Кружок "Умелые руки" – "Игрушки из помпонов"

Разделы: Внеклассная работа


Сегодня в век компьютерных технологий необходимо отвлечь ребенка от телевизора и компьютера, внести в его жизнь разнообразие, предлагая ему альтернативные игры и развлечения.

Несмотря на увлечение компьютерными “героями”, самым верным другом многих детей остается потрепанный, плюшевый, такой любимый Мишка.

Как просто, быстро и без лишних затрат сделать красивую мягкую игрушку? Смастерить ее из помпонов! Ведь все, что нужно для изготовления помпона – два картонных кольца, шерстяные нитки и ножницы.

Детская поделка, конечно, не так совершенна, как сделанная взрослым, но в процессе ее изготовления у ребенка формируется уважительное отношение к труду, развиваются элементарные трудовые навыки, ребенок приобщается к творчеству, переживает радость созидания; лучше представляет, осознает, что он делает, и знает, какой затем получит результат.

Самодельные игрушки, подарки – не только осязаемый результат увлекательных занятий с различным материалом, но и невидимый для глаз – развитие нестандартного мышления и воображения.

Цель данной программы:

  • Стимулировать творческую активность, свободу, эмоциональную раскованность.
  • Побудить детей к творчеству в доступной для них форме.
  • Раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке.

Предлагаемый курс кружка “Игрушки из помпонов” рассчитан на работу с детьми 7–10 лет и состоит из следующих этапов: ознакомительный и развивающий. Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем с дифференцированным подходом к детям.

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;.
  • Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Развивающие:

  • Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук, сенсорного воспитания, глазомера, воображения, волевых качеств (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца);
  • Способствовать развитию образного и пространственного мышления; знакомить с терминологией ручных работ;
  • Познакомить детей с инструментами, видами ручных швов и технологией изготовления игрушки;
  • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;.
  • Развитие творческих и интеллектуальных способностей.

Воспитывающие:

  • Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
  • Прививать навыки работы в группе;
  • Воспитывать культуру взаимоотношений с детьми и взрослыми;
  • Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу.

В группу первого года принимаются все поступающие. Специального отбора не производится. В группу второго года могут поступать и вновь прибывающие после тестирования и опроса при наличии определенного уровня общего развития и интереса. Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях. Количество учащихся в группах 10–12 человек в связи с тем, что обучающиеся должны находиться в поле зрения педагога, так как на занятиях используются колющие и режущие предметы.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения;
  • эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Основной формой работы являются учебные занятия, которые включают в себя:

  • постановка темы занятия;
  • актуализация знаний учащихся или вводная беседа;
  • анализ иллюстративного материала или работа со схемой;
  • рассматривание педагогического образца и объяснение;
  • самостоятельная работа учащихся;
  • итог занятия (обобщение изученного материала).

Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

На занятиях дети приобретают практические навыки (владение иглой, крючком, шилом, ножницами, фигурными трафаретами, и т.д.). Также большое внимание уделяется вопросам цветоведения. Цвет изделия является основным элементом зрительного восприятия, поэтому учащимся необходимо показать многообразные варианты сочетаний цветов и оттенков, научить подбирать цвета в зависимости от характера и назначения изделия. Ребенок учится не только создавать своими руками работы, но и оформлять их.

Представленные занятия включают в себя технику выполнения игрушки из помпонов. Практические задания предполагают повышение сложности изделий по мере приобретения детьми навыков. Сначала дети изготовляют простые работы, рассматривают образцы, анализируют их структуру и приемы выполнения. Потом задания усложняются, дети учатся самостоятельно моделировать простые предметы. А затем они осваивают составление сложных композиций из отдельных элементов.

Последовательное освоение техники позволит перейти к самостоятельному творчеству и воплощению своих идей.

Оценкой результатов обучения являются выставки творческих работ воспитанников прогимназии, участие в городских конкурсах и других мероприятиях.

Личностные результаты:

  • воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
  • развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
  • овладение различными приемами в изготовлении игрушек из помпонов;
  • отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

  • ознакомление учащихся с выразительными средствами изготовления игрушек из помпонов и освоение некоторых из них;
  • ознакомление учащихся с терминологией техники изготовления игрушек.

Метапредметные результаты:

  • обеспечиваются межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и математикой.

Прогнозируемые результаты.

К концу первого года обучения:

Учащиеся должны знать:

  • историю игрушки;
  • инструменты и материалы, которые используются для изготовления игрушек из помпонов;
  • последовательность и технологию выполнения изделий;
  • основы цветоведения (цвета, удачно сочетаемые в изделиях);
  • правила поведения, техники безопасности и гигиены труда на занятиях.

Учащиеся должны уметь:

  • подбирать рационально инструменты, приспособления, материалы для изготовления изделий;
  • пользоваться выкройками для мелких деталей и отделки игрушек;
  • подбирать цвет ниток с учетом законов цветоведения;
  • последовательно изготовить простую игрушку из помпонов: яблоко, муха, цыпленок и т.д. (по образцу или технологической карте);
  • выполнять декоративную отделку готовых изделий.

У детей должно быть воспитано:

  • аккуратность, терпение;
  • умение вести себя на занятии спокойно, выдержанно;
  • желание делать подарки близким людям;
  • эмоциональная отзывчивость при восприятии красивых вещей;
  • желание понимать правила и технику безопасности изготовления игрушек.

К концу второго года обучения:

Учащиеся должны знать:

  • основные положения теории цветоведения и композиции;
  • основные материалы и инструменты, применяемые в технике изготовления игрушек из помпонов;
  • технологические этапы изготовления изделий в: изготовление различных помпонов, соединение помпонов и крепление деталей, декоративная отделка изделия.

Учащиеся должны уметь:

  • изготавливать сложные изделия (различные животные, человек, иллюстрирование сказок), проявляя свой художественный вкус;
  • применять более сложные технические приемы и приемы, изученные ранее;
  • самостоятельно придумывать игрушку;
  • продумать декоративную композицию изделия.

У детей должно быть воспитано:

  • ответственное отношение к качественному выполнению изделий;
  • доведению работы до конца;
  • культура взаимоотношений с детьми и взрослыми;
  • желание выполнять творческие задания;
  • оказывать уважение к труду взрослых.

Учебно-тематический план кружка “Игрушки из помпонов”.

1-й год обучения.

п/п

Содержание рабочей учебной программы Объем учебной нагрузки по программе Деятельность учащихся Формирование УУД
1 год
(46 часов)
2 год
(46 часов)
1. Вводное занятие.

Инструменты и материалы. Секреты успеха. Как сделать помпон.

  Изучение правил техники безопасности при общении с ручным инструментом, овладение методами и способами вдевания нити в иглу, завязывания узелков.

Изготовление одноцветных и многоцветных помпонов. Соединение помпонов и крепление деталей.

Познавательные.

Общеучебные действия:

  • знаково-символические;
  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

УП логические Д:

  • анализ объектов;
  • выбор критериев для сравнения.

Коммуникативные:

  • постановка вопросов;
  • умение выражать свои мысли полно и точно;
  • разрешение конфликтов.

Регулятивные:

  • целеполагание;
  • волевая саморегуляция.
 

2.

Работа с чертежами, выкройками, шаблонами.

  Изучение правил переноса и перенос чертежа выкройки на кальку, увеличение выкройки шаблона.

Инструменты, приспособления.

Правила безопасной работы.

Познавательные.

Общеучебные действия:

  • знаково-символические;
  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

УП логические Д:

  • анализ объектов;
  • выбор критериев для сравнения.

Коммуникативные:

  • постановка вопросов;
  • умение выражать свои мысли полно и точно;
  • разрешение конфликтов.

Регулятивные:

  • целеполагание;
  • волевая саморегуляция.

Личностные:

  • самоопределение
 

3.

Изготовление помпонов, монтаж игрушки, декоративные элементы.

40ч

  Общие сведения о нитках (их толщина, цвет), скручивание шнура из двух прядей, использование дополнительных материалов для создания образа.

Приводить примеры. Моделировать использование декоративных элементов. Знать их свойства. Выполнять монтаж игрушки, определять места расположения декоративных элементов. Выполнять групповые задания.

Познавательные.

Общеучебные действия:

  • знаково-символические;
  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  • выделение познавательной цели;
  • выбор наиболее эффективного способа решения;
  • смысловое чтение;

УП логические Д:

  • анализ объектов;
  • выбор критериев для сравнения;
  • синтез как составление частей целого;
  • доказательство;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные:

  • постановка вопросов;
  • умение выражать свои мысли полно и точно;
  • разрешение конфликтов;
  • управление действиями партнеров (оценка, коррекция).

Регулятивные:

  • целеполагание;
  • волевая саморегуляция;
  • оценка;
  • коррекция.

Личностные:

  • самоопределение;
  • смыслополагание.
 

4.

Итоговое занятие.

  Подводить итог своей деятельности (личной и коллективной). Личностные:
  • самоопределение;
  • смыслополагание.

Регулятивные:

  • оценка.

Коммуникативные:

  • постановка вопросов;
  • умение выражать свои мысли полно и точно;
  • разрешение конфликтов.

Управление действиями партнеров (оценка, коррекция).

  Итого:

46ч

     
2-й год обучения
 

1.

Изготовление помпонов, монтаж игрушки, декоративные элементы.    

45ч

Раскрой дополнительных деталей для игрушки, выбор ниток по номеру в зависимости от вида выполняемых работ. Использование бисера, бусин, меха и других материалов.

Приводить примеры. Моделировать использование декоративных элементов. Знать их свойства. Выполнять монтаж игрушки, определять места расположения декоративных элементов. Выполнять групповые задания.

Познавательные.

Общеучебные действия:

  • знаково-символические;
  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  • выделение познавательной цели;
  • выбор наиболее эффективного способа решения;
  • смысловое чтение;

УП логические Д:

  • анализ объектов;
  • выбор критериев для сравнения;
  • синтез как составление частей целого;
  • доказательство;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные:

  • постановка вопросов;
  • умение выражать свои мысли полно и точно;
  • разрешение конфликтов;
  • управление действиями партнеров (оценка, коррекция).

Регулятивные:

  • целеполагание;
  • волевая саморегуляция;
  • оценка;
  • коррекция.

Личностные:

  • самоопределение;
  • смыслополагание.
 

2.

Итоговое занятие.  

 

 

Подводить итог своей деятельности (личной и коллективной). Личностные:
  • самоопределение;
  • смыслополагание.

Регулятивные:

  • оценка.

Коммуникативные:

  • постановка вопросов;
  • умение выражать свои мысли полно и точно;
  • разрешение конфликтов.

Управление действиями

  Итого:

46ч

     

 

Тематический план кружка “Игрушки из помпонов”.

№ п/п

Тема

Объем учебной нагрузки по программе
1 год (46 ч) 2 год (46 ч)
1. Вводное занятие.
Инструменты и материалы. Секреты успеха. Как сделать помпон.
 
2. Работа с чертежами, выкройками, шаблонами.  
3. Вишни.  
4. Разноцветная гусеница.  
5. Снеговик.  
6. Дед Мороз  
7. Сказка “Теремок”: муха  
8. Мышка.  
9. Лягушка.  
10. Заяц.  
11. Лиса.  
12. Волк.  
13. Медведь.  
14. Итоговое.  
  Итого: 46ч  
16. Герои к сказкам: дед  
17. Бабка.  
18. Внучка.  
19. Жучка.  
20. Кошка.  
21. Иван.  
22. Змей Горыныч  
23. Баба-яга.  
24. Царь.  
25. Царевна.  
26. Чипполино.  
27. Принц Лимон.  
  Итого:   46ч