои собственные замыслы, быть автором своей жизни. И способствовать этому должен урок… А вот тут масса возможностей для творчества учителя…
Что же является основой, базой проектирования современного учебного процесса и как его составляющей – урока?
Основные компоненты урока:
1. Содержательно-целевой Что и зачем?
2. Организационно-практический Как?
3. Контрольно-оценочный Что в итоге?
Цель – это результат, к которому надо прийти, усвоение знаний, умений, навыков. Если учитель ставит перед собой цель урока, не посвящая в неё учеников, он превращает их в материал. Средство достижения своих целей , а они не всегда совпадают с целями учеников.
Как?
Методов и форм работы очень много и мы их используем. Важно другое… Необходимо максимальное разнообразие заданий, видов деятельности, средств, источников, даже языка представления (научный, графический, символический, образный и т.д.)
Необходимо, чтобы каждый имел возможность высказаться, используя разные формы предъявления наработанного: озвучивание, афиширование, акцентирование, репортаж, информация о сделанной работе… Использовать надо всё, что помогает не упустить главное, интересное на уроке.
Вопрос учителям.
Как победить негативное отношение ученика перед отметкой?
Что в итоге? 60% учеников испытывают страх перед отметкой.
Отметка – количественное выражение оценки усилий и результата деятельности человека в балл, в которых зафиксирован достигнутый им уровень по отношению к стандарту. Оценка – качественная словесная характеристика, комментарий о том, что удалось, а что – нет.
Оценка…для чего? Не только ведь для наказания или поощрения… А для:
- диагностики,
- констатации,
- стимулирования а также функция,
- регулятивная (воспитательный процесс со стороны родителей).
Нужно отметить, что молчаливая цифра мало что может сказать родителям, однако может вызвать гневную реакцию, если не соответствует их ожиданиям.
Поэтому - самое важное сейчас - самооценка учащихся…
Как её организовать:
- взаимоконтроль, взаимопроверка, взаимооценка,
- самостоятельный выбор заданий по уровню сложности,
- сопоставление индивидуальных ответов,
- работа под копирку,
- работа без ошибок, но с отметкой,
- работа без отметки, но с ошибками,
- работа без отметки и без ошибок, только с пометами учителя
- комментарий учащихся,
- “чистая доска” - всё, что надо запомнить, написано на доске. По мере работы стирается часть материала, а устно восстанавливаются пустоты.
- выбор вопроса,
- договор в начале четверти с заявкой на итоговую оценку.
Заключение
Какой бы предмет или предметы ни изучали ученики, настоящей проверкой завтрашней системы образования станет её способность увлечь учеников процессом обучения и сделать его исключительно радостным для них… это подразумевает, что каждый учащийся обретёт ту уверенность в себе, которая необходима для духовного роста и развития личности.
Решение педагогического совета по теме “Критерии современного урока”
1. Неукоснительно использовать в работе системные требования к современному уроку, озвученные на педагогическом совете в течение года
2. МО учителей-предметников провести семинары:
- Правила составления поурочного плана – январь 2010.
- Самоанализ урока – март 2010.
3. На МО учителей-предметников заслушать отчёты учителей о самообразовании по вопросу организации урока – апрель 2010.
4. Провести Панораму современных уроков – февраль 2010.
5. Зам директора при посещении урока заслушивать самоанализ урока и осуществлять его системный анализ постоянно.